Классный час "Давайте говорить друг другу комплименты"

Разделы: Классное руководство


Цель классного часа: развитие умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения. Усвоение стандартных приемов эстетических форм общения и творческого их использования с учетом обстановки, эмоционального состояния партнеров по общению, раскрытиям причин отсутствия взаимопонимания.

Ход подготовки

Предложить учащимся следующие задания:

  • Подумайте над вопросами: Как возникает взаимопонимание между людьми? Ощущаете ли вы понимание и поддержку со стороны одноклассников, учителей, родителей? В чем причина отсутствия взаимопонимания? Что необходимо для того, чтобы добиться полного взаимопонимания между людьми?
  • Подберите репродукции картин, на которых эмоциональное состояние людей передавалось бы с помощью мимики и жестов или благодаря раскрытию взаимоотношений между ними через их отношение к окружающим предметам.

Проведение классного часа

1. Слово классного руководителя

В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, напрасно обидели. «Счастье – это когда тебя понимают», - говорит герой фильма «Доживем до понедельника». Что нужно для того, чтобы налаживалось взаимопонимание? Ведь без этого не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого содружества, ни просто нормального общения.

2. Хорошо ли мы знаем друг друга?

Слово классного руководителя. Взаимопонимание во многом зависит от того, на сколько правильно мы оцениваем своих товарищей, хорошо знаем их. Попробуем выяснить, насколько мы владеем умением судить о людях.

1-е задание: «Словесный портрет»

Дать словесный портрет одного ученика из своего класса и предложить отгадать, кто это. В характеристике отразить физические данные, внешность, выразительность поведения, темперамент, положительные черты характера, увеличение, преобладающие интересы, привычки и слабости.

Одноклассники должны узнать, о ком идет речь, и оценить, на сколько словесный портрет соответствует действительному облику ученика.

2-е задание: «Прогнозируем поступок»

Двум – трем ученикам класса, назовем их испытуемыми, предлагается выйти за дверь. В их отсутствие зачитываются ситуации, например: «Вы вошли в подъезд и увидели, что на ступеньках сидят взрослые парни, а с ними девушка и распивают спиртные напитки. Каковы будут ваши действия?»

Предлагается высказать предложения о том, как бы поступили в этой ситуации испытуемые. За тем спрашивают самих испытуемых.

3. Учись чувствовать рядом с собой человека

Взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умением по малейшим движением лица, позы понимать душевное состояние окружающих, их стремления и желания. Однако это не значит, что надо пытаться угадать, каких слов и поступков от тебя ожидают, и подстраиваться под обстоятельства. «Это стремление,- писал Сухомлинский,- может сделать из тебя лицемера, подхалима и, в конечном счете,- подлеца».

1-е задание: «Анализ картины»

Посмотрите на картины с изображением людей в различных эмоциональных состояниях. Ответьте на вопрос: Что можно сказать о внутреннем состоянии человека? По каким признакам вы определили это? Чем, по-вашему, вызвано такое состояние? Можно ли судить о глубине переживаний человека только по внешнему виду, по поведению? Нравиться ли вам человек, изображенный на картине? Чем? Попытайтесь охарактеризовать человека (каков его духовный мир, род занятий, интеллектуальный уровень, какой он по своему характеру).

2-е задание: «О чем говорят глаза»

Посмотрите на своего соседа по парте. Попробуйте определить в каком настроении ваш товарищ, как он себя чувствует, о чем думает, чем озабочен. Обменяйтесь своими наблюдениями, выводами. Соответствует ли они действительному состоянию товарища?

3-е задание: «Улови настроение класса»

Два- три ученика выходят из класса, а оставшиеся ребята договариваются о том, какие эмоциональные состояния они будут изображать (радость, восторг, удивление, обиду). Вернувшись в класс, учащиеся должны уловить настроение ребят (по отдельным группам и в целом классе).

4-е задание: «Сопереживание»

Двум ученикам предлагается проиграть ситуацию: первый ученик делится своей радостью или огорчением (по случаю, например, отметки или другие). Второй ученик должен соответствующим образом отреагировать на это сообщение (одна и та же ситуация разыгрывается разными парами, затем обсуждается).

В этом задании полезно зачитывать высказывания одной ученицы: «Я заметила, что, когда моя подруга рассказывает о своих неприятностях, жалуется на что-то, я делаю вид, что сочувствую, а на самом деле мне не жалко. Что же, значит, нарочно доброе? Как стать доброй по настоящему? Что такое доброта?».

Вопросы учащимся:

1. Нужно ли быть «нарочно доброй»? Как называется такое поведение? 2. Почему девочке не интересно, то, что рассказывает ее подруга? Можно ли ее вообще называть подругой? 3. Что же такое доброта? Какова роль доброжелательности в организации благоприятных взаимоотношений? Читается стихотворение Кайсына Кулиева:

Чужой бедою жить не все умеют,
Голодных сытые не разумеют.
Тобою, жизнь, балован я и пытан,
И впредь со мною делай, что угодно,
Корми, как хочешь, но не делай сытым,
Глухим, не понимающих голодных.

5-е задание: «Войди в положение другого человека»

В общении между людьми большое значение имеет умение принять человека таким, какой он есть, понять образ его мыслей, увидеть те или иные события, явления его глазами, поставить себя на место другого человека в той или иной ситуации. Попытаемся сделать это.

Игра 1. Двум ученикам предлагается роль «учителя» и «ученика». Необходимо проиграть сцену беседы учителя с учеником по поводу ухудшения его успеваемости и дисциплины.

Игра 2. Ученику в роли «учителя» необходимо убедить класс остаться после уроков для уборки территории школы по случаю предстоящего праздника. (Ситуацию можно усложнить: представить, что у ребят на это время уже куплены билеты в кино).

Игра 3. Два ученика должны проиграть сцену разговора классного руководителя и родителя одного из нерадивых учеников. (Сцену можно усложнить, введя роль самого ученика, присутствующего при разговоре).

Одну и ту же ситуацию проигрывают несколько раз разные ученики, затем идет обсуждение наиболее удачных вариантов взаимодействия партнеров по общению.

4. Прислушайтесь к советам В.А. Сухомлинского

«Будь терпим к отдельным человеческим слабостям и непримирим к злу. Терпимость и непримиримость – очень важные элементы духовной культуры… Иногда надо уметь делать вид, что не замечаешь человеческих слабостей в своих ближних, особенно у стариков, в этом выражается твоя нравственная воспитанность.

У отдельных людей личная жизнь складывается неудачно. Умей чувствовать и понимать особую ранимость такого человека и не выставляй напоказ перед ним свое счастье и благополучие. Скромность и мере в радости и благополучии- очень ценная черты, свидетельствующая о твоей порядочности.

Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людей. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо».

Вопросы для размышления:

  • Воспитывай в себе тактичность общении, начинай с близких тебе людей. Посмотрите внимательно на маму, бабушку, отца, дедушку. Что в их глазах вы видите тревогу, покой, озабоченность? Подумайте, чем можно помочь поднять их настроение? Как выразить сочувствие и понимание?
  • Приглядитесь к родителям, пришедшим с работы. Подумайте, как легче снять с них усталость: расспросить о прошедшем дне, приготовить или подогреть ужин к их приходу, усадить поудобнее, подать домашние тапочки, газету.
  • Присмотритесь к тому, как работают на уроке, участвуют в общественной жизни ваши одноклассники. Не упускайте случая выразить им свое одобрение и благодарность. Не скрывайте своего положительного отношения.