Применение ИКТ на уроках математики

Разделы: Математика


На современном этапе развития трудно представить общество без компьютеров, поэтому одной из основных задач образования является введение человека в информационное пространство. Основной задачей современной школы является повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом, формирование творческой, всесторонне развитой личности. Для обучения, развития и воспитания современных детей недостаточно традиционной системы обучения. Необходимо использовать такие методы, приемы и средства обучения, чтобы ребятам на уроке было интересно. Только в этом случае повышается познавательная активность школьников, мышление начинает работать более продуктивно и творчески. Одним из средств повышения мотивации к учению, интереса к предмету, уровня знаний является применение информационных технологий. Особенно актуален вопрос использования ИКТ в сельской школе, ведь большинство ребятишек из малообеспеченных семей и не имеет дома компьютеров, не говоря уже о доступе к сети Интернет. С помощью компьютера можно значительно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить проверку знаний, умений, навыков учащихся. Однако не следует думать, что применение компьютера на уроке это залог его успешности. Необходимо тщательно продумывать структуру урока, применяемые методы, приемы и средства обучения, целесообразность применения тех или иных информационных ресурсов.

В своей работе я применяю разные формы и методы обучения, стараюсь использовать разнообразные приемы организации учебной деятельности. В настоящее время занимаюсь вопросом применения информационных технологий как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности. Осуществляться компьютерные технологии могут в следующих вариантах:

  • Проникающая технология;
  • Основная технология;
  • Монотехнология.

На своих уроках применяю вариант проникающей технологии, т.е. применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач. На сегодняшний день я использую ИКТ в преподавании математики по следующим направлениям:

  1. подготовка печатных дидактических материалов (карточки для самостоятельных, лабораторных, практических, индивидуальных работ, обучающие и корректирующие карточки, тесты и др.) поурочных планов, календарно-тематического планирования (используется MS Office Word, MS Office Excel, MS Office Publisher);
  2. создание компьютерных презентаций для применения на уроках разных типов (применяется мультимедиа проектор – в школе нет интерактивной доски);
  3. использование тематических CD для организации деятельности обучающихся;
  4. использование учениками Интернета для поиска информации исторического, практического характера (в настоящий момент этой возможности наша школа лишена из-за отсутствия финансирования);
  5. применение компьютерных тестов для контроля ЗУН обучающихся (тесты создаются в MS Office Excel, MS Office FrontPage, MS Office PowerPoint, конструкторе тестов). Это направление на стадии изучения.

Хочу привести некоторые примеры использования ИКТ на разных этапах урока.

Для организации настроя обучающихся на урок используется слайд игрового содержания, яркий, привлекающий внимание. Это могут быть ребусы, приглашения к игре, путешествию и др. Приложение 1.

На этапе актуализации знаний возможно использование ПК для организации разных видов устного счета, проведения автоматизированных математических диктантов, что способствует развитию внимания, дисциплинированности т.к. дети понимают, что задания дает машина, а она не может повторяться или останавливаться по чьей-либо просьбе. Приложение 2. Возможно создание проблемной ситуации. Даются задания, которые обучающиеся решают с легкостью, а затем предлагается задача, с которой ребята не знакомы. Приложение 3.

На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Возможна демонстрация пошагового решения задачи. Приложение 4.

На этапе первичного закрепления можно давать схемы, чертежи, таблицы, опорные конспекты, алгоритмы и т.д., помогающие находить решение задачи, а также использование тематических CD для выполнения тренировочных упражнений. Контроль знаний и умений обучающихся является одним из важнейших элементов учебного процесса. Можно организовать защиту рефератов и проектов ребят (поиск информации осуществляется в сети Интернет, в печатных изданиях, а защита проводится в форме презентации). Другая форма проведения контроля знаний и умений – это тестирование. Тесты могут быть различными: контролирующие т.е. проверяющие уровень усвоения ЗУН обучающимися или обучающе-корректирующие, т.е. имеющие справочный материал, к которому ученик может обратиться в случае затруднения или неверного ответа. Я считаю, что тесты незаменимы для проведения контроля, т.к. помогают быстро определить типичные ошибки, что позволяет сразу же устранить пробелы в знаниях. Конечно, использовать для проверки уровня усвоения учебного материала только тесты, нецелесообразно. Однако тестирование, проводимое с помощью компьютера, имеет ряд преимуществ над использованием тестов на бумажных носителях. Во-первых, полностью исчезает субъективность в оценке знаний обучающихся: ребята работают с компьютером, и именно он оценивает их знания. Во-вторых, при автоматизированном тестировании обработка результатов производится в считанные секунды, (это делает компьютер), что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях прямо на уроке (в случае текущего контроля).

Программ для составления тестов множество. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Но плюсом для всех таких программ является их универсальность – возможность применения для осуществления контроля знаний в любой учебной дисциплине. Проверку можно осуществлять и на бумажных носителях, если класс не оборудован для проведения компьютерного тестирования.

Применение ИКТ на уроках дело непростое, т.к. требует определенных затрат на подготовку. Кроме того, учитель должен владеть навыками работы с различными программными продуктами, чтобы подготовить качественное компьютерное сопровождение урока. Другой проблемой является недостаточное количество программного обеспечения, ориентированного на обучение математике. Для решения этой проблемы можно привлекать ребят. Они с интересом создают различные презентации. Сотрудничая с учителем информатики на факультативных и кружковых занятиях можно создавать очень интересные и довольно качественные программные продукты.

Использование компьютерных технологий не означает выработку какого-то нового метода, а органичное сочетание уже имеющихся в арсенале педагога технологий, методов и приемов. Хочу привести слова Крец Светланы Владимировны, учителя математики: «..следует отметить, что учитель должен чётко определять для себя целесообразность проведения конкретного урока с применением информационных технологий. Надо понимать, что компьютер является всего лишь одним из инструментов нашей педагогической деятельности. И как каждый инструмент, он требует соответствующего ему применения».

В качестве примера приведу урок математики в 5 классе.

Тема: Доли. Обыкновенные дроби.

Тип: урок изучения, первичного закрепления новых знаний.

Цели:

а) дид.

  • Познакомиться с понятиями: «Доли», «Обыкновенные дроби»;
  • Научиться записывать доли и дроби и правильно читать их;
  • Познакомиться с историей дробей;
  • Рассмотреть применение дробей при решении задач.

б) разв. Развивать воображение, математическую речь, логическое мышление.

в) восп. воспитание чувства само- и взаимоуважения, воспитание интереса к истории математики как науки.

Оборудование: мультимедиа проектор, мультимедиа презентация Приложение 5, разрезные модели по теме «дроби», карточки с тестом Приложение 6, карта саморефлексии Приложение 7.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний. Устный счет.
  3. Мотивационный этап. (проблемная задача)
  4. Изучение нового материала.
  5. Историческая справка.
  6. Этап первичного закрепления знаний.
  7. Динамическая пауза.
  8. Этап проверки первичного усвоения знаний.
  9. Домашнее задание.
  10. Итоги урока.

Ход урока

Этапы урока Слайды презентации
Организационный этап.
Учитель:
Добрый день! Прозвенел звонок, начинаем урок. Откройте рабочие тетради и запишите дату, «Классная работа».
На сегодняшнем уроке нам предстоит проделать большую работу: повторить часть материала, изученного в начальной школе, изучить новые понятия, рассмотреть их применение при решении задач. А чтобы понять, о чем пойдет речь на уроке, разгадайте ребус.
Слайд 1
Итак, тема нашего урока «Доли. Обыкновенные дроби». Слайд 2
Давайте поставим цели урока.
Ученики называют цели урока.
Учитель уточняет цели.
Слайд 3
Актуализация знаний. Устный счет.
Учитель:
начинаем наш урок как всегда с устной работы.
Ответьте на вопросы:
Сколько минут:
В трети часа;
В четверти часа;
В половине часа;
В десятой доле часа;
В двенадцатой доле часа;
В шестой доле половины часа?
Мотивационный этап. (проблемная задача)
Учитель:
рассмотрим несколько устных задач.
Слайд 4
Решите задачу 1:
Мама поделила между четырьмя детьми поровну 12 ягод. По сколько ягод получил каждый ребенок?
Слайд 5
Решите задачу 2:
Мама поделила между четырьмя детьми поровну 8 персиков. По сколько персиков получил каждый ребенок?
Слайд 6
Решите задачу 3:
Мама поделила поровну между шестью членами семьи арбуз. Сколько получил каждый?
Как она это сделала?
Обучающиеся предлагают варианты решения задачи.
Слайд 7
Учитель: Арбуз надо разрезать. А как записать, сколько получил каждый член семьи? Работа с разрезной моделью.
Изучение нового материала.
Арбуз разрезали на шесть равных частей. Эти равные части называют долями.
(запись и чтение долей)
Слайд 8
Некоторые доли имеют особые названия: половина, треть, четверть. Слайд 9
Решите задачу 4:
Торт разрезали на 8 равных частей. За обедом съели 3 доли. Какая часть пирога осталась?
Слайд 10
Работа с разрезной моделью
Записи вида 5/8 называют обыкновенными дробями. В этой записи число 5 называют числителем дроби, а число 8 – знаменателем дроби.
Вопросы:
1. Что показывает число внизу, под дробной чертой? Как оно называется?
2. Что, показывает знаменатель дроби?
3. Что показывает число вверху, над дробной чертой? Как оно называется?
4. Что показывает числитель дроби?
Знаменатель показывает, на сколько долей разделили, а числитель – сколько таких долей взято. Числитель в дроби пишется сверху, а знаменатель – снизу (под чертой).
Слайд 11
Историческая справка.
Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби.
Древние египтяне уже знали, как поделить 2 предмета на троих, для этого числа –2/3- у них был специальный значок. Между прочим, это была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе не стояла единица – все остальные дроби непременно имели в числителе единицу (так называемые основные дроби): 1/2; 1/3; 1/28; … . Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей. Например, вместо 8/15 писали 1/3+1/5. Иногда это бывало удобно. «Для древних характерно переплетение образа Солнца и глаза. В египетской мифологии часто упоминается бог Гор, олицетворяющий крылатое Солнце и являющийся одним из самых распространненых сакральных символов. В битве с врагами Солнца, воплощенными в образе Сета, Гор сначала терпит поражение. Сет вырывает у него Глаз — чудесное око — и разрывает его в клочья. Тот — бог учения, разума и правосудия — снова сложил части глаза в одно целое, создав "здоровый глаз Гора". Изображения частей разрубленного Ока использовались при письме в Древнем Египте для обозначения математических дробей»
В древнем Вавилоне предпочитали наоборот, - постоянный знаменатель, равный 60-ти. Шестидесятеричными дробями, унаследованными от Вавилона, пользовались греческие и арабские математики и астрономы. Но было неудобно работать над натуральными числами, записанными по десятичной системе, и дробями, записанными по шестидесятеричной. А работать с обыкновенными дробями было уже совсем трудно. Поэтому голландский математик Симон Стевин предложил перейти к десятичным дробям.
Интересная система дробей была в Древнем Риме. Она основывалась на делении на 12 долей единицы веса, которая называлась асс. Двенадцатую долю асса называли унцией. А путь, время и другие величины сравнивали с наглядной вещью- весом. Например, римлянин мог сказать, что он прошел семь унций пути или прочел пять унций книги. При этом, конечно, речь шла не о взвешивании пути или книги. Имелось в виду, что пройдено 7/12 пути или прочтено 5/12 книги. А для дробей, получающихся сокращением дробей со знаменателем 12 или раздроблением двенадцатых долей на более мелкие, были особые названия.
Даже сейчас иногда говорят:”Он скрупулёзно изучил этот вопрос.” Это значит, что вопрос изучендо конца, что не одной самой малой неясности не осталось. А происходит странное слово “скрупулёзно” от римского названия 1/288 асса - “скрупулус”. В ходу были и такие названия: ”семис”- половина асса, “секстанс”- шестая его доля, “семиунция”- половина унции, т.е. 1/24 асса и т.д. Всего применялось 18 различных названий дробей. Чтобы работать с дробями, надо было помнить для этих дробей таблицу сложения и таблицу умножения. Поэтому римские купцы твёрдо знали, что при сложении триенса (1/3 асса) и секстанса получается семис, а при умножении беса (2/3 асса) на сескунцию ( 2/3 унции, т.е.1/8 асса) получается унция. Для облегчения работы составлялись специальные таблицы, некоторые из которых дошли до нас.
Современную систему записи дробей с числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель - снизу, и не писали дробной черты. А записывать дроби в точности, как сейчас, стали арабы.
В средние века, как и в древности, учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. Римский оратор и писатель Цицерон говорил, что без знаний дробей никто не может признаваться знающим арифметику. А у немцев сохранилась такая поговорка “Попасть в дроби”, что означает попасть в трудное положение. Трудности при изучении дробей обусловлены тем, что надо было заучивать таблицы и умножения, и сложения дробей зачастую без понимания и выяснения сущности этих действий.
У многих народов дроби называли ломаными числами. Этим названием пользуется и автор первого русского учебника по математике Л.Ф. Магницкий.
Интересное и меткое “арифметическое” сравнение делал Л.Н. Толстой. Он говорил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель-то, что он думает о себе. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь. (Для запоминания: “Человек стоит на земле”(ч/з)
В первых учебниках дроби так и назывались “ломаные числа”. В русском языке это слово появилось в XVIII веке, оно происходит от глагола “дробить” - разбивать, ломать на части.
Слайд 12
А теперь вернемся к современной форме записи дробей и еще раз повторим, как правильно читаются дроби. (работа с учебником стр 177 правило. – чтение вслух) Слайд 13
Работа с учебником
6. Этап первичного закрепления знаний.
1) Устная работа. Какая часть фигуры закрашена?
2) Устная работа с учебником (№ 888 стр 140)

Слайд 14
Слайд 15
7. Динамическая пауза.
Гимнастика для глаз и физминутка
Слайд 16
Работа с учебником.
(сильные учащиеся работают самостоятельно, выполняя самопроверку)
№886 –в тетради с обсуждением способов деления
№889 – у доски и в тетради
№891 – самостоятельно
Слайд 17
8. Этап проверки первичного усвоения знаний.
Тест.
Домашнее задание.
П. 23 прочитать на стр.138
Ответить на вопросы стр. 139
№№ 925, 926, 932
Слайд 18
Итоги урока.
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Чем интересен или не интересен был урок?
Заполните карту саморефлексии.
Слайд 19
Спасибо за урок! Слайд 20

При подготовке статьи использованы материалы газеты «Математика» ИД «1 сентября», информация с сайта urok.1sept.ru