Разработка урока по математике в 6-м классе "Проценты. Пропорции"

Разделы: Математика


Цели урока:

Обучающие:

  • Закрепить и расширить знания учащихся по теме «Пропорции и проценты»;
  • Показать широту применения в жизни процентных вычислений;
  • Познакомить учащихся с понятиями «скидка», «распродажа», «повышение цены», «концентрация раствора», «банковские начисления».

Развивающие:

  • Развитие активной познавательной деятельности учащихся;
  • Развитие умений и навыков сравнения, выявления закономерностей.

Воспитательные:

  • Воспитывать личностные позитивные качества, способствующие решению социально-значимых задач.

Оборудование: компьютер, проектор и экран.

Программное обеспечение: Microsof Power Point, Microsoft Word.

Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности (постановка перед учащимися целей урока, сообщение плана урока).

Некоторые дроби, часто встречающиеся в повседневной жизни, получили особое название. К таким дробям относятся:- половина, - треть, - четверть, - процент. Сегодня на уроке мы будем рассматривать проценты в разных жизненных ситуациях, с этой целью я вас приглашаю на экскурсию по нашему небольшому таёжному городу.

Города бывают разные-
Большие, маленькие, сказочные.
А наш город невелик,
В дивном месте он возник
И стоит на Ангаре,
На красавице реке.
А кругом могучий лес.
Сосны ростом до небес.
В том лесу увидишь ты
Царство дивной красоты.
А за эту красоту
Я свой город и люблю.
(Екатерина Беккер, ученица СОШ № 4, г. Кодинска, Красноярского края).

Стихотворение читается на фоне фотографий города (приложение, слайды 2,3,4,5).

Прежде, чем отправиться в путь, ребятам предлагается устная математическая разминка

(приложение, слайды 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12).

Дополнительные вопросы: к 6 слайду - как легко найти 50% от величины? 25% от величины? 10% от величины?

II. Актуализация опорных знаний:

Итак, в путь (приложение, слайд 13). Условие для путешествия- задачи решаем с помощью пропорций.

1 остановка - историческая

Обратите внимание на год рождения нашего города. Давайте совершим экскурсию в прошлое г. Кодинска (приложение, слайды 14,15).

Обратить внимание детей на динамику изменения численности населения города, показанной в виде столбчатой, круговой диаграмм и графика.

Домашнее задание:

Задача:

Вычислить, на сколько процентов изменилась численность населения нашего города по сравнению с 1979 г. (учащимся выдаётся «историческая справка»)

2 остановка – детская поликлиника (приложение, слайд 16).

А знаете ли вы, что в г. Кодинске в с 1 января по 20 ноября 2009г. родилось 264 ребёнка?

Из них 142 мальчика и 122 девочки.

Задача:

На сколько процентов мальчиков родилось больше, чем девочек? (решают мальчики)

На сколько процентов девочек родилось меньше, чем мальчиков? (решают девочки)

3 остановка – сберегательный банк России (приложение, слайд 17).

Ребята работают в парах. Предлагается рассмотреть разные вклады:

  • вклад «пополняемый депозит сбербанка России»,
  • вклад «депозит сбербанка России»,
  • вклад «пенсионный депозит сбербанка России».

Отметить положительные и отрицательные моменты данных вкладов (учащиеся работают по буклетам сберегательного банка России).

Задача:

Житель г. Кодинска сделал вклад в сберегательный банк России - 2000 руб. Сколько денег будет на счету через год? Сколько рублей прибыли получит житель нашего города через год? Какой вклад более выгоден? Помогите разобраться.

4 остановка – спортивная (приложение, слайд 18).

Задания (физ. минутка):

  1. Нарисуйте левой рукой в воздухе круг столько раз, сколько составляет 50% от числа 10.
  2. Нарисуйте правой рукой квадрат столько раз, сколько составляет от 10.
  3. Нарисуйте глазами треугольник столько раз. Сколько составляет половина от 10.

5 остановка – школьная (приложение, слайд 19).

Домашнее задание:

Задача:

№ школы Кол-во учащихся на 20.11.2009 Кол-во учащихся по проекту
сш № 2 220 380
сш № 3 657 917
сш № 4 767 1023

Сколько процентов мест в школьных классах не занято в городе? Нужна ли городу ещё одна общеобразовательная школа?

6 остановка – кафе (приложение, слайд 20).

Задача:

В стакан чая обычно кладут 2 чайных ложки сахара. Масса чая 250г, масса сахара в одной ложке 5 г. Какова концентрация сахара в чае?

7 остановка – магазины (приложение, слайд 21).

Задачи:

  1. (устно) Некоторый товар сначала подорожал на 10%, а затем во время распродажи подешевел на 10%. Изменилась ли его цена?
  2. Пачка порошка для стирки стоит 60 руб. Какое наибольшее число пачек можно купить на 400 руб, если во время распродажи скидка составила 20%?
    (задача взята из демоверсии ЕГЭ-2010)

8 остановка – конечная.

III. Подведение итогов урока.

(приложение, слайды 22, 23, 24).

Здесь метель завывала и шумела тайга
Здесь застывшие скалы укрывали снега.
И сомнения были, и тревожные сны
Нас заботы сдружили и свои, и страны.
Город наш расцветает к запоздалой весне
Весь в наряде зелёном, в небесах в синеве
Льётся музыка танца по реке Ангаре
Пожелаем же счастья город Кодинск тебе.
Разрастается город. Поднимается ввысь
Красота и просторы с снежной песней слились.
Не окончена повесть – всё ещё впереди.
Полюби этот город, и себя здесь найди.