"Виртуальное путешествие в храм". Информационные ресурсы на уроках обществознания в 8-м классе

Разделы: История и обществознание


Форма: урок-путешествие.

Презентация.

(Слайд 1,2)

Цели: познакомить с внутренним устроением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса и традиционным расположением на нем икон; развивать кругозор и словарный запас детей.

Новые слова и понятия:

  • иконостас,
  • Царские врата,
  • диаконские врата,
  • храмовая икона,
  • местный ярус,
  • праздничный ярус,
  • деисисный ряд,
  • солея, амвон,
  • клирос,
  • аналой,
  • паникадило,
  • кадильница,
  • лампада,
  • запрестольный образ,
  • горнее место,
  • притвор,
  • паперть.

(Слайд 3)

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Очень часто храм Божий имеет в основании форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти диавола. Нередко он устраивается в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг - знак вечности или восьмиугольная звезда, символизируя, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

(Слайд 4)

Главные и прочие столбы делят храм на нефы - галереи, идущие от входа к алтарю. Их может быть: 1, 2, 3 и более, чаще всего - 3 или 5.

(Слайд 5)

Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти. Папертью называется площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет весьма определенный смысл, так как является образом того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира.

(Слайд 6)

Православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Ныне в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления. Также в притворе можно купить свечи, подать записки для поминовения, заказать молебен и панихиду и т. д.

Из притвора мы попадаем в неф - среднюю часть храма.

(Слайд 7)

В храме используются высокие столики особой формы со скошенной верхней доской - аналои. На них кладут иконы, крест и Евангелие для целования, чтобы прихожане могли к ним приложиться (целовать), выражая так, по древнему обычаю, своё благоговейное почитание их.

В центре храма висит люстра - "паникадило", оно зажигается и гасится в зависимости от того, радостные или печальные события вспоминаются во время богослужения.

(Слайд 8)

Специальный стол с изображением распятия и подставками для свечей называется "канун". Перед ним совершаются панихиды и другие богослужения, сюда ставятся свечи для поминания усопших.

(Слайд 9)

Перед иконами и аналоем с праздничной иконой и Евангелием стоят подсвечники, на которые христиане ставят свои символические жертвы - свечи, означающие горящие любовью к Богу сердца, а также перед каждой иконой в храме висит лампада.

По обеим сторонам от солеи расположены клиросы, где стоят певчие и чтецы.

В храме священником совершается каждение, для чего в кадильницу на горящие угольки кладут ладан (душистую древесную смолу). Каждение перед иконами и престолом Божиим символизирует молитву, которая, как душистый дым ладана, должна подниматься к Богу.

(Слайд 10)

С права в храме стоит распятие Иисуса для тех кто по каким-то причинам на сможет дождаться окончания службы. Поэтому уходя из храма он должен прикоснуться устами к распятию.

(Слайд 11)

Алтарь закрывается от средней части храма иконостасом. Русский иконостас устроен наиболее сложно. Иконы на иконостасе располагаются в определённом порядке, по ярусам (ещё их называют чинами или рядами).

Классический русский высокий иконостас выглядит следующим образом.

(Слайд 12)

Иконостас имеет три двери. Средние двери называются Царскими вратами, потому что только через них священник выносит Чашу со Святыми Дарами (Тело и Кровь Христовы, то есть Сам Господь, Царь Славы, проходит через эти врата). На Царских вратах изображаются Благовещение и четверо евангелистов. Справа от Царских врат находится икона Спасителя, а слева - Божией Матери с Младенцем на руках. Рядом с иконой Христа помещают храмовую икону (на ней изображен святой или священное событие, которому посвящен храм).

(Слайд 13)

Другие врата, северные и южные, несут на себе изображения архангелов Гавриила и Михаила или святых диаконов Стефана и Лаврентия (иногда святителей) и называются диаконскими, потому что через них обычно проходят диаконы. Священники проходят через эти врата во время богослужения очень редко, а епископы почти никогда, так как символизируя Христа Спасителя, они проходят через Царские врата. Это местный ярус.

(Слайд 14)

Над местным рядом располагается деисусный (от греч. деисис - "моление") ряд, символизирующий моление всей небесной Церкви ко Христу. Центральная икона этого ряда - "Спас в силах" - изображает Спасителя как Судию всего мира (в царском или архиерейском облачении на престоле). Слева и справа - образы предстоящих пред господом в молитве Божией Матери и Иоанна Крестителя. Эти изображения символизируют совершенную молитву, так как в Пресвятой Богородице и Иоанне Предтече явлена высшая святость, какая возможна для человеческого рода. По ту и другую стороны от центральных образов Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи находятся иконы молящихся апостолов и других святых, поэтому этот ярус иногда называют апостольским.

Третий чин носит название "праздничный", потому что здесь, в строгом соответствии с сюжетными и композиционными канонами, изображены главные православные праздники.

(Слайд 15)

Следующий, четвёртый чин - пророческий. В нём помещаются иконы ветхозаветных праведников - пророков, через которых было получено откровение о Богородице и о воплощении Спасителя. Икона Божией Матери "Знамение" располагается в центре этого ряда.

Пятый ярус иконостаса - праотеческий - содержит изображения праотцев - ветхозаветных патриархов с иконой Святой Троицы в центре.

В Древней Руси этот тип иконостаса был господствующим, хотя число ярусов могло и уменьшаться до одного ряда, с обязательным изображением Тайной вечери над Царскими вратами. Под иконами нижнего ряда, почти над самым полом, иногда помещались даже изображения древних языческих философов и сивилл, так как они, хотя и не знали истинного Бога, но стремились к Его познанию и вели других людей к высшим знаниям.

Весь алтарь находится на возвышенном месте, которое выходит в среднюю часть храма и называется "солеёй". Пред Царскими вратами от солеи к середине храма отходит выступ - амвон, на котором диакон или священник произносят ектеньи и читают Святое Евангелие и с которого священник произносит проповеди.

(Слайд 16)

Непосредственно над Царскими вратами располагается икона "Тайная вечеря".

(Слайд 17)

Самая важная часть храма - алтарь. Само слово "алтарь" означает "возвышенный жертвенник". Он и устраивается обычно на возвышении. Здесь совершаются священнослужителями богослужения и находится главная святыня - престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней. Престол представляет собой особо освященный стол, облаченный в две одежды: нижнюю - из белого полотна и верхнюю - из дорогой цветной ткани. На престоле находятся священные предметы, прикасаться к нему могут только священнослужители.

Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (возвышенным) местом, оно обычно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, также украшенный со всех сторон одеждою. Это жертвенник, на котором приготовляются дары для таинства Причащения.

Алтарь отделяется от среднего храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом (от греч. икон "изображение, образ" + статис "место стояния").

В древнейших византийских храмах алтарь, видимо, совсем не отделялся. С течением времени стала использоваться завеса (катапетасма), которую задёргивали во время совершения таинства. Довольно рано, судя по описанию Кесарийским церкви Св. Павлина церковным писателем IV века епископом Евсевием, появилась так называемая преграда - низкая перегородка с дверцами посередине. Изображения таких преград нередко встречаются в древних рукописях храмов, особенно в композициях Евхари?стии. Позднее на эту низкую преграду стали ставить иконы, обычно две, справа и слева от Царских врат. В таком именно виде, должно быть, иконостас перешёл на Русь и так существовал до XV века. С XV века, когда иконопись достигает особого расцвета и церкви начинают заполняться множеством икон, повторяющих почти всю настенную живопись храма, иконы на алтарной преграде ставятся уже в несколько рядов, плотно друг к другу, а сама преграда выдвигается вперёд, закрывая восточные столбы, жертвенник и диаконник, или ризница, хранилище священных сосудов, богослужебных облачений, книг, вина, просфор и других предметов, необходимых для богослужения и совершения треб.