Научно-исследовательская деятельность школьников как педагогическая технология

Разделы: Внеклассная работа


Введение

На современном этапе развития школьного образования одной из важнейших сторон деятельности учителя, педагога является руководство исследовательской деятельностью учащихся. Но это деятельность вызывает определенные трудности, как у начинающих, так и у опытных учителей. Учителя затрудняются во многом – в постановке проблемы и выборе темы исследования, в организации эксперимента и анализе полученных данных, в написании доклада и подготовке к выступлению и т.д.

Актуальность: С 1999-2000 уч. года в МОУ – Алагарская СОШ им. Г.Д. Протодьяконова сложился определенный опыт по организации научно-исследовательской деятельности школьников. В последнее время каждый год проводятся различные научно-практические конференции, выставки, семинары, школы, в которых учащиеся могут представить свои исследовательские проекты или другие работы. Они могут принять участие в различных фестивалях, школах-семинарах, где учатся выступать перед аудиторией, общаться со своими сверстниками. Кроме того, результаты выступлений учащихся на различных уровнях могут учитываться и при поступлении в ВУЗы, что является дополнительным стимулом к занятию исследовательской деятельностью. Таким образом, вопрос организации исследовательской деятельности учащихся становится все более актуальной.

Новизна: Рассмотрение научно-исследовательской деятельности школьников Алагарской СОШ как педагогическую технологию.

Практическая значимость: Распространение опыта организации научно-исследовательской деятельности учащихся Алагарской СОШ среди школ Чурапчинского района, республики, России.

Исследовательская деятельность учащихся как объект исследования привлекает многих ученых, педагогов, методистов. В педагогической литературе встречаются различные трактовки понятий «исследовательская деятельность», «учебно-исследовательская деятельность», «научно-исследовательская деятельность».

Исследовательская деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога – создать и поддержать творческую атмосферу.

Основная часть

Классификационные параметры научно-исследовательской деятельности школьников

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: научная.

По ведущему фактору психического развития: биогенная, социогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная, развивающая

По ориентации на личностные структуры: информационная технология (формирование школьных ЗУН), технология саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ), операционная (формирование способов умственных действий, мышление – СУД), эвристическая (развитие творческих способностей).

По характеру содержания и структуры: обучающая и воспитывающая, общеобразовательная.

По типу управления познавательной деятельностью: цикличная (с контролем, самоконтролем, взаимоконтролем), направленная (индивидуальная).

По типу организации познавательной деятельности: система «консультант», «программное обучение», современное традиционное обучение, использующее самостоятельную работу с книгой (дидахографию) в сочетании с техническими средствами.

По подходу к ребенку: личностно-ориентированная, гуманно-личностная, технология сотрудничества.

По преобладающему методу: программированное, проблемное, развивающее обучение.

По категории обучаемых: технология продвинутого уровня.

Целевые ориентации НИД школьников

  • Гуманно-личностный подход к ребенку.
  • Единство обучения и воспитания.

Концептуальные положения

  • научность;
  • последовательность и систематичность;
  • сотрудничество.

Особенности содержания

  • личностно-ориентированный подход к ребенку;
  • дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

Особенности методики

Личностно-ориентированный подход объединяет следующие идеи:

  • личностная направленность УВП (личность – цель образовательной системы; каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы; приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.
  • демократизация педагогических отношений (право ребенка на свободный выбор; право на ощибку; право на собственную точку зрения; стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять, не управлять, а соуправлять, не принуждать, а убеждать, не командовать, а организовывать, не ограничивать. А предоставлять свободу выбора).
  • новая трактовка индивидуального подхода (отказ от ориентировки на среднего ученика; учет особенностей личности; конструирование индивидуальных программ развития).

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс рассматривает следующие идеи:

  • содержание обучения рассматривается как средство развития личности;
  • обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
  • идет объединение, интеграция школьных дисциплин;
  • вариативность и дифференциация обучения;
  • используется положительная стимуляция ученья.

Цели и задачи НИР МОУ – Алагарская СОШ им. Г.Д. Протодьяконова

Главная задача школы – повышение качества обучения, что непостижимо без развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Поэтому одним из главных направлений деятельности школы является организация НИР.

В рамках научно-исследовательской деятельности учащихся перед педагогами и учащимися ставятся следующие цели:

  • выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;
  • совершенствование знаний учащихся в определенной области науки, учебного предмета;
  • приобретение умений и навыков исследовательской деятельности под руководством педагогов, ученых, других специалистов;
  • развитие интеллектуальных способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе;
  • развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, отличающейся гуманистическим видением окружающего мира.

Структура управления НИР учащихся

Основные направления НИР

Работа ведется по 3 основным направлениям:

  • работа педагогического коллектива;
  • работа обучающихся;
  • работа родителей, общественных организаций.

Здесь главным, решающим является – работа педагогического коллектива по организации НИР. Для успешной организации работы проведены следующие виды работ с педколлективом:

  • теоретические семинары, занятия ПДС по организации НИР;
  • практикумы по подготовке докладов НПК, чтений;
  • организация внутришкольных чтений, педчтений, Хомутовские чтения;
  • заседания методического совета, НМО по вопросам НИР;
  • участие учителей в улусных Аспирантских, Портнягинских чтениях, НПК;
  • участие в республиканских Алексеевских чтениях;
  • участие учителей во Всероссийском дистанционном «Фестивале педагогических идей» (опубликованы в сборнике тезисов фестиваля и СД дисках);
  • проведение улусного семинара «Научное образование школьников» (19.01.07 г.);
  • получение Гранта Президента РС (Я) по итогам участия школ в конкурсе ПНПО (2007, 2008 гг.);
  • получение Гранта Президента РС (Я) учителем математики Варламовой М.М. по итогам конкурса пед. работников учреждений дошкольного, общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей РС (Я);
  • учитель математики, информатики Гоголев Г.И. – победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации.

Работа обучающихся:

  • работа НОУ «Малая академия»;
  • спецкурс «Организация НИР»
  • элективные курсы «Основы НИР»;
  • школьные НПК: для начальных классов и ДОУ – «Мин эйгэм» (с 2003 г.), для средних и старших классов – «Школьная НПК «Шаг в будущее»;
  • 2005 г. – к 60-летию Победы, 95-летию Г.Д. Протодьяконова – Протодьяконовские чтения (заочный тур – 64 доклада, очный тур – 19 докладов).
  • 2006 г. – к 75-летию школы «Тропинка школьная моя» - 18 докладов;
  • 2006 г. – Всероссийский дистанционный конкурс по психологии «Мой внутренний мир» - доклад Иры Алексеевой – I место;
  • 2006 г. – Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» - 10 учащихся и их руководители получили Дипломы от издательского дома «1 сентября» (рук-ль- А.Соловейчик);
  • 2006 г. – республиканский конкурс «Моя Родина – Якутия»- 8 учащихся получили Благодарственные письма от Ф.С. Тумусова;
  • с 2006 г. – выступления учащихся с докладами перед учащимися, родителями, общественностью;
  • организация работы летнего научно-исследовательского лагеря «Силис»;
  • участие в летней научно-образовательной экспедиции «Мегапроекты глазами школьников», 2008, 2009 гг. (Гоголев Павел, Лыткин Саня, Копырина Сардана, Титова Ксеня – 10 кл.)

Работа родителей:

  • моральная, материальная поддержка учащихся;
  • родительские лектории – основы научных знаний;
  • участие родителей в различных чтениях: Чиряевских, Хомутовских и т.д.;
  • участие родителей в кустовой конференции «Иитэр улэ ситимигэр – баара5ай бырайыактар (20 ноября 2008 г.)

Формы организации научно-исследовательских работ учащихся в школе

  • Индивидуальная форма: индивидуальные консультации, занятия в заочных школах;
  • Групповая форма: занятия «Малой академии», школьные НПК, чтения;
  • Фронтальная форма: спецкурсы, элективные курсы, участие в олимпиадах, интернет-конкурсах, фестивалях, тематические лектории;
  • Работа летнего лагеря;
  • Участие в различных интернет-конкурсах, конференциях, дистанционных олимпиадах и т.д.
  • Выездные консультации.

Основные причины успешности НИР

  1. Очень работоспособный, профессионально компетентностный педагогический коллектив, который относится к НИР как одному из главных направлений деятельности школы, например:
    - учитель якутского языка и литературы, нац. культуры Сокольникова П.Е. подготовила с 2002 года около 30-ти докладов на различные темы;
    - НИР занимаются все педработники, начиная от библиотекаря до руководителей дополнительного образования.
  2. Преемственность поколений педагогов: на данный момент в школе работают 3 поколения педагогов.
  3. Поддержка администрации школы НИР стимулированием лучших учащихся, педагогов по итогам учебного года различными номинациями, премиями.
  4. Помощь и поддержка со стороны родителей.
  5. Огромная роль методсовета во главе учебных завучей Оконешниковой В.Г., Максимовой В.Г. и руководителей НМО.
  6. Связь с молодыми учеными во главе с Мартыновым А.А., преподавателями ЯГУ.

Таблица участия учащихся в НПК, чтениях – Приложение.

Заключение

В настоящее время исследовательскую деятельность можно рассматривать как новую педагогическую технологию. При этом руководство исследовательской деятельностью учащихся должно способствовать реализации следующих принципов:

  • принцип естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес – не искусственный, а настоящий);
  • принцип осознанности (понимание как проблемы, цели и задачи творческой деятельности, так и хода и ее результата);
  • принцип самодеятельности (можно овладеть ходом исследования только через собственный опыт).

Результаты научно-исследовательской деятельности школьников Алагарской СОШ

Для учащихся:

  • участие в различных чтениях, НПК стало престижным в школе;
  • образовалась среда, способствующая к занятию НИР;
  • у учащихся развиваются навыки самообразования, повышается мотивация к учению;
  • занятие НИР способствует самореализации, самопознанию, серьезному отношению к выбору своей будущей профессии, что можно видеть в наших выпускниках – участниках различных чтений, НПК;
  • приобретенные в школе навыки научно-исследовательской работы помогают им в дальнейшей учебе, в дальнейшей жизни.