Обучающий макет "Pernopm" (специально организованная деятельность)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Расширять представление о малой Родине; познакомить с речпортом, его назначением; развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твердость и мягкость, хрупкость- прочность, блеск, звонкость; развивать произвольное внимание, зрительную память, мышление; упражнять в создании новых образов на основе восприятия схематических изображений.

Материал: Макет “Речпорт”, аудиокассета с записью шума реки; камушки на которых нарисованы геометрические фигуры; карточки — лабиринт;

Ход занятия.

Воспитатель:

- Дети отгадайте загадку:

Течет, течет — не вытечет,
бежит, бежит — не выбежит.

О чем эта загадка? (О реке.)

(Звучит музыка — шум волн).

- Послушайте: как ласково шумит река.

На берегу, какой реки основан город Бийск. (р.Бия).

На левом берегу реки Бия располагается Бийский речпорт. Посмотрите, как он выглядит? (на макете воспитатель демонстрирует детям расположение судоходных кораблей, складов и др.). Речпорт осуществляет перевозки грузов: песка, гравия (мелкие камни), которые широко используются в строительстве (Как можно использовать песок и гравий в строительстве?), а также пассажирские перевозки. На прогулочном теплоходе “Иван” организуются различные экскурсионные маршруты по реке. Горожане могут отдохнуть и полюбоваться просторами и красотой природы. По берегам реки можно увидеть различные виды деревьев. (Воспитатель предлагает детям назвать породы деревьев, которые можно встретить по берегам реки Бия во время путешествия). Гостям города предложат познавательную экскурсию.

- Хотелось бы вам отправиться в плавание?

Мы поплывем на теплоходе “Иван”. (Воспитатель демонстрирует путь теплохода. Предлагает детям рассказать что они видят, чувствуют во время путешествия) .

В процессе путешествия Дети высаживаются на остров. Воспитатель предлагает развивающие игры.

- По берегу прошел волшебник и... все, что увидел, превратил в камушки. Посмотрите, на камушки. Воспитатель предлагает детям обследовать камушки определить самый большой и маленький, тяжелый и легкий. Далее воспитатель предлагает определить не совсем обычные камушки. Дети показывают камушки, на которых нарисованы круг, квадрат, треугольник.

Задание № 1 “Сравни камни и песок”.

Дети садятся вокруг большого стола. Воспитатель делит их на две команды. Предлагает сравнивать материалы парами — песок (сухой) и камни. Проводится сенсорное обследование каждой пары материалов: дети их рассматривают, ощупывают, пытаются сыпать, надавливать, забивать в них гвоздь, бросают (стук при падении камня, шуршанье струйки песка). Сравнивая камни и песок, воспитатель проводит опыт, чтобы выяснить, что тяжелее: в банку с водой насыпает песок и камни, все перемешивает палкой; дети наблюдают, как происходит оседание на дно материалов (опыт проводится 2—3 раза). Делают вывод: камни тяжелее песчинок, они оседают раньше

Задание № 2

Около берега стоят разные корабли, у каждого есть свой флажок. Найдите корабли с такими же геометрическими фигурами как и на камушках.

Физминутка:

- На море бывает качка. Потренируемся перед плаванием:

Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.

-Чтобы попасть на теплоход, нам надо еще пройти лабиринт. Возьмите карточки, и пусть каждый найдет путь к теплоходу (в начале лабиринта — ворота, в конце — теплоход).

Методические рекомендации: Возрастные особенности детей 5-6 лет требуют использование игровой формы деятельности. Вот почему к макету предложены игровые упражнения на основе опытов и экспериментов. Специально-организованную деятельность не следует сводить только к работе за столом над макетом. Макет в основном используется для закрепления сформированных представлений и для организации самостоятельной работы ребенка. Само же “открытие” должно происходить в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх. Для того чтобы переключить активность детей (речевую, умственную), не выходя из игровой воображаемой ситуации, можно предложить физкультминутку, двигательную паузу, психогимнастику, игротренинг.

Тема: Путешествие по реке.

Цель:

  • расширять представления детей о людях разных профессий, продолжать уважительно относиться к результатам труда, раскрывать мотивы и цели деятельности; различать виды водного транспорта;
  • развивать образную память, активное внимание, понимание пространственного соотношения предметов, наблюдательность, вкусовое восприятие, тренировать координацию рук.

Материал: Макет “Речпорт”, наборное полотно с картинками (часы, книга, компас, чемодан, ваза, лампа, очки, чашка, ботинки, шляпа); картинка-небылица; кусочки вареных овощей, ложки.

Ход занятия.

Воспитатель.

- Отгадайте загадку:

Два братца в воду глядятся,
Век не сойдутся.
(Берега.)

У реки есть берега.

Наше плавание начинается. Проходите на катер, вещи оставим в каюте (показ картинок на наборном полотне). Вот наши вещи, запомните их. (Картинки убираются.) Скажите, что было в каюте? (Дети отвечают.) Давайте пройдем по катеру (показ макета катера). Это каюты, здесь управляют катером— это рубка. Пол называется палубой. Кто знает, как называют кухню на катере? (Камбуз). А как называется повар? (Кок). Попробуем, что приготовил кок. (Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки вареных овощей и определяют по вкусу, какой это овощ.) Мы попробовали: картофель, морковь, свеклу, горох. Что из этого можно приготовить? (Винегрет, гороховую кашу, щи, котлеты морковные)

Речники любят разные небылицы. Посмотрите, вот картинка-небылица (водолаз поливает цветы под водой). Что перепутал художник? (Дети отвечают.)

Физминутка.

Воспитатель. Интересно в плавании. Давайте выйдем на палубу, посмотрим, как много кораблей. Найдите одинаковые. Воспитатель описывает один из кораблей и предлагает детям пересказать или описать понравившийся им корабль.

А вот и рыбы плещутся в глубине. Скажите, как они называются.

Следующее задание: на бланке, нарисован курс для катера, проведите катер по курсу.

Методические рекомендации: Тексты описаний объектов макета “Речпорт” и рассказы воспитателя (см. приложение № 1 “Беседы”) целесообразно использовать для пересказа детьми. Пересказывание повышает внимание детей к языку. Сначала они не следят, как они говорят, но позднее их интерес к родному языку и речи сверстников начинает расти. Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого текста для пересказа. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, сложные метафоры. Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное.

Тема: Идем по курсу. Компас. Маяк.

Цель:

  • Расширять представление детей о людях разных профессий.
  • Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера.
  • Развивать устойчивость внимания, зрительную память, наглядно-образное мышление, целостность восприятия.

Материал: Макет “Речпорт”, аудиокассета с записью песни “Мой кораблик”; схема с изображением курса катера.

Ход занятия.

Звучит песня “Мой кораблик”.

Воспитатель.

Командир корабля — капитан, он отвечает не только за корабль, но и за всех людей, которые находятся на корабле. Помощник капитана — штурман следит, чтобы путь корабля был безопасным. Штурман прокладывает курс. Вот, например, на схеме нанесен курс катера.

Игра “Проведи катер по курсу”.

Дорог на реке нет. Как же находят свой путь речники? (Ответы детей)

В давние-давние времена находили путь по звездам. Потом придумали разные умные приборы. Какой из них главный? Посмотрите на таблицу (изображены песочные часы, антенна, секундомер, компас), отгадайте загадку:

Чтоб в пути не заблудиться,
Надо взять его с собой.
Он вам очень пригодится,
Он укажет путь домой”. (Компас.)

Физминутка.

Воспитатель. Чтобы не сбиться с курса, надо быть очень внимательными. Поиграем в игру “Повтори движение”.

Стрелка компаса всегда показывает на север, как бы компас ни повернули. Это помогает найти дорогу (демонстрация компаса).

Чтобы кораблям не разбиться о скалы или подводные камни, ставят маяки (См. в приложении № 1 рассказы о маяке [Я. Длуголенский “О моряках и маяках”]).

Методические рекомендации: Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающие истории. Простота и доступность содержания рассказов не требует специальной подготовки детей. Рассказы можно предложить в любой форме, например от имени капитана катера. Использование макета помогает детям практически решать несложные задачи, дает определенный запас сведений о работе простейших механизмов, способах передачи сигналов на расстояние.

Тема: Кораблик

Цель:

  • Развивать у детей представление о тяжести предмета и его легкости, цвете и прозрачности.
  • Учить подбирать названия действий названиям объектов, способствовать активизации устойчивых ассоциаций; упражнять отчетливо, произносить звук [ш] в словах, развивать речевое дыхание; воспитывать интонационную выразительность речи.

Материал: Макет “Речпорт”; кораблик; бумага; ореховая скорлупка; пуговица; листик; кубик, волан; мячик.

Ход занятия: Воспитатель.

Вода — это не твердая стихия, но ее все-таки можно пощупать, нарисовать. Есть даже предметы, которые стоят на воде или передвигаются. А люди не могут ходить по воде, они плавают. Сама вода может и стоять, и двигаться — реки текут, водопады падают, дождик тоже падает, а вода в луже — стоит.

Дидактическая игра “Подбери нужное словечко”. (Ручей – журчит, звенит, бежит; дождь – брызжет, моросит, капает)

Дидактическая игра “Что это?”:

  • Чистое, голубое, прозрачное…(река, озеро).
  • Стучит по крыше, льет, моросит…(дождь).
  • Журчит, бежит, звенит…(ручеек).

Опытно-экспериментальная деятельность. А еще воду можно смешивать с землей и вообще с чем-то твердым, и тогда ее состав меняется.

Вода нужна всем — людям, птичкам, зверюшкам, деревьям. Нужна для утоления жажды.

Мы сейчас разыграем с вами игру “Кораблик”. (Демонстрация на макете.) Ее правило: вы наблюдаете за тем, что и как плавает, что тонет. Осторожно подталкиваете кораблик, чтобы сдвинуть его с места или изменить курс; ведете свой кораблик, чтобы обойти другие предметы.

Если игра увлечет детей, воспитатель, прочитав им стихотворение “Кораблик”, может разыграть с ними историю о “путешествии”: куда плывет кораблик, как он попадает в бурю; как причаливает к берегу.

Воспитатель.

Кораблик

Из английской народной поэзии

Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой.
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой.
На палубе матросы
Свистят, снуют, спешат,
На палубе матросы —
Четырнадцать мышат.
Плывет, плывет кораблик
На запад, на восток,
Канаты — паутинки,
А парус — лепесток.
Соломенные весла
У маленьких гребцов.
Везет, везет кораблик
Полфунта леденцов.
Ведет кораблик утка,
Испытанный моряк.
— Земля! — сказала утка.
— Причаливайте! Кряк!

(Перевод С. Маршака)

Последнее четверостишие разыгрывается. На слово “кряк”, произносимое всеми, кораблик причаливает как бы к берегу, к земле.

Понравилось стихотворение? (Ответы.) Тогда я вам прочту еще одно под таким же заголовком — “Кораблик”. Автор стихотворения Даниил Хармс.

Поскольку Хармс явно обыгрывает во второй строфе шипящие звуки, чтобы создать атмосферу тишины, осторожности, воспитатель читает стихотворение негромко, в замедленном темпе, шипением выделяя звук [ш].

Даниил Хармс Кораблик

По реке плывет кораблик,
Он плывет издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты.

Стихотворение воспитатель читает 2 раза, дети помогают. По прочтении дети должны сказать, что за матросы “снуют” на кораблике; какой это кораблик — большой или маленький; по какому морю плывет кораблик — большому или маленькому? Почему этим корабликом управляют мышата, а не слоны и не жирафы?

Методические рекомендации: При использовании макета “Речпорт” большая роль отводится игровой деятельности. Интересно и увлекательно проходит игра-занятие, если в основу ее положен сюжет какого-либо художественного произведения. Одна и та же игра может иметь несколько вариантов и дополняться игровыми заданиями.

Тема: Мы плывем на корабле

Цель: Расширять и уточнять знания детей о водном транспорте и его назначении; обогащать игровой опыт и словарь.

Материал: Макет “Речпорт”, бескозырки, штурвал, якорь, экскурсоводы Миша и Маша (игровые персонажи на макете).

Ход игры: Миша и Маша приглашают детей на экскурсию в “Речпорт”, показывают разнообразный водный транспорт, называют его, отмечают схожесть конструкции, обращают внимание на то, что у всех кораблей есть нос, корма, палуба. По ходу рассказа они показывают соответствующие корабли. Действия ребят зависят от сюжета игры. Возможно, по ходу игры кто-то захочет быть моряком.

Миша: На палубе корабля расположены мачты, рубка, из нее командир корабля подает команды экипажу. Здесь же работают рулевой и штурман, несут вахту радисты. Через люковые отверстия, которые находятся на палубе, на дно судна укладываются грузы. Каждый корабль оборудован спасательными шлюпками, жилетами, кругами и стальными тросами, при помощи которых он швартуется к берегу или другому кораблю.

Маша: На корабле есть якорь. Его на цепях опускают на дно моря, когда нужно удержать корабль на одном месте. Якорь крепко цепляется за грунт и не дает ветру и течению унести судно. На бортовой части корабля расположены иллюминаторы — маленькие круглые окна, которые нужны для освещения кают и проветривания. Когда корабль выходит в море, все иллюминаторы задраиваются. Каждый корабль имеет опознавательные знаки. Внутри корабля находятся каюты, кубрики, медпункты и другие помещения. Сердце корабля — двигатель. Он расположен в машинном отделении. Мощные насосы подают масло, жидкое топливо, охлаждают воду.

Миша: Экипаж корабля — капитан, штурман, матросы... Штурман следит за тем, чтобы путь у корабля был безопасным. Рулевой матрос крутит штурвал. Руль поворачивается, и корабль меняет направление. Сигнальщик ведет наблюдение за рекой, разговаривает с другими кораблями при помощи флажков. Хозяин палубы — боцман. Он отвечает за исправность корабельных шлюпок, следит за чистотой и порядком, обучает команду речному делу. Водолазы-моряки работают под водой, заделывают пробоины, помогают поднимать затонувшие корабли, участвуют в спасательных работах.

Маша: В корабельном журнале ежедневно записываются все события, происходящие на корабле”. (По С. Белкину.)

Методические рекомендации: Игры- занятия с макетом “Речпорт” помогают воспитателю разнообразить деятельность детей, сделать так, чтобы во время игры ребята незаметно для себя получали новые знания об объектах родного города их значении, профессиях речников, технике. А так же являются способом передачи социального опыта и формирования положительных взаимоотношений между детьми.

Приложение 1.

Приложение 2.