Открытый урок по информатике для 9-го класса по теме "Алгоритмическая структура "выбор" на языке Visual Basic"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  1. Знакомство с алгоритмической структурой “выбор”;
  2. Обучение приемам построения алгоритмов с “выбором” и их программированию на языке Visual Basic.
  3. Закрепление умений и навыков с помощью практической работы.

Задачи урока:

  • образовательная – знакомство учащихся с базовыми алгоритмическими структурами;
  • развивающие – формирование у учащихся приемов логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения планировать свою деятельность; развитие памяти;
  • воспитательные – развитие умения связывать изучение нового материала с уже известными фактами; воспитание самостоятельности, критичности и ответственности за выполняемую работу.

Тип урока: изучение нового материала и его закрепление.

Основные организационные формы обучения на уроке:

  • фронтальная работа с классом;
  • групповая работа;
  • индивидуальная работа за компьютером;
  • дифференцированная форма работы.

Средства обучения:

  • Учебники: Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. /Под ред. Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  • Технические и программные средства: Персональные компьютеры; проектор; презентация по теме урока (Приложение 1); программная среда Visual Basic.
  • Раздаточный материал: Практические работы для учащихся (Приложение 2).

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Применение полученных знаний.
  5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объявление темы и целей урока.

2. Актуализация опорных знаний.

На прошлом уроке мы познакомились с алгоритмической структурой «ветвление».

  1. Для начала вспомним, в каком случае используется алгоритмическая структура «ветвление»?
  2. В каком случае в алгоритмической структуре «ветвление» выполняется последовательность команд «серия 1»?
  3. В каком случае в алгоритмической структуре «ветвление» выполняется последовательность команд «серия 2»?
  4. В каком случае можно использовать сокращенную форму алгоритмической структуры «ветвление»?

3. Изучение нового материала.

Алгоритмическая структура «выбор» применяется для реализации ветвлений со многими вариантами серий команд. В структуру выбора входят несколько условий, которые последовательно проверяются. При истинности одного из условий (Условие 1, Условие 2 и т. д.) выполняется соответствующая последовательность команд (Серия 1, Серия 2 и т. д.). Если ни одно из условий не будет истинно, то будет выполнена последовательность команд «Серия».

В алгоритмической структуре «выбор» выполняется одна из нескольких последовательностей команд при истинности соответствующего условия.

Алгоритмическая структура «выбор» может быть наглядно представлена с помощью блок-схемы.

В языке программирования Visual Basic инструкция выбора начинается с ключевых слов Select Case, после которых записывается переменная или выражение. После ключевых слов Case записываются условия, в которых заданная переменная или выражение сравнивается с определенными значениями. При истинности одного из условий выполняется соответствующая серия команд. Если ни одно из условий не истинно, то выполняется серия команд после ключевого слова Else. Заканчивается инструкция ключевыми словами End Select.

В случае отсутствия серии команд, которую необходимо выполнить при ложности всех условий, используется сокращенная форма алгоритмической структуры «выбор». В этом случае в операторе выбора отсутствуют ключевые слова Case Else и, соответственно, последовательность команд «Серия». Тогда, если все условия ложны, выполнение оператора выбора заканчивается и выполняется следующая строка программы.

4. Применение полученных знаний.

Прежде чем перейти к закреплению полученных знаний, необходимо провести физкультминутку.

Любопытная Варвара
Смотрит влево…Смотрит вправо.
А потом опять вперед. Тут немного отдохнет
Шея не напряжена и расслаблена…

А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно. Расслабление приятно!
Шея не напряжена и расслаблена!

А теперь посмотрим вниз. Мышцы шеи напряглись.
Возвращаемся обратно. Расслабление приятно.
Шея не напряжена и расслаблена!

Практическая работа. (Приложение 2).

Задание: Разработать проект, который позволяет выставлять отметку за работу в зависимости от количества сделанных ошибок.

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Учитель задает вопросы, подводящие учеников к формулировке выводов о цели урока и выполнении ими задач урока. Ученики отвечают на вопросы. Они должны самостоятельно прийти к выводу о соответствии целей и результатов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание.

§ 2.6.3 стр. 92 – 95 (Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.)

Задания 2.20 и 2.22.

Вопросы 1 и 2.

Список используемой литературы:

  1. Волченков Н.Г. Программирование на Visual Basic 6.0 – M.: Горячая линия – Телеком, 2001.
  2. Сафронов И. Visual Basic в примерах и задачах. – СПб.: БХВ - Петербург, 2007.
  3. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  4. Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. Практикум по информатике и информационным технологиям. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2006.