"Не пренебрегайте ничем, что может нравиться людям…"): поздравительное слово и речь к подарку как этикетно-церемониальные жанры

Разделы: Русский язык


Одна из задач национального проекта в сфере образования - повышение конкурентности и социальной мобильности выпускников общеобразовательной и профессиональной школы. Сегодня нет сомнения в том, что для успешной адаптации в обществе недостаточно академических знаний в отдельных областях науки, необходимо также владение коммуникативной культурой. Коммуникабельный человек способен легко адаптироваться на рынке труда, установить контакт и найти взаимопонимание с незнакомыми людьми, так как наиболее востребованными являются профессии, связанные с экономикой, предпринимательством, торговлей, т.е. специальностями, успех которых зависит от умелого делового общения в сочетании с неофициальным, в том числе в непринужденной обстановке светских мероприятий. Социализация с помощью речи на высших уровнях профессиональной иерархии позволяет говорить об эффективном элитарном (светском) общении, соответствующем требованиям, нормам, принятым в культурном, образованном обществе. Высказать свое уважение адресату, доставить удовольствие тому, кого поздравляют, воодушевить и сплотить аудиторию, создав доверительную, теплую тональность общения позволяют широко распространенные на светских (элитарных) мероприятиях поздравительная речь и речь к подарку.

Знания об особенностях создания и произнесения представленных жанров могут быть сформированы на одном из занятий элективного курса для старшеклассников«Не пренебрегайте ничем, что может нравиться людям…».

Цель занятия: научить создавать, произносить поздравительное слово и речь к подарку.

Задачи: дать представление о структуре, содержании смысловых частей поздравительного слова и речи к подарку; показать особенности использования вербальных и невербальных средств общения во время произнесения рассматриваемых этикетно-церемониальных жанров.

Ход занятия

Во время беседы преподаватель напоминает, что светский прием включает большое количество речевых жанров и проводится по какому-либо конкретному поводу: юбилей, чествование особо отличившихся людей, знаменательные даты и др. На подобных мероприятиях часто произносятся торжественные речи (речи на случай), цель которых доставить удовольствие себе и партнеру, развлечь, воодушевить и сплотить присутствующих, выделить и похвалить определенные нравственные и другие ценности, возбудить у слушателей «положительные» эмоции (восторг, радость) и чувства (любовь, преданность, благодарность). Наиболее частотными жанрами светских мероприятий являются поздравление и речь к подарку.

Далее учащимся предлагается проанализировать содержание видеообразцов (задание №1) и ответить на вопросы: «В каком из представленных образцов поздравительная речь больше соответствует вашему представлению о светском, элитарном общении? Почему? Каковы особенности ее произнесения? Назовите структуру и языковые средства этой разновидности речи».

Образец 1. Стенограмма фрагмента м/ф «Вини Пух и день забот» (реж. Ф. Хитрук; сцена поздравления Ослика Иа с днем рождения).

Пятачок. Доброе утро/ Иа!

Ослик. Доброе утро/ Пятачок! В чем я/ лично/ сомневаюсь// Но это не важно//

Пятачок. Поздравляю тебя с днем рождения!

Ослик. Как ты сказал? Повтори! Поздравляю…

Пятачок. Подожди минутку (поворачивается)/ я так лучше слышу// Поздравляю с днем рождения!

Ослик. Меня? С днем рождения?

Пятачок. Да//

Ослик. С днем рождения?!

Пятачок. Я принес тебе подарок//

Ослик. Мне? Подарок? Значит/ получается/ у меня настоящий день рождения?!

Пятачок. Да// Только…

Ослик. Спасибо/ Пятачок// Ты настоящий друг/ не то/ что некоторые// А что за подарок?

Пятачок. Возд… Воздушный шар//

Ослик. Шар?! Это такой большой? Красивый?

Пятачок. Ну да! Только/ понимаешь/ я бежал…

Ослик. Его еще надувают…

Пятачок. Я хотел принести тебе его поскорей и / упал//

Ослик. Ах/ как жаль! Надеюсь/ ты не ушибся?

Пятачок. Я – нет// Но он… В общем/ он лопнул//

Ослик. Мой шарик?

Пятачок (плачет). Да/ вот он// Поздравляю тебя//

Ослик. Это он? Мой подарок? (Пятачок плачет).

Ослик. Спасибо/ Пятачок// Извини/ я хотел бы узнать/ какого цвета он был/ когда он был шариком?

Пятачок. Зеленого//

Ослик. Мой любимый цвет! А какого размера?

Пятачок. Почти с меня//

Ослик. Подумать только/ почти с тебя//

Пятачок. Ага//

Ослик. Мой любимый размер//

Пятачок. Ага (плачет).

Появляется Вини Пух.

Пух. Поздравляю с днем рождения! Желаю счастья в личной жизни! Пух//

Ослик. Спасибо// Мне уже посчастливилось//

Пух. Я принес тебе маленький подарочек// Тут написано…

Ослик. У меня уже есть один подарочек//

Пух. Очень полезный подарок/ в него можно положить все/ что хочешь// Все/ что хочешь/ можно класть//

Ослик. Пожалуй/ в него можно положить мой воздушный шарик?

Пятачок. Нет/ как раз воздушный шарик в такой горшочек не влезет// Они слишком большие//

Ослик. Это другие не влезут// А мой влезет// Гляди/ Пятачок!

Пятачок. Ой/ выходит и входит//

Ослик. И выходит/ и входит/ замечательно выходит! (смеются)

Пух. Как хорошо/ что я догадался подарить тебе как раз такой подходящий горшочек!

Пятачок. В который можно положить такой подходящий шарик! (Поют песню, появляется Сова).

Сова. Апчхи! Поздравляю тебя/ Иа// Я слышала/ у тебя сегодня день рождения? Это правда?

Ослик. Да/ настоящий день рождения// Столько подарков!

Сова. Так/ дорогой Иа// В этот знаменательный день я хочу подарить тебе безвозмездно…

Пух. Что – что?

Ослик. Помолчи/ Пух!

Пух. Извини/ я только хотел узнать/ без чего?

Сова. Без–воз–мезд-но// То есть/ даром.//

Пух. Да/ понятно//

Сова. Апчхи! Подарить тебе безвозмездно скромный/ но очень полезный подарок/ вот этот шнурок! (Дарит подарок)

Сова. Ты можешь повесить его на дверь//

Ослик. Кажется/ он// Хвост//

Сова. Что такое? Я не понимаю!

Ослик. Он? Он/ мой хвост?! Настоящий собственный хвост?!

Пятачок. Ну/ конечно! О! Хвост нашелся! Сова нашла хвост!

Сова. Какой хвост? Хвост!? Что такое?! Это/ значит/ я подарила хвост?! (Все смеются, радуются).

Образец 2. Стенограмма фрагмента х/ф «В ритме танго» (реж. А. Павловский, сцена банкета по случаю бракосочетания Д.А. Колгана и Инги).

В ресторан, где проходит банкет, входит депутат Госдумы Ворошилов, давний друг жениха, с женой. В руках у него самовар, супруга держит пакет с подарком.

Ворошилов. Ну герой/ ну герой! Ну молодец! Ой-ой-ой (смеется).

Жена Ворошилова. Здравствуйте// Поздравляю! Семейного вам счастья!

Колган. Спасибо//

Невеста (удивленно смотрит на подарок). А что это?

Ворошилов. Самовар// Старинный русский самовар//

Жена Ворошилова. А это сапог (достает из пакета).

Колган (радостно). Браво! Браво! Я теперь чай буду пить из самовара!

Ворошилов. Конечно/ в семье должны быть не только солидарность/ совет да любовь/ но и какие – то традиционные ценности// Допустим/ семейное чаепитие// Я поздравляю! Молодец! Молодец!

Колган. Спасибо/ братишка// Ну/ познакомься (обращается к жене), это Ворошилов Павел Федорович/ друг юности/ братишка// И/ между прочим/ уже семь месяцев Депутат Государственной Думы (обнимаются, Ворошилов похлопывает его по спине).

Образец 3. Поздравление А. Кони, известного адвоката и общественного деятеля (1844-1927 гг.).

Дорогая Мария Гавриловна, — запряженный в ярмо заседаний Государственного Совета, я лишен возможности поздравить Вас лично с наступающим днем Вашего Ангела, но шлю Вам самые горячие пожелания здоровья, душевного спокойствия и всего, что есть на божьем свете хорошего. В нынешнем году исполняется 30 лет нашего личного знакомства: благодарю Вас сердечно за все отрадное, яркое и светлое, что я из него извлек.

Образец 4. Речь представителя Департамента образования и науки на открытии региональной научно-практической конференции старшеклассников (г. Новокузнецк).

Уважаемые гости! От имени взрослых ученых /я сердечно поздравляю вас с праздником – началом работы исследовательской конференции// Всякое начало есть продолжение чего–то свершившегося// Поэтому вы уже победители// Победители/ потому что к этому моменту завершили свое исследование/ получили результаты/ к достижению которых вы шли/ преодолевая все трудности// преодолевая себя// Есть чувство удовлетворения/ потому что я это сделал// Есть чувство радости за полученный результат//

Я от всей души желаю вам/ чтобы праздник предъявления своей работы своим друзьям/ очень строгому компетентному жюри не разочаровал/ и не огорчил вас/ чтобы вы сохранили в себе атмосферу праздника/ созданного сегодня торжеством открытия// Чтобы умели порадоваться не только своим успехам/ но успехам своих товарищей// Чтобы вас не огорчили не те результаты/ которых вы ожидали – отнеситесь к этому философски/ извлеките из этого уроки/ уроки/ которые бы позволили вам расти/ совершенствоваться/ развиваться// Успехов вам/ чувства счастья от общения друг с другом! И сохраните в душе праздник этого общения! (Аплодисменты).

Образец 5. Ксюша/ в этот радостный день мы поздравляем тебя с праздником и дарим сотовый телефон// Он очень дорогой/ поэтому постарайся его не испортить и не потерять//

Образец 6. Юлечка/ поздравляю! Желаю тебе всего самого/ самого/ самого... наилучшего. Хочу подарить тебе это красивое платье/ очень надеюсь/ что оно тебе подойдёт// Мне его самой подарили/ но с размерами не угадали/ так что носи на здоровье//

Отвечая на поставленные вопросы, школьники отмечают, что образец №4 представляет собой официальное поздравление, так как произносится в официальной обстановке, в зале, где школьная элита собралась на научно–практическую конференцию, поздравление принадлежит официальному лицу, речь продумана, отличается регламентированностью.

Для выявления жанровых особенностей поздравления (задание №2) учащимся предлагается несколько вопросов: «Нужно ли готовить речь заранее? Какая речь, представленная в образцах, на ваш взгляд, является подготовленной, а какая неподготовленной? Почему? Что отличает частично-подготовленное поздравительное высказывание?». Старшеклассники вспоминают, что подготовленная речь продумана, зафиксирована полностью (письменная форма, образец №3) или в виде тезисов, но присутствует словесная импровизация (образец №4), неподготовленная речь– импровизированная, непринужденная (образцы №№1,5), частично подготовленная – продумано, что будет сказано, но словесное выражение спонтанное (образец №2). Недостающие сведения вносятся в таблицу 1(см. табл. 1).

Таблица 1

Структура и языковые формулы поздравительного слова (и речи к подарку)

Части

Цель

Речевые жанры

Языковые формулы

Вступление

Привлечь внимание, обозначить предмет, проблему речи

Обращение

Дорогие друзья!..; Милые дамы!...; Дамы и господа!..; Уважаемый Петр Сергеевич!.. и др.

Основная часть

Сообщить о предмете речи, конкретном значимом событии

Рассказ, лирические отступления, комментарии автора, шутка, анекдот, басня, стихотворение, легенда, пословица, поговорка, притча, воспоминания, пояснения, комплимент и др.

От лица (от имени) поздравляем... (и хотим подарить...); Прими мои поздравления... (и подарок); Поздравляю... (и дарю...); Разрешите (позвольте) поздравить... (и вручить...); Примите мои теплые (искренние) поздравления (и этот скромный подарок...)... и др.

Заключение

Подчеркнуть значимость человека или события

Похвала герою, событию, оценка его роли, значения, обращение к адресату, надежда, благодарность, комплимент, напутствие и др.

Надеемся, что и в дальнейшем…; У Вас впереди еще столько…; Оставайтесь такой же… и др.

Далее мы выясняем, может ли поздравление употребляться в письменном виде, в чем заключается его отличие от устной формы, как различаются поздравительные речи по объему. Ученики называют такие письменные формы, как записка, открытка, сопроводительное письмо (к цветам, подарку), телеграмма, благодарственное письмо. В поздравлениях значимы не только слова, но и оформление текста – рисунки, фотографии, цвет и размер шрифта, расположение текста и т.п., а также то, что поздравление (как в устной, так и в письменной форме) может быть кратким (образцы №№1, 2, 5, 6) и развернутым (образцы №№3,4). Для закрепления знаний о поздравительном слове (задание №3) предлагается заполнить отдельные графы в таблице 2 (см. табл. 2).

Таблица 2

Жанровые особенности поздравительного слова

Основные факторы

Особенности

1

Адресант, адресат, характер их взаимоотношений

Учет социального статуса адресата: служебное положение, возраст, социальная роль, материальное положение, личные заслуги; Характер взаимоотношений: близкие – неблизкие, официальные – неофициальные

2

Цель создания поздравления

Доставить удовольствие себе и партнеру, развлечь слушателей, выделить и похвалить определенные нравственные качества и другие ценности, возбудить у слушателей положительные эмоции (восторг, радость) и чувства (любовь, преданность, благодарность) и др.

3

Объем поздравления

Сверхкраткие: состоят из одной фразы (Поздравляю!; Это Вам!; Желаю счастья!) Краткие: состоят из одного предложения (Поздравляю с днем рождения, желаю счастья и любви). Развернутые: содержат различные жанры (басню, притчу, легенду, пословицу, поговорку и др.).

4

Способ передачи

Устный - личный контакт, непосредственное общение; Письменный – использование СМИ, телефона, факса, телефонограммы и др.

5

Графические формы поздравления

Состоит из языковых средств; сочетает языковые средства и фотографии, эмблемы, художественные рисунки

6

Языковые, ритмико-интонационные и пантомимические особенности

Тщательный отбор слов, обращенность взгляда адресату, умеренный темп, использование пауз, логического ударения и др.

В ходе беседы учащиеся приходят к выводу, что поздравление, являясь разновидностью протокольно–этикетной речи, обладает следующими особенностями: имеет трехчастную структуру, носит официальный характер, содержит похвалу.

Так как поздравительная речь часто сопровождается дарением каких-либо подарков, посвящением виновнику торжества стихов, следующее задание (№4) направлено на выявление особенностей создания и произнесения речей к подарку. Отвечая на вопрос преподавателя («По какому поводу вручаются подарки?»), школьники отмечают, что их дарят не только в связи с каким–либо торжеством, но и для того, чтобы выразить благодарность, извинение, утешение, сделать комплимент или поощрить кого-либо. Следовательно, даритель преследует определенную цель, которую выражает в высказывании, сопровождающем подарок, также в нем называется событие, по поводу которого его преподносят.

Обращение к образцу №1 (из задания №1) позволило выявить, что поздравительные речи к подарку различаются степенью подготовленности и объемом: у Совы более подготовленная речь, продуманная; у Пятачка и Вини Пуха – неподготовленная, создавалась в момент говорения, она прерывистая, есть паузы, самоперебивы; речь Пятачка самая короткая, Вини Пух включил информацию о достоинствах своего подарка, т.е. речь к подарку может быть подготовленной и неподготовленной, краткой и развернутой.

Далее преподаватель сообщает о том, что для элитарного общения используются подготовленные, развернутые высказывания, и просит дополнить поздравительные речи к подарку (образец №1) необходимыми структурно–смысловыми частями. Учащиеся считают, что в речь Пятачка можно внести следующие элементы: обращение («Дорогой Иа, дорогой друг»), пожелание («Желаю найти свое счастье») и т.д.

На следующем этапе (задание №5) анализируются и фиксируются в виде таблицы (см. табл. 3) высказывания, содержащие как запретные фразы, неуместные в данном речевом жанре, так и те, которые способствуют улучшению взаимоотношений между коммуникантами, и примеры речевых формул благодарности.

Таблица 3

Речевые средства речи к подарку и ответного слова

Запретные фразы

Рекомендуемые выражения

Ответная речь

- Подарок очень дорогой;

- Вам всё равно не понравится;

- мне его самой подарили;

- знаешь, сколько я его искала;

- ничего лучше я не нашла;

- он у нас всё равно валяется;

- все магазины оббегала, Вам все равно не угодишь;

- у меня оказались одинаковые духи. Зачем мне столько? и др.

- Пусть он напоминает обо мне;

- дарю от всей души;

- надеюсь, он Вам пригодится;

- мы выбирали все вместе;

- хотелось сделать Вам приятное;

- подарок, сделанный с любовью, всегда доставит радость;

- дарю подарок в знак моей большой любви и др.

- Спасибо Вам за…;

- большое / огромное / Вам спасибо!;

- спасибо (за то), что...;

- большое спасибо Вам за...;

- благодарю Вас за...;

- от души / от всей души / сердечно благодарю Вас за…;

- я хочу / я хотел (-а) бы / мне хотелось бы поблагодарить Вас за... / за то, что...;

- спасибо, Вы очень (так) любезны! / Вы очень (так) внимательны и др.

Для закрепления материала (задание №6) предлагается подготовить развернутые поздравительные речи к подарку маме на 8 Марта; другу (подруге) на день рождения; классному руководителю на День Учителя. Оценка образцов осуществлялась по следующим критериям: 1) структура; 2) объем; 3) содержание; 4) оригинальность, уместность использования речевых средств; 5) завершение речи. Приведём некоторые примеры:

  • Милая мамочка! Поздравляю тебя с Днём 8 Марта! Весенний даже маленький букетик пусть подарит тебе нежность! Весеннее солнце пусть подарит тепло! Мартовский ветерок подарит надежду и счастье, радость, любовь и добро! Мамочка, я дарю тебе твои любимые розы, будь всегда такой красивой, как эти цветы! Ты самая замечательная мама на свете!
  • Натонька, с Днём рождения тебя, родная! Желаю, чтобы все твои мечты сбывались, а планы осуществлялись. Прими от меня скромный подарок. Думаю, этот ежедневник поможет тебе успевать всегда и везде. Надеюсь, подарок тебе понравится и принесет успех во всех делах. Счастья тебе огромного и большой любви.
  • Уважаемая Светлана Михайловна! Поздравляем Вас с Днём Учителя! Желаем Вам дальнейших творческих успехов, хорошего настроения и умных учеников. Примите от нас этот скромный подарок. Пусть эта ваза напоминает Вам о нас, пусть всегда в ней стоят живые цветы - символ нашей любви к Вам. Мы гордимся, что у нас такой прекрасный учитель!

Мы считаем, что полученные знания и умения помогут старшеклассникам (в т. ч. в дальнейшей профессиональной деятельности) чувствовать себя более уверенно и комфортно в ситуации непринужденного общения и будут способствовать карьерному росту.