Программа формирования интереса и способностей к чтению старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Готовых рецептов, как научить ребёнка любить книгу, нет, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно.

С.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Чем характеризуются эти истоки?

Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Ребёнок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко "входить" в содержание услышанного или прочитанного, "проживать" его. Малыш рисует, не задумываясь о мастерстве, любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Способность сорадоваться и сострадать, у детей очень высока. К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех. Задача взрослого открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Таким образом, читательская судьба ребёнка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком.

Восприятие вдумчивого, чуткого читателя - процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, так как он является фундаментом литературного образования и во многом определяет его.

Важность приобщения детей к книге, к красоте родного слова отмечали педагоги, психологи, лингвисты такие, как К.Ушинский, Е.А.Флерина, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, Ф.А.Сохин, Л.А.Айдарова и другие.

Говоря о задачах литературного образования дошкольников, Л.С.Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, её историю, а в том, чтобы "вообще открыть перед ребёнком мир словесного искусства. Что это значит? Ввести ребёнка в мир словесного искусства - значит, познакомить его с существование этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить малыша к постоянному общению с ним (искусством), показать многообразие жанров художественной литературы (проза и поэзия, рассказы и сказки, пословицы, загадки, песенки и многое другое), воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге".

Дальнейшее развитие эта проблеме получила в исследования А.В.Запарожца, Д.Б.Эльконина, Н.А.Карпинской, Р.И.Жуковской, Е.А.Флериной и других, которые создали теоретические и практические предпосылки для разработки, содержания литературного образования дошкольников.

В современной дидактике это содержание определяется как явление, имеющее две тесно взаимосвязанные стороны.

Первая из них - это тот учебный материал, который должен освоить ребёнок, то есть детская художественная литература.

Второй стороной является формирование умения воспринимать и понимать произведение литературы. Данный вопрос достаточно широко и полно разработан педагогами и психологами. Ученые (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, О.С.Ушакова, Н. Короткова и другие) отмечают, что дошкольный возраст - период активного становления художественного восприятия ребёнка. Психологи выделяют два периода, имеющие редкие качественные различия и тесно связанные с развитием личности ребёнка в целом. Границы этих периодов довольно точно определил К.Чуковский. Первый длится от "двух до пяти", после пяти начинается второй период, когда искусство слова отделяется от всякой иной деятельности, прежде всего от игры, и становится самоценным. У детей пятилетнего возраста возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла.

Настоящая программа разработана на основе исследований выше упомянутых психологов, педагогов, лингвистов и с учетом обязательного минимума содержания по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Программа не дублирует и не заменяет компонент базовой программы "Ознакомление дошкольников с художественной литературой", а является специальным курсом, реализуемым в кружковой деятельности.

Цель программы - формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса и способностей к чтению.

Задачи программы:

  • расширение круга читательских интересов дошкольников, знакомство с высокими образцами литературы (воспитание разностороннего читателя);
  • формирование готовности к рациональному выбору книг (воспитание разборчивого читателя);
  • формирование готовности к полноценному восприятию прочитанного (воспитание вдумчивого, заинтересованного читателя);
  • формирование готовности к адекватной оценке прочитанного (воспитание критически мыслящего, творческого читателя);
  • активизация и обогащение словарного запаса дошкольников;
  • воспитание любви и бережного отношения к книге.

Занятия кружка проводятся один раз в неделю во второй половине дня по 25-30 минут в различной форме с детьми старшего дошкольного возраста.

Общее количество занятий в год-30. Педагогический анализ: 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).

Особенностью данной программы является тесное сотрудничество с родителями воспитанников, их непосредственное участие в реализации курса и использование национально-регионального компонента. Кроме того, программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам: речевая деятельность, театрализованная деятельность, музыкальная деятельность, трудовая деятельность, игровая деятельность, досуговая деятельностью, познавательная деятельность, продуктивная деятельность.

В результате реализации программы ребенок

должен иметь представление:

  • о жанрах художественной литературы;

должен уметь:

  • выбрать книгу в соответствии со своим интересом;
  • анализировать явление, событие, поступки литературных героев, аргументировано их оценивать;
  • воспроизводить содержание произведения;
  • пользоваться средствами художественной выразительности;
  • передавать свои впечатления от прочитанного в других видах деятельности (драматизации, рисовании, художественном труде, игре, музыке и т.д.).

Содержание программы

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве мы закладываем фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.

Дети старшего дошкольного возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения, выразительные средства языка, осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

На каждом занятии кружка ставятся задачи формирование эмоционально-образного восприятия произведений разных жанров, развитие чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Ознакомление с каждым жанром помимо указанных общих задач решает конкретные, связанные с тематикой произведений. После чтения произведения проводится беседа (целостный анализ произведения) и выполняются разнообразные творческие задания.

Особая роль отводится творческим заданиям, которые предполагают выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов), сравнений, синонимов и анонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности речи, и в конечном итоге, самостоятельное сочинение произведений разного жанра и на разные темы разными способами.

Кроме этого творческие задания предусматривают другие виды деятельности: рисование, художественный труд, драматизацию, игру и т.д.

Содержание программы включает три основных блока, представленных в таблице 1.

казка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, необычность, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки игры ума. Анализ сказки и творческая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста должны быть такими, чтобы они смогли понять и почувствовать её глубокое, идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

При чтении дошкольникам стихотворных произведений необходимо помочь им почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

Знакомя детей с рассказом, педагог должен раскрыть перед ними общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обратить их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки.

Познавательная литература для детей формирует их мышление, предпосылки научного миропонимания, учит беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и беречь природу.

Таблица 1

Блок I Блок II Блок III
сказки стихи рассказы
Русская народная сказка

"Сивка - Бурка"

С.Михалков

"Одна рифма"

В.Осеева

"Печенье"

Русская народная сказка

"Снегурочка"

Эмма Мошковская

"Счастливый остров"

Р.Погодин

"Жаба"

А.Линдгрен

Три повести о малыше и Карлесоне

Творчество Агнии Барто В.Бианки

"Лесные домишки"

Сказки дедушки Данзана в переложении Н.Дондоковой "Четверо дружных" Цыден - Жап Жимбиев "Имя человека" Цырен Шагжин

"Пятнистый олененок"

Сказки дедушки Магая в записи Л.Элиасовой (тункинского сказателя

Е.И. Сороковикова - Магая)

Данри Хилтухин "Иркут" В. Сыренов "В пору весенних ласточек"
Бурятская народная сказка "Волшебный хур" Дамба Жалсараев "Приезжайте" В. Трошин.

"Здравствуй утро!"

Творческое занятие "Я сегодня - Шехерезада". Поэтическое изображение календаря: С.Маршак "Круглый год", С.Козлов "Круглый год", Т.Бокова "Круглый год" В.Драгунский

"Денискины рассказы"

Сочинение сказок по картам Проппа Творческое занятие по стихотворению В.Берестова

"Нофелет"

Б. Житков

"Рассказы для детей что бывало"

Творческое занятие

"Салат из сказок"

Тема зимы в стихах детей Рассказы детей

"Обо мне и обо всем"

Итоговое занятие - литературная викторина по сказкам Презентация книги "Сборник детских стихов" Праздник

"Книжкины именины"

Детская художественная литература является универсальным развивающее - образовательным средством, позволяющим эмоционально, интуитивно схватывать целостную картинку мира во всём многообразии связей вещей, событий, отношений и в своём влиянии на развитие дополнительной возможности других видов совместной с взрослым и самостоятельной деятельности детей.

По словам известного литературоведа Ю.И.Лотмана, художественная литература обладает свойством, "сгущенной информативности", то есть содержит столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. Отсюда художественная литература - при правильном подборе - может охватить если не всё, то большую часть образовательных тематических содержаний, которые необходимо освоить детям. Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно - исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе.

Поэтому, кроме занятий кружка реализация программы предполагается в других видах детской деятельности, представленных в таблице 2.

Таблица 2

Виды деятельности Формы работы
Игровая деятельность - Дидактические игры по сборникам:

А.И.Сорокина. Дидактические игры в детском саду;

Л.В.Артемова. Окружающий мир в детских мирах дошкольников;

А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду;

- сюжетно - ролевые игры "Книжный магазин", "Почта", "Библиотека", "Типография" и другие;

- настольно - печатные игры;

- игры - шоу.

Познавательная деятельность - Экскурсии в библиотеку, типографию, книжный магазин;

- беседы о книге, чтении (какие раньше были книги, как "делают" книгу, какие бывают книги и т.д.), о людях, чьи профессии связаны с книгой, о бережном отношении к книге;

- встречи с работниками библиотеки, поэтами, писателями;

- игры - эксперименты "Из чего можно сделать книгу?", "Из какой бумаги можно сделать книгу?" и т.д.;

- беседы, направленные на воспитание адекватной оценки прочитанного.

Речевая деятельность - Словесно - речевые игры по сборникам:

Г.С.Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи;

А.К.Бондаренко. Словесные игры в детском саду;

- литературные минутки (ежедневное чтение по 10-15 минут по желанию детей);

- беседа - пятиминутка "Что читаем?";

- сказочная лаборатория (словесное творчество):

сочини рекламу книги;

придумай продолжение сказки;

устное письмо литературному герою;

салат из сказок;

- пресс конференция (задай вопрос литературному герою);

- экскурсия по произведениям (экскурсоводы дети);

- составление лингвобанка;

- сочинение стихотворений;

- составление рассказов:

по иллюстрациям;

из личного опыта "Обо мне и обо всем";

- литературные викторины;

- литературные игры:

поле чудес;

о, счастливчик;

КВН.

Театрализованная деятельность - Драматизация сказок, рассказов, стихов;

- постановка спектакля по произведению;

Музыкальная деятельность - Сочинение сказок на музыкальные произведения;

- "рисование" музыкальных произведений словами.

Досуговая деятельность - Развлечения "Почтальон принес посылку", "Волшебные странички";

- литературные праздники "Книжкины именины", "Парад любимых книг";

- кукольный спектакль "Мурзилкины загадки";

- конкурс частушек о книге, чтении;

- конкурс чтецов

- литературное кафе.

Продуктивная деятельность (изобразительная деятельность, конструирование, художественный труд) - Рисование иллюстраций к произведениям;

- выставка рисунков "Моя любимая книга";

- оформление книги "Салат из сказок" методом аппликации;

- оформление сборников стихов детей;

- оформление альбомов, загадок, пословиц, скороговорок и т.д.

Трудовая деятельность - Книжкина мастерская (ремонт книг);

- акции:

подари книгу другу;

сделай книжку малышам.

Тематическое погружение на любую тему (творчество писателя, поэта, любимый герой, тема сказок и т.д.).

Чтение художественной литературы - это совместная деятельность взрослого с детьми. В отличие от совместной продуктивной познавательно - исследовательской, игровой деятельности эта форма (чтение) не может быть продолжена детьми самостоятельно, не может перейти в их свободную деятельность. Это налагает особую ответственность на педагога в плане подбора текстов для чтения и его организации с тем, чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребёнка.

Взаимодействие с родителями

Главная задача педагога, работающего по программе приобщения детей к детской литературе и детскому чтению, - не только воспитывать самих детей, но ещё и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в программе, на изменение или корректировку своих представлений о детской литературе и детском чтении, путях и способах приобщения ребёнка к книге, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения.

Работа воспитателя с родителями предполагает решение следующих задач:

  • знакомство родителей с возрастными возможностями дошкольников - читателей, позитивными и негативными стереотипами;
  • расширение представлений родителей о детской литературу;
  • обучение родителей руководству чтением детей;
  • привлечение к взаимодействию с ДОУ.

Работа с родителями представлена в программе таблицей 3.

Таблица 3

Просветительская Консультативная Информационная
Родительский лекторий:

- что и как читать детям;

- положи своё сердце у чтения;

встречи у камина (родительский читательский клуб):

- обмен опытом семейного чтения;

- организация и проведение семейных литературных праздников, досугов, игр, спектаклей;

- встречи с поэтами, писателями;

выставка детских книг;

дискуссионная площадка "Первые книги ребёнка";

круглый стол "Чтение начинается с колыбели";

детско-родительское шоу "Самая читающая семья";

конкурсы:

- иллюстрации детей и родителей;

- сочинение сказок (детьми и родителями);

творческие проекты.

Групповые и индивидуальные устные консультации по вопросам, возникающим у родителей;

письменные консультации;

привлечение родителей для решения общих (семьи и ДОУ) вопросов.

Устная и письменная информация:

- оформление информационных стендов (ребёнок и книга; пришли мне чтения доброго и т.д.);

- реклама новинок;

выпуск газеты ДОУ "Лучики солнышка";

постоянная рубрика в газете "Читаем дома".

Организация предметно - развивающей среды

Необходим элементом предметно-развивающей среды в групповой комнате является книжный уголок - особое, специально выделенное и оформленное место, где ребёнок самостоятельно, по своему вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает её, "перечитывает". Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не в руках педагога, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.

В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель - удовлетворить читательские интересы детей.

В книжном уголке помещаем портреты писателей, иллюстраторов, тематические альбомы и т.д., можно устроить выставки книг.

Для детей старшего дошкольного возраста книга становится важной частью духовной жизни, уже в этом возрасте появляются литературные пристрастия. Для удовлетворения многообразия читательских интересов желательно создать в групповой комнате библиотеку, где будет представлена детская художественная литература разных жанров, детские справочники и энциклопедии, и т.д.