Психолого-педагогическое сопровождение учащихся третьей ступени

Разделы: Администрирование школы


Концепция модернизации российского образования предполагает организацию профильного образования обучающихся старшей ступени для формирования у учащихся готовности к ответственному выбору дальнейшего жизненного пути с целью самоопределения и самореализации.

Шаги, которые школа делает в этом направлении, должны привести к построению образовательного пространства, которое позволит добиться единства воспитания и обучения. Как следствие, школа поможет успешному встраиванию выпускника в социум и даст ему возможность оценить себя, включиться в мир взрослых, проявить независимость, самостоятельность, субъективную позицию, как в коллективной, так и в индивидуальной трудовой деятельности.

В сентябре 2007 года МОУ СОШ №21 г. Канска стала одной из четырёх базовых школ в городе по реализации программ профильного обучения.

Базовая школа это Муниципальное общеобразовательное учреждение, в котором при наличии не менее 100 учащихся в каждой параллели классов 3 ступени за счет консолидации ресурса: кадрового, финансового, материально-технического – создаются условия для организации профильного обучения (обучение ведётся на основе индивидуальных учебных планов – ИУП).

Введение профильного обучения на старшей ступени выдвигает перед школой проблему организации системной подготовительной работы с учащимися. В Концепции профильного обучения отмечается, что «реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности». Для того чтобы такой выбор был осознанным и обоснованным, требуется оказать учащимся необходимую педагогическую поддержку, направленную на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей.

Профилизация обучения начинается в среднем звене Для этого в учебный план (за счет часов школьного компонента) введен курс «Самосовершенствование личности» автор Селевко Г.К. Весь курс включает семь разделов:

  • 5 класс – «Познай себя» (самопознание);
  • 6 класс – «Сделай себя сам» (самовоспитание);
  • 7 класс – «Научи себя сам» (самообучение);
  • 8 класс – «Утверждай себя» (самоутверждение);
  • 9 класс – «Найди себя» (самоопределение).

На второй ступени обучения, когда школьники приступают к изучению основ наук, в учебный план вводятся дополнительные систематические курсы, т.е. созданы условия свободного выбора индивидуального образовательного маршрута. Однако чтобы избежать ошибок ранней специализации, в седьмых классах проводятся так называемые диагностико-ознакомительные курсы. Каждое полугодие учащиеся седьмых классов меняют курсы и за год могут ознакомиться с курсами всех основных предметных областей. Содержание занятий определяется не столько учебным материалом, сколько моделированием учебного поля предмета – оно рассчитано на ориентацию учащегося на изучение того или иного предмета, формирование положительной мотивации к учению. Задача учителя - за этот период проанализировать способности учащихся.

Учащиеся 9 класса в течение года посещают элективные курсы, которые организованы в муниципальной городской сети. Цель организации предпрофильной подготовки муниципальной образовательной сети: создание условий, обеспечивающих самоопределение выпускников основной школы в отношении выбора профилирующего направления своей будущей деятельности.

Для достижения поставленной цели в рамках предпрофильной подготовки решаются следующие задачи:

  • формирование готовности выпускников основной школы ответственно осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и интересам;
  • предоставление мест для овладения учащимися различных способов деятельности: исследовательской, проектной, практической, профессиональной;
  • расширение возможностей социализации учащихся;
  • предоставление мест для презентации творческих работ учащихся 9 классов, выполненных на курсах по выбору предпрофильной подготовки.

В профильные классы (группы) принимаются выпускники 9-х классов, на основании заявления (законных представителей), успешно сдавшие экзамены по программам основного общего образования, прошедшие конкурсный отбор, с учетом индивидуального портфолио учащихся (сертификаты курсов по выбору ППП, дипломы и грамоты подтверждающие участие в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней), независимо от их места жительства.

Преимущественным правом поступления в профильные классы (группы) пользуются:

  • победители олимпиад по соответствующим профильным предметам городского, краевого, зонального, Российского уровня;
  • выпускники, получившие аттестат особого образца за курс основной школы;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • выпускники 9-х классов имеющие более высокие оценки по профильному предмету (в аттестате за курс основной школы и по результатам экзамена МЭК).

Большое внимание уделяем психологическому сопровождению учащихся 9-х классов и работе с родителями. В течение учебного года проводятся анкетирования:

  • учитель предметник «Независимая оценка учителями-предметниками образовательных возможностей и рекомендация возможных профилей обучения» (см. Приложение 1);
  • ученик «Моя будущая профессия и необходимые для этого учебные предметы»; (см. Приложение 1);
  • родители «О планируемом профессиональном выборе» (см. Приложение 2);
  • психологический тест «Профи».

Все данные формируют индивидуальную карту «Образовательные возможности и потребности» (см. Приложение 3). Эта карта представляется на малом педагогическом совете и на переговорной площадке с родителями. Таким образом, к концу 9 класса уже сформирован ИУП (индивидуальный учебный план) для обучения в профильной школе третьей ступени.

Ежегодно при наборе в 10-е классы, в их состав наряду с учащимися нашей школы (60%) поступают и ученики пяти близлежащих школ (40%).

Все 100 учеников, на 1 сентября стали обучаться в группах профильного обучения, выбрав для изучения по два и более предмета профильного уровня. Составляются ИУП, индивидуальные расписания уроков.

Мониторинговые исследования общеучебных умений и навыков, коммуникативных компетенций показали недостаточный уровень готовности к обучению по профильным предметам у учащихся.

Ежегодно, уже на 1 ноября совершаются переходы учащихся на базовый уровень, а к 29 декабря опять наблюдается отток из профильных групп или смена профиля обучения у учащихся. Основной причиной считаем не готовность продолжать обучение в профильной школе и отсутствие опыта адаптации учащихся третьей ступени.

Проблема: неготовность учащихся обучаться в профильной школе.

Цель: разработка регламента психолого-педагогического сопровождения учащихся как средства преодоления разрыва между уровнем притязаний и реальными возможностями учеников.

Результат: 80% учащихся будут обучаться в профильных группах по выбранному в сентябре предмету.

Задачи. Разработать основные направления и формы профильной подготовки в школе на основе:

  • анализа педагогического потенциала школы – ее кадровых, методических и материально-технических ресурсов;
  • изучения образовательных запросов детей и родителей школы посредством анкетирования и собеседований;
  • взаимодействия с другими образовательными учреждениями муниципальной образовательной сети для реализации образовательных запросов учеников на их базе.

Регламента психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Содержание деятельности Результат Критерии результата Сроки Исполнители Ресурсы Примечание
1 Исследование кадрового потенциала учителей для обеспечения преподавания профильных предметов. Укомплектована профильная школа. Да. август Директор.

Зам. директора.

   
2 Выявления резерва педагогов для преподавания в ПШ. Составлен перспективный план подготовки учителей к работе в ПШ. Составлен список педагогов. август      
3 Приведение в соответствие программно-методического обеспечения образовательного процесса профильных предметов. Составлены рабочие программы учителями. Собрана папка. август Зам. директора.

Учителя-предметники.

   
Диагностика образовательного потенциала десятиклассников со 2 сентября по 30 сентября.
  Составить и провести тестирования для определения уровня знаний, необходимого для изучения предмета на профильном уровне. Тесты. Собраны данные об уровне обученности.   Учителя-предметники.    
  Мониторинг учащихся (уровень тревожности, климат в коллективе, социальный статус, утомляемость, соответствие ожиданий и реальности, успешность по профильным дисциплинам, корректировка профиля обучения). Тесты. Результаты исследования индивидуальных психологических особенностей ученика.   Педагог-психолог.    
  Тренинги и интерактивные игры. Разработки. Обеспечение психологической поддержки в кризисные периоды возрастного развития.   Педагог-психолог.    
  Продумать и провести классные часы, адаптационные и тренинговые занятия.   Общественные поручения, участие в проектах, конкурсах, дополнительном образовании, школьном досуге.   Классные руководители.    
  Переговорная площадка (ученик, учителя-предметники, родители).   Предъявлены результаты психологического и педагогического тестирования.   Классные руководители.

Педагог-психолог.

   
  Выявление мнения учащихся о распределении вариативного компонента учебного плана. Предъявлен перечень элективных курсов. Организовано консультирования школьников для определения оптимального выбора курсов профильной подготовки.   Зам. директора.

Классные руководители.

Учителя-предметники.

   
  Составление проекта-профиля.       Зам директора.

Руководитель ШМО.

Педагог-психолог.

   
  Малый педсовет «Характеристика образовательных возможностей и потребностей учащихся 10-го класса».   Анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к выбору профиля.   Классные руководители.

Педагог-психолог.

Учителя-предметники

   
  Переговорная площадка: «Согласование ИУП с родителями».   Заключительные переговоры-состыковка желаемого и действительного.   Зам. директора.

Классные руководители.

Педагог-психолог.

   
  Проектирование и утверждение учебного плана.       Зам. директора.    
  Предъявление учебных планов родителям учащихся профильных классов. Подписание договора УО третьей ступени с родителями. Утверждены УП.     Зам. директора.    
  Организовать построение системы сотрудничества между школами.   Проведение совместных методических совещаний и педагогических советов, конференций по вопросам технологий обучения внеклассных мероприятий и праздников обеспечит налаживание связей, возникновение межличностных контактов между детьми из разных школ, а оборудование комнаты психологической разгрузки поможет решить проблемы, связанные с адаптационными периодами учащихся. В течение года. Директор.