Урок математики в 6-м классе по теме "Путешествие по городам-героям"

Разделы: Математика


Урок математики в 6 классе по теме "Масштаб". Данный урок является уроком практического применения навыка использования понятия масштаб, с использование мультимедийной презентации.

Цели урока:

  • Систематизировать знания по теме "Масштаб".
  • Развивать навык самостоятельной работы.
  • Формировать умение применять теорию при выполнении практических заданий.
  • Напомнить учащимся о подвиге защитников городов-героев.
  • Способствовать формированию положительных нравственных ориентиров.
  • Воспитывать чувство патриотизма, чувство любви к Родине.

Используемое оборудование и материалы:

  • Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
  • Географический атлас, линейка.

Ход урока

I этап. Организационный момент.

II этап. Основная часть урока.

Учитель: сегодня на уроке продолжим говорить о понятии "Масштаб". Но сегодня на уроке мы не только будем применять понятие масштаба для вычисления расстояний, но и попутешествуем. Для этого я предлагаю вам вернуться к истории нашей страны. (Слайд 1)

Скажите, пожалуйста, годовщина какого великого события предстоит нам в этом году?

Ответ учащихся: 65-я годовщина победы в Великой Отечественной войне.

Учитель: да, действительно 65 лет назад наши деды и прадеды одержали победу над фашистами. Наш долг помнить о том подвиге, который они совершили. (слайд 2)

И поговорим мы сегодня о городах-героях.

Скажите, за какие заслуги присваивали звание город-герой?

Ответ учащихся: звание город-герой присваивалось тем городам, которые проявили мужество в боях с фашистами.

Учитель: Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года вероломным нападением на границу нашей Родины.

Какой первый город, о котором мы должны вспомнить? Это первый город оказал сопротивление захватчикам.

Ответ учащихся: Брестская крепость. (слайды 3, 4, 5, 6)

Защитники Брестской крепости задержали фашистов, но силы были не равны и войска фашистской Германии продвинулись дальше в глубь нашей страны.

По военному плану фашистско-немецких захватчиков "Барбаросса" нападение осуществлялось по трем направлениям: на Москву, Ленинград, Киев. (слайд 7)

Следующий город-герой, вставший на пути нацистов мы должны с вами определить, решив примеры: (слайды 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15)

0,4100 =

0,70,01 =

К М С Н О Е Л
70 40 1,2 7 0,8

Ключевое слово: Смоленск (слайды 16, 17)

Защитники Смоленска задержали наступление фашистских войск на Москву.

Название следующего города-героя найдем по карте. Этот город находится на расстоянии 360 км от Смоленска. (слайд 18)

Возьмите атласы и посмотрите, чему равен масштаб карты.

Рассчитайте расстояние до неизвестного города по карте с помощью масштаба карты.

Учащиеся выполняют расчеты в тетради и говорят результат.

Расстояние по карте равно 6 см.

Возьмите циркуль, и отмерьте это расстояние. Начертите на карте окружность данного радиуса с центром в городе Смоленск.

Неизвестный нам город - это Тула.

О нашем родном городе мы знаем многое, но должны знать и то какое значение в боях ВОв он сыграл. (слайды 19, 20)

Тула была одним из последних заградительных рубежей на пути фашистов к Москве.

Следующий город-герой - Москва. (слайд 21)

Измерьте по карте расстояние от Тулы до Москвы и рассчитайте истинное расстояние между этими городами.

Расстояние по карте равно 2,5 см. Масштаб карты равен М: 1:6000000. Следовательно, расстояние на местности равно 150 км.

Столицу нашей Родины фашисты захватить не смогли. Битва под Москвой стала переломной в ходе ВОв. (слайды 22, 23)

Сегодня на уроке мы вспомнили только о четырёх городах-героях, а всего их 13. Это Керчь, Киев, Минск, Волгоград, Ленинград, Мурманск, Одесса, Севастополь, Новороссийск. Защитники этих городов проявили героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками и мы не должны забывать об их подвиге.

Задание по группам: рассчитайте расстояние от города Москва до оставшихся городов - героев.

III. Итог урока.

IV. Творческое домашнее задание по группам: подготовить презентации об оставшихся городах-героях.

Приложение.