Интерактивное обучение математике как методическая система

Разделы: Математика


Происходящие в нашем обществе изменения создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении в практику работы школы элементов нового содержания, новых образовательных технологий, в обращении к мировому педагогическому опыту.

В Концепции модернизации  российского образования на период до 2010 года сформулированы социальные требования к системе российского образования. В частности говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные,  предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в  ситуации  выбора,  прогнозируя  их возможные последствия,  способны к сотрудничеству,  отличаются мобильностью,  динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Сегодня многие методические новации и инновации связаны с реализацией  интерактивного обучения, поскольку интерактивное обучение обладает большими потенциальными возможностями для выполнения социального заказа современного общества.

Вместе с тем следует отметить, что часто преподаватели считают, что для внедрения интерактивного обучения в образовательный процесс просто необходимо наличие компьютера, проектора в учебном кабинете, а лучше всего Smart – доски. Более того, среди учителей математики нередко бытует мнение о том, что единственным условием внедрения интерактивного обучения в образовательную практику является непосредственное использование компьютерных средств обучения. Таким образом,  понимание того, что именно стоит за термином «интерактивное обучение», не стало пока достоянием широкой педагогической практики.

Уточним  основные характеристики самого понятия «интерактивное обучение».

Отметим, что слово «интерактив» имеет английские корни: «nter» — это «взаимный», «act» — действовать, а слово  интерактивность трактуется как  способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Следовательно,  интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии обучащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Учебное окружение (или учебная среда) выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта.

Важным является и тот факт, что в полноценном обучении участники взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением, и с изучаемым содержанием. И все три вида активности взаимосвязаны, разнообразны и в обязательном порядке присутствуют на уроке. Назовем их.

Физическая – меняют рабочее место, пересаживаются; говорят, пишут, слушают, рисуют и т.д.

Социальная – задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д.

Познавательная – вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т.д.

Таким образом, интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока (занятия).

Как любую целостную  дидактическую систему интерактивное обучение характеризуют    общие цели обучения, его содержание, система методов, организационные формы, средств обучения и критерии результативности.

К общим целям относятся:

  • реализация  субъект – субъектного подхода в организации учебной деятельности;
  • формирование активной познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
  • усиление мотивации к изучению предмета;
  • создание комфортной, благоприятной атмосферы на уроке;
  • исключение монологического преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;
  • отработка в различных формах коммуникативных компетенций учащихся.

Отсюда видно, что  интерактивное обучение решает одновременно три задачи:

  • познавательную, которая связана с учебной ситуацией и овладением учебной информацией;
  • коммуникативно-развивающую, которая связана с выработкой  основных навыков общения внутри и за пределами конкретной группы;
  • социально-ориентационную, которая связана с воспитанием  гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида в сообществе.

Отметим, что при обучении математике поиск путей   для реализации целей и задач, которые ставятся и достигаются  при интерактивном обучении, очень актуален. Для осуществления   интерактивного обучения необходимо внести определенные изменения во все основные  компоненты дидактической системы обучения: содержание, методы и приемы, организационные формы, средства. 

Основой реализации интерактивных подходов к содержанию обучения является разработка и использование   интерактивных заданий и упражнений, которые будут выполняться учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

При выполнении интерактивных заданий исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Интерактивное задание всегда предполагает такую организацию процесса обучения, при  которой невозможно неучастие обучающихся в коллективном, взаимодополняющем процессе познания.

В настоящее время существует множество видов интерактивных заданий, но каждый из видов содержит в той или иной мере элемент творчества. Именно поэтому каждое интерактивное задание – это творческое учебное задание, которое требует от учащихся не простого воспроизводства информации, а содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов. Кроме того, это задание должно быть практическим и полезным для учащихся; связано сих  жизнью, должно вызывать интерес у учащихся и максимально служит целям обучения.

Творческое задание – основа любого интерактивного метода обучения, т.к. интерактивные методы  — это методы, предполагающие  усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние всех участников педагогического процесса. Суть различий пассивных, активных и интерактивных методов в форме взаимодействия учителя и обучающихся.

Пассивный метод – форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.

Активный метод  – форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Интерактивный метод – форма взаимодействия, ориентированная  на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Отсюда следует, что главная особенность интерактивного обучения в том, что процесс учения происходит в совместной деятельности, а все виды групповой  формы могут быть отнесены к формам интерактивного обучения. Сюда же можно отнести и коллективный способ обучения, под которым понимается такая форма организации учебной деятельности, когда один  учит всех, а все учат каждого.

Основными особенностями форм и методов интерактивного обучения являются:

  • принудительная активизация познавательной деятельности обучающихся;
  • достаточно долгое время вовлечения обучающихся в активную деятельность;
  • самостоятельный (индивидуальный или групповой) поиск решения проблемы на повышенном уровне усилий;
  • создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности;
  • непрерывно-действующие прямые и обратные связи между обучающей системой и обучающимися;
  • изменение роли учителя на роль менеджера, организатора учебного процесса, консультанта;
  • субъектно-субъектные отношения между учителем и учеником как напрямую, так и опосредованно через учебную группу, учебный текст, компьютер и др.

Средства обучения, при которых возникает диалог, то есть активный обмен сообщениями между участниками учебного процесса или между пользователем и информационной системой в режиме реального времени и есть интерактивные средства обучения.

Главные задачи интерактивных средств обучения:

  • обеспечить диалоговый характер обучения, 
  • исключить  монологическое преподнесение учебного материала ,
  • исключить дублирование информации, которая может быть получена учащимися самостоятельно из доступных источников
  • способствовать отработке в различных формах коммуникативных компетенций учащихся.

Стратегия активного и интерактивного  обучения ориентирует нас на совершенствование всех типов классических средства обучения

Совершенно очевидно, что не только компьютер, проектор и Smart – доска являются средствами интерактивного обучения. При определенных условиях интерактивным  может стать любой тип средств классической дидактической системы, включая бумажный учебник.. Но, оставаясь средством фиксации социального и научного опыта, предназначенного для усвоения подрастающим поколением, учебник является одновременно и средством   передачи информации другому человеку – ученику, поэтому основной учебный материал в интерактивном учебнике должен быть представлен в диалоговой форме, а учебные задания  должны включать элементы проблематизации тех или иных аспектов учебного материала.  Словом, интерактивный учебник – это учебник-собеседник. Несомненно, наличие компьютерных средств обучения в учебном кабинете, может способствовать реализации интерактивного обучения, но с такой же вероятностью именно эти средства могут служить модной деталью интерьера кабинета и использоваться учителем по назначению лишь время от времени.

Возможно ли уже сегодня обучения математике на основе целостной технологии интерактивного обучения с реализацией всех выделенных характеристических особенностей?  Оказывается вполне возможно, причем даже при отсутствии таких средств обучения как интерактивная доска или медиавизор.

Напомним, что в последние годы у каждого учителя есть определенная свобода в выборе программы обучения и разработанного для этой программы учебника. Примером одной из  программ, полностью соответствующих идеологии интерактивного обучения, является программа МПИ-проект, разработанная авторским коллективом под руководством  М.А. Холодной и Э.Г. Гельфман.

Ключевым элементом учебно-воспитательного процесса в МПИ-проекте является учебник, который может претендовать на роль интеллектуального самоучителя. Выделим некоторые особенности учебных текстов учебника, позволяющих организовать работу с ним с применением интерактивных приемов и форм организации обучения

  • предъявление теоретического учебного материала в разных формах: словесно-логической, визуальной, предметно-практической, эмоционально-метафорической;
  • диалоговый характер текстов;
  • наличие сюжетной основы с элементами игровых ситуаций;
  • наличие четкого психологического адресата обучающих заданий, характеризующихся многовариантностью исходных данных и путей их рассмотрения, включенностью в некоторую игровую интригу, погруженностью в реальные жизненные впечатления ребенка и т.д.
  • ориентация на формирование общих интеллектуальных умений как необходимой основы понимания теории (в том числе умений обобщать, оценивать, обосновывать, доказывать, планировать и т.д.);
  • опора на самостоятельность и творческие  возможности учащихся (самостоятельность в выборе способа усвоения учебного материала, степени его сложности, различных типов контроля и самоконтроля; работа с учебным текстом в режиме исполнительской, исследовательской или творческой деятельности);
  • создание условий для психологически комфортного режима умственного труда (на основе использования средств эмоциональной поддержки, дифференциации и индивидуализации обучения учащихся с разным уровнем подготовки и разными познавательными стилями за счет разнообразия форм учебного материала).

Сконструированные особым образом тексты и задания учебника позволяют с первых шагов работы с ними включать учащихся в активную и интерактивную учебную деятельность. Печатный учебный текст может служить средством изучения нового материала; в процессе его изучения учащиеся могут выполнять интерактивные задания; работа с учебным текстом предполагает активный прием (метод) работы, а групповое или коллективное обсуждение результатов выполнения такого задания и усвоения учебного материала превращает этот прием в интерактивный.

Например, при организации работы с теоретическим материалом в 5 классе часто используется  методический прием «составление закладок».

Закладка листок бумаги шириной 4-5 см и длиной чуть больше страницы учебника (например, формата А4), который кладется справа от текста страницы и на которой ребенок  в зависимости от задания помечает то, на что он обратил внимание.

Основная дидактическая цель составления закладок – создание условий для формирования навыков осознанного чтения математических текстов (такой способ работы  с текстом чаще всего используется в качестве домашнего задания как способ организации предваряющего чтения).

Учащиеся получают задание одного из видов:

  • прочитать учебный текст и выбирать наиболее важные с точки зрения математического содержания предложения и абзацы (фрагменты текста);
  • выбранные фрагменты в краткой форме за фиксировать на закладке именно в том месте, где они встретились  в тексте.
  • прочитать учебный текст и разделить его на смысловые части;
  • горизонтальными линиями  указать начало и конец той или иной смысловой части;
  • к каждой  части предлагается придумать заголовок или поставить вопрос.

На уроке осуществляется обсуждение  результатов  в группе (или с соседом по парте), поиск ответов на составленные учащимися и поставленные друг другу вопросы и т.п. Элемент творчества проявляется в оформлении закладок, в образности или точности и лаконичности комментариев к тексту.

В результате такой систематической работы развивается не только предметная, но и информационно-коммуникативная компетентности учащихся.

Следует дополнить, что начиная с 2007 учебного года учебники серии МПИ – проект, имеют электронную поддержку. Новая версия программ имеет две модификации: для индивидуальных пользователей и  для школьной локальной сети, поэтому компьютерная версия учебника может быть использована  периодически или эпизодически в кабинетах информатики или математики, и постоянно, в случае приобретения электронной версии непосредственно родителями учащихся.

Выделим основные подходы к построению программ данного пакета.

  • С любым действием над числами предлагается работа трех видов: обучение, тренировка, контрольная. Для некоторых действий дополнительно предлагается игра.
  • В обучении демонстрируется алгоритм выполнения данного действия с необходимыми пояснениями на примерах.
  • Тренировочные упражнения ученик может выполняться в двух режимах: самостоятельно или с пошаговой подсказкой. Во время тренировки есть доступ к теоретическому материалу.
  • Тренировочные упражнения и контрольные работы имеют три уровня сложности.
  • При формировании примеров во всех видах работы не используются числовые константы: все числа по заданным критериям генерируются внутри программы.
  • При  тренировке нет ограничения на количество примеров, выход из тренировки – по желанию ученика.
  • В контрольной работе предусмотрены только оценки "4" и "5" , а в случае получения более низкого результата, предлагается повторить обучение и повторно сделать контрольную работу.

Таким образом, наличие специально организованных учебных текстов и электронной поддержки к ним делают возможным интерактивное обучение математике на уровне методической системы. Однако, для реализации этой возможности должно быть самое главное – желания учителя сделать его интерактивным.

Литература и информационные ресурсы

  1. Абрамов А.М., Грабиленков М.В. Российское образование в XXI веке: новые рубежи, [Текст] /А.М. Абрамов. М., 2001.
  2. Емелина М.В Интерактивное обучение в системе методической работы школы [электронный ресурс] https://urok.1sept.ru/articles/313034
  3. Корнеева Л.И. Современные интерактивные методы в системе повышения квалификации руководящих кадров в Германии: зарубежный опыт. [Текст] /Л.И. Корнеева.// Университетское управление — 2004 — № 4.
  4. Коростылева Л.А. «Психологические барьеры и готовность к нововведениям». [Текст] / Л.А. Коростылева. СПб., 1996.
  5. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» [Текст] /Т.А. Мясоед. М., 2004.
  6. Сластенин В.А., Подымов Л.С. Педагогика: инновационная деятельность, [Текст] /В.А. Сластенин. М., 1997.
  7. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» [Текст] / Н. Суворова. М., 2005.