Интегрированный урок по обществознанию и географии на тему "Социальные войны"

Разделы: География, История и обществознание


Совесть, благородство и достоинство -
Вот оно - святое наше воинство.
Б. Окуджава

Цель учебного занятия: формирование понятия о последствиях социальных войн в масштабе мирового сообщества.

Задачи учебного занятия:

  • дать определение географическим понятиям: "этнос", "нация", "религия";
  • дать определение социологическим понятиям: "конфликт", "война";
  • определить взаимосвязь между географическими и социологическими понятиями;
  • через эмоциональное восприятие информации продолжать формирование нравственных качеств гражданина;

Приемы, используемые на учебном занятии:

  • Критическое мышление
  • Педагогика успеха
  • Создание эвристической среды для ребенка

Вид учебного занятия: урок изучения нового материала.

Логическое задание учебного занятия: К каким последствиям в обществе могут привести социальные войны?

Тезаурус учебного занятия: конфликт, война, этнос, нация, религия.

План учебного занятия:

  1. Этническая война;
  2. Межнациональный конфликт;
  3. Религиозная война;

Необходимое оборудование учебного занятия: визуальное мультимедиа, распечатанные приложения, планшеты, ручки.

Участники учебного занятия занимают места на мягких стульях, расположенных по кругу, у каждого - планшет с необходимым материалом для учебного занятия.

Ход учебного занятия

Организационный момент.

Вступительное слово педагогов. Обозначается тема занятия, его актуальность, логическое задание, план.

Изучение нового материала:

БЛОК УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ:

? Назовите участников военных конфликтов?

Учитель дает определение понятия "этнос", обучающиеся записывают его в планшетах.

? Что образует совокупность этносов?

? Какая общность образуется при слиянии нескольких этносов, племен или народностей?

Учитель дает определение понятия "нация", обучающиеся записывают его в планшетах.

- Не все этносы и народности могут сосуществовать в мире и понимании. И поэтому между ними проявляются этнические и национальные кризисы. Вот несколько их форм.

Приложение 1. Глобальный этнический кризис.

Обучающиеся работают с планшетами, выделяя актуальные причины конфликтов в современном мире.

БЛОК УЧИТЕЛЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ:

Учитель дает определение понятия "конфликт", "война". Обучающиеся записывают их в планшетах и выделяют одной из главных причин территориальные притязания государств и рассматривают ее на примере РФ.

Приложение 2. Эпизод № 1 фильма "Русская карта"

Обучающиеся еще одной причиной социальных войн выделяют религиозные притязания.

БЛОК УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ:

Учитель дает определение понятия "религия", обучающиеся записывают их в планшетах. Педагог выделят основные признаки мировых, национальных и традиционных религий.

? Последователи какой религии при защите своих постулатов проявляют агрессию? В чем она проявляется?

Учитель раскрывает понятие "терроризма"

Приложении 3. Фрагмент фильма "Расследование с нуля. 9/11"

БЛОК УЧИТЕЛЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ:

Учитель делает акцент на отношении молодежи к проблеме социальных войн.

Приложение 4. Эпизод № 2 фильма "Русская карта"

Закрепление:

Обучающиеся делают выводы в дидактическом материале на планшетах.

Рефлексия.

Учебный материал к уроку.

Фамилия, имя: ____________________

Дата: ____________________________.

Тема учебного занятия: ___________ войны.

Логическое задание учебного занятия: К каким последствиям в обществе могут привести социальные войны?

Тезаурус учебного занятия: конфликт, война, этнос, нация, религия.

План учебного занятия:

  1. Этническая война -
  2. Межнациональный конфликт -
  3. Религиозная война -

1.

Нация Может занимать территорию - Примером нации является:

2.

Религия Может занимать территорию - Примером религии является:

Вывод по учебному занятию: ______________________________________

Словарь учебного занятия

ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 конфликт  
2 война  
3 этнос  
4 нация  
5 религия  
6 ________________  

Причинами межнациональных конфликтов, на мой взгляд, являются:

  •  
  •  
  •