Урок обобщения знаний по теме "Галогены и их соединения"

Разделы: Химия


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока:

Образовательные:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о строении молекул галогенов, их физических и химических свойствах, основных способах получения и областях применения;
  • Осуществить закрепление знаний учащихся о соединениях галогенов.
  • Обеспечить повторение качественных реакций на определение галогенид-ионов;
  • Способствовать закреплению таких умений и навыков учащихся, как умение называть вещества, составлять уравнения химических реакций, решать расчетные задачи разных типов, осуществлять цепочки превращений (генетическая связь между классами неорганических соединений);
  • Продолжить формирование следующих обобщенных умений и навыков: умения планировать свой ответ, работать с книгой, учебником, писать и читать в быстром темпе, извлекать информацию при слушании или чтении текста, осуществлять само- и взаимоконтроль, навыков самостоятельной индивидуальной и групповой работы, работы с тестами и т. д.

Воспитательные:

  • Содействовать при изучении темы реализации мировоззренческих идей: познаваемости мира и его закономерностей, причинно-следственной связи между явлениями;
  • Продолжить формирование химического мировоззрения учащихся;
  • В ходе повторения воздействия галогенов и их соединений на окружающую среду, содействовать решению задач экологического воспитания учащихся.

Развивающие:

  • Продолжить развитие памяти, мышления, речи, внимания учащихся;
  • Развивать аналитические способности учащихся, умение логически последовательно и компактно излагать свои мысли, извлекать информацию при слушании и чтении текста;
  • Создавая положительный эмоциональный настрой на уроке, используя демонстрационный эксперимент и занимательную дополнительную информацию по изучаемой теме, а также различные методы обучения, содействовать развитию положительной мотивации учащихся и увеличению их познавательной активности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, слайдовая презентация по теме (приложение 1), дидактические карточки с расчетными задачами разных типов, реактивы и оборудование для эксперимента - согласно перечню.

Ход урока

На интерактивной доске высвечен слайд № 1 с темой урока и эпиграфом к нему.

I. Орг. момент, сообщение целей урока.

Презентация.

Приложение.

II. Актуализация знаний учащихся (слайд № 2)

Используется слайд с вопросами по общей характеристике элементов VIIA группы.

III. Систематизация и обобщение знаний.

Проходит в несколько этапов.

Систематизация и обобщение знаний о галогенах - простых веществах (слайд № 3).

Учащиеся делятся на 4 группы по числу галогенов (фтор, хлор, бром, йод). Каждая группа получает набор карточек (приложение 2), на которых написано то или иное физическое или химическое свойство галогенов и их соединений. Задача каждой группы: из всех данных выбрать только те, которые характерны для "их" галогена (паззл-технология).

Систематизация и обобщение знаний о химических свойствах галогенов и их соединений.

Работа с интерактивной доской:

а) устная работа (слайд № 4).

Даны неполные уравнения реакций. Учащиеся должны устно сделать вывод о возможности протекания каждой реакции, предположить возможные продукты протекающих реакций и условия их протекания (по мере необходимости).

б) письменная фронтальная работа (слайды № 5, 6, 7, 8)

Учащиеся составляют уравнения реакций, необходимых для осуществления цепочек превращений, представленных на доске. Часть доски закрывается с помощью специального экрана (функция интерактивной доски), правильность составления уравнений проверяется постепенно по мере открытия каждого уравнения на доске. Помимо этого учащиеся уточняют условия протекания реакций, превращения, указанные учителем, рассматриваются с точки зрения ОВР или ТЭД.

В это время несколько учащихся получают индивидуальные задания на карточках (расчетные задачи по теме урока).

3. Систематизация и обобщение знаний о природных соединениях галогенов.

Работа с интерактивной доской (слайды № 9, 10, 11, 12).

Проводится работа по группам с последующей фронтальной беседой с использованием слайд-презентации о природных соединениях галогенов по плану:

- название минерала;

- его химическая формула;

- месторождения на территории России и Оренбургской области

Учащиеся приходят к выводу, что наиболее распространены в природе минералы, содержащие галогенид-ионы, и вспоминают с помощью какого реактива можно распознать галогенид-ионы.

Демонстрационный эксперимент: качественные реакции на галогенид-ионы. Проводят 2 учащихся: первый ученик проводит качественные реакции, второй пишет на доске уравнения протекающих реакций в сокращенном ионном виде и по необходимости помогает первому ученику при работе с реактивами. Положения техники безопасности при работе с выданными реактивами учащиеся проговаривают сами учащиеся!

Затем учащиеся отвечают на вопрос о том, где в жизни находят применение данные реакции (проверка степени очищенности воды).

4. Систематизация и обобщение знаний о применении галогенов и их соединений (слайд № 13).

Проводится в форме фронтальной беседы с представителями всех четырех групп.

5. Систематизация и обобщение знаний об экологическом воздействии галогенов и их соединений (слайд № 14, 15).

Учитель напоминает учащимся условные знаки, обозначающие экологическую и радиационную опасность.

Путем фронтальной беседы с учащимися всех групп выясняется потенциальная опасность галогенов и их соединений для окружающей среды.

IV. Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание.

В качестве домашнего задания при подготовке к данному уроку учащиеся должны были выписать отдельно те моменты, которые при изучении темы показались им наиболее важными или трудными.

На уроке при подведении итогов учащиеся каждой группы получают "молекулы" "своего" галогена, вырезанные из самоклеющейся бумаги соответствующего цвета, и большую колбу из обычной бумаги. Цель: на "молекулах" записать наиболее важные моменты темы, заполнить "молекулами" колбы, озвучив эти моменты (выборочно).

После заполнения колбы "молекулами" с наиболее актуальными теоретическими вопросами по теме урока, учитель просит выделить наиболее актуальные вопросы применения галогенов и их соединений в жизни, реализуя тем самым компетентностный подход в обучении.

Затем проводится рефлексия в форме фронтальной беседы. Учитель просит ответить учащихся на вопросы о том, какие моменты урока запомнились им больше всего, какие задания вызвали затруднения и т.д.

Домашнее задание для учащихся: подготовка к контрольному тестированию.