Заочное путешествие по окружающему миру в 3-м классе по теме "Природа и человек"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. закрепить знания учащихся о лесе, луге, поле, водоёмах;
  2. выяснить, что даёт наш край стране, для чего надо охранять природу.

Оборудование: гербарий, картинки животных и растений, сочинения, загадки, мультимедийный проектор, запись "Голоса птиц".

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Отгадайте куда мы сейчас с вами отправимся?

Кто как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой -
Скинет шубу с плеч долой. (Лес)

Да, мы начнём наше путешествие с леса (на экране картинка "Смешанный лес"). Нам с вами повезло. Мы живём в замечательном месте. Новобурасский район издавна славится лесами.

И мы можем наблюдать красоту леса весной и летом, осенью и зимой.

А теперь давайте поговорим об одном очень любимом всеми дереве, а о каком - догадайтесь сами.

Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, но не голова. (Берёза)

По каким признакам вы догадались? За что, народ любит и ценит берёзу? (Показ гербария). О берёзе народ сложил песни. Какую вы знаете?

Какие ещё лиственные деревья растут у нас в лесу? А это что за дерево?

У меня длинней иголки чем у ёлки.
Очень прямая расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

Что вы можете рассказать о сосне? Да, сосна - хороший ориентир для тех, кто заблудился в лесу. Какие ещё хвойные деревья растут в лесу? Что даёт лес нам с вами?

Какие ягоды можно собрать в нашем лесу? Какие грибы у нас растут? Как их надо собирать и почему? Какие звери водятся в лесу? А какая интересная птичка живёт у нас в лесу и чем она отличается от других птиц? (показать картинку). Послушайте загадку о ней.

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом ветки потрошит?
Голосом речистым , чистым:
"Клё! клё! клё!" - поёт со свистом. (Клёст)

Послушайте голоса птиц. (Грамзапись)

3. Изучая тему " Лес, его растительность и животный мир", вы писали сочинения. Давайте послушаем некоторые из них. (Дети зачитывают свои сочинения про землянику)

"Земляника растёт под кустами, в тени. Если съесть 5 кг земляники витаминов хватит на весь год. Из неё варят варенье, она - лакомство для детей.

Землянику, которая растёт около дороги, лучше не собирать, потому что машины выбрасывают газы, и она становится опасной для еды"

В начале лета на солнечных местах лесных опушек и прогалин появляются алые огоньки первой лесной земляники. Эта ягода ярко-красного цвета полюбилась и взрослым и детям. Чтобы каждый год был хороший урожай, надо хорошо относиться к земляничнику, не вытаптывать его. Ох, и хороша эта ягода - лесная земляника!".

Что нового вы узнали о землянике? Можно ли всё о землянике узнать из одного сочинения? Почему? Мне очень понравилось сочинение о лосе. Послушайте его.

"Во многих местах можно встретить лося. Это сильный, могучий зверь. Подобного ему, пожалуй, нет зверя в наших лесах. Его величают красавцем, лесным великаном. Ростом он около 2 м., а то и повыше, весом бывает около полутоны. Увидев его, невольно залюбуешься - богатырь! В облике лося есть что-то дремучее, первобытное. У него пепельно-серая или буроватая шуба из короткой жёсткой шерсти. Она гладкая, лоснящаяся, блестящая, переливающаяся. Лось - лоснящийся зверь. Ещё его называют сохатым.

Лось легко ходит по болоту благодаря особому устройству копыт. У лося великолепные рога. Чем они ветвистее и мощнее, тем здоровее зверь. Рога бывают только у самцов. В конце января - начале февраля лось сбрасывает рога, ударяя ими о дерево. Весной они снова отрастают. Рога служат сохатому для защиты от волков. Питается лось травой, листьями, молодыми побегами деревьев и кустарников, грибами, ягодами. Зимой ест хвою и кору деревьев, ищет старую засохшую траву. В это время на помощь ему приходит человек. Он подкармливает его. Лосей приручают и используют для перевозки грузов по лесным дорогам. Молоко у лося лечебное, жирнее коровьего.

Человек бережёт этого зверя. Он находится под охраной закона, свободный отстрел его запрещён."

А теперь послушаем, что расскажут нам дети о всеми любимой белочке.

"Белка распространена в лесах Европы, Азии, Америки. Её около 100 видов. Она хорошо приспособлена к жизни на деревьях. Длина тела белки достигает 28 см. Мех густой, пушистый. У нас обитает два вида: обыкновенная и персидская. Белка питается семенами хвойных пород, желудями, орехами, ягодами, иногда насекомыми и яйцами птиц.

У белки бывает два выводка в год, по 5-10 бельчат. Численность зависит от урожая семян хвоенных пород. Белка быстро приручается. Она перелетает с дерева на дерево благодаря своему пушистому хвосту."

4. Физминутка.

Встали, поглядели вверх. Высоко вверху шумят листочками деревья (верхний ярус). Потрясли ладошками. А теперь присядем и станем средним ярусом - кустиками. Встали, опустили голову вниз и внимательно посмотрели себе под ноги. Мы идём по нижнему ярусу - траве, где прячутся грибы и ягоды. Посмотрите влево, прямо, вправо. А вон по полянке скачет зайчик. Поскакали и мы вместе с ним. Зайка убегает от лисы, путает следы. Вот он прыгнул влево, назад, вправо, вперёд, делает петлю, бежит назад по своему следу и - прыг в кусты, притаился, сидит тихо - тихо.

Сядем и мы тихонько и продолжим своё путешествие.

5.

- Куда же мы пойдём?
Какое море за селом
Волнует ветерок?
В нём волны можно собирать,
Укладывать в мешок. (Поле)

Как догадались? (На экране картинка). Посмотрите.

С неба солнце золотое
Золотые льёт лучи.
В поле дружное стеною
Золотые усачи. Это : (пшеница)

Какие основные хлебные культуры произрастают на наших полях. Что получают из пшеницы, ржи? А из чего получают пшено, ячневую, перловую крупу? А какую пользу приносит овёс? Что нужно делать, чтобы собрать богатый урожай? А кто наносит вред полю? Как с этим бороться? Погуляли мы по полю, а теперь:

6.

По ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И жёлт, и синь, и ал!
Что же это за ковёр? (Луг)

(Открывается картинка луга)

Где встречаются луга? Что происходит с ними весной? Как называются такие луга? Какая в них трава? Какое сено получается из неё? (Душистое, питательное). Какие ценные кормовые травы растут на лугу? Дети рассказывают о лекарственных луговых травах, насекомых.

Какую пользу приносят они лугу? Какую пользу приносят лугу пчёлы?

7.

- Пройдя вдоль луга, мы видим:
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море. (Река)

Где же мы теперь находимся? Какие вы знаете реки в нашей местности? А что интересного можно встретить в них?

Дети рассказывают о стрекозе.

8.- Мы говорили сегодня о пользе лесов, лугов, полей, водоёмов, а теперь поговорим о том, как бережно надо относиться ко всему этому и почему.

Почему нельзя жечь весной сухую траву? Вспомните наш поход к реке. По какой местности мы шли. Почему было красиво? Где мы остановились? Где протекала река? Где мы разбили костёр? Каким мы оставили после себя место? Что росло по берегам реки? Почему мы не нарвали черёмухи, цветов?

Природа не испорчена человеком, поэтому так красивы эти места. Приведите примеры, как в природе всё взаимосвязано друг с другом.

9. Выводы. Вот почему мы должны бережно относиться к каждому жучку, паучку, стрекозе. Всё живое приносит пользу. Мало любить природу, её нужно уметь охранять.