Открытый урок по математике в 6-м классе "Решение задач с помощью пропорции"

Разделы: Математика


Цель: проверить умение находить неизвестный член пропорции, решать задачи с помощью пропорции; развитие вычислительных навыков, логического мышления; проверить сформированность качеств знаний; развитие речи.

Оборудование: интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы вспомним все теоретические знания и практические умения, которые приобрели при изучении темы.

2. Работа по карточкам. Два ученика работают у доски.

Карточка № 1.

Трое маляров могут закончить работу за 5 дней. Для ускорения работы добавили еще двух маляров. За какое время опии закончат работу, если маляры работают с одинаковой производительностью?

Карточка № 2.

Решите уравнение у:51,6=11,2:34,4.

3. Устная работа.

  1. Что такое пропорция?
  2. Сформулируйте основное свойство пропорции.
  3. Из чисел 3,4,12,9 составьте пропорцию.
  4. Какие величины называются прямо пропорциональными?
  5. Какие величины называются обратно пропорциональными?
  6. Приведите примеры прямо пропорциональных величин.
  7. Приведите примеры обратно пропорциональных величин.
  8. Приведите примеры величин, не являющихся пропорциональными.

4. Тренировочные упражнения.

Задача 1. Из литра молока, стоимостью 6 рублей, можно получить 50 г сметаны. Сколько стоит 1 кг сметаны.

Задача 2. При продаже товара за 1210 рублей получено 10% прибыли. Определить себестоимость товара.

Задача 3. Кооператив, продав товар за 1387 рублей, потерпел убыток в 5%. Определить себестоимость товара.

Задача 4. Известно, что 65% от искомого числа равны 1300. Чему равно само число?

Задача 5. Из 225 кг руды получается 33,75 кг меди. Каково процентное содержание меди в руде?

Задача 6. Чтобы приготовить 4 порции картофельной запеканки, нужно взять 0,44 кг картофеля. Сколько картофеля потребуется, чтобы приготовить 12 порций запеканки?

Задача 7. Некоторое расстояние ласточка пролетела за 0,5 ч со скоростью 50 км/ ч. За сколько минут пролетит то же расстояние стриж, если будет лететь со скоростью 100 км/ч?

Задача 8. Рост человека археологи могут определить даже по отдельным костям. Например, длина малой берцовой кости составляет 22% роста человека, а локтевой кости-16% роста человека. При раскопках нашли малую берцовую кость длиной 39,3 см. Вычислите, каким был рост человека. Как можно доказать, что локтевая кость длиной 20,3 см не могла принадлежать тому же человеку?

Задача 9. На овощную базу привезли 10 т крыжовника, влажность которого равнялась 99%. За время хранения на базе влажность уменьшилась на 1% и составляет теперь 98%. Сколько крыжовника теперь хранится на базе?

Решение.

1) 10 т - 100%

x т - 1%

x=10000:100=100 (кг) – своя масса крыжовника.

2) Влажность крыжовника уменьшилась до 98%, своя масса крыжовника стала составлять 2%.

100 кг - 2%

y кг -100%

y=10000:2=5000 (кг).

Ответ: 5 т.

5. Психологическая разгрузка.

1) Сядьте спокойно, закройте глаза, положите руки на колени, представьте, что вы на море.

2) Встаньте прямо так, чтобы позвоночник был полностью выпрямлен, смотрите прямо перед собой.

Глубокий вдох, выдох.

6. Самостоятельная работа.

Предлагается самостоятельная работа с взаимопроверкой учениками в конце урока. Ответы будут показаны на интерактивной доске.

Вариант 1.

  1. Решите уравнение := x: .
  2. 24 человека за 6 дней пропололи участок клубники. За сколько дней выполнят ту же работу 36 человек, если будут работать с такой же производительностью?

Вариант 2.

  1. Решите уравнение 2: m = : .
  2. Для перевозки груза автомашине грузоподъемностью 6 т надо сделать 10 рейсов. Сколько придется сделать рейсов автомашине, грузоподъемность которой на 2 т меньше, чтобы перевезти этот груз?

7. Подведение итогов урока.

Комментирование оценок. Задание на дом: № 815, № 818.