Классный час "Хлеб – чудо земли"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

  • Формировать представление о том, как делают хлеб;
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу;
  • Закрепить представление детей о значимости хлеба в рационе питания.

Ход мероприятия

- Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, если внимательно прочтете слова.

Халат, ладонь, ель, белка.

Слайд 1.

- Назовите первую букву каждого слова. Какое слово получилось? (Хлеб).

- Сегодня мы поговорим о хлебе. Мы каждый день едим хлеб, но никому в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете. И дается он человеку ценой больших усилий.

Знаете ли вы, что хлебу не менее 15 тысяч лет и “изобрели” его египтяне. Хлеб – очень полезный продукт. Недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом.

Слайд 2.

- А знаете ли вы, откуда к нам на стол приходит хлеб?

Вот хлеб – высок, румян и свеж.
Его ты ежедневно ешь:
Орловский, рижский, заварной.
Пшеничный любишь и ржаной.
Не забывай же никогда,
Какого стоило труда
Поднять тугую целину
Плугами в трудную весну.
Удобрить землю под зерно,
Чтоб в колос выбилось оно.
А жатва, если дождь иль град?!
Их много- всяческих преград –
Преодолеть нам суждено,
Запомни же как дважды два,
Народной мудрости слова:
“Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит”.
И если ты не глуп, не слеп,
Цени народный, трудный хлеб.

- Есть в мире ценности, которые никогда не утратят своего значения. Это воздух, земля, вода, солнце, жизнь человека.

- В один ряд с этими словами можно поставить и слово “хлеб” - древний и вечно необходимый продукт человеческого труда. Мы ежедневно употребляем хлеб в пищу. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол.

Хлеб – это вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства.

Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: “Хлеб” (Хором)
Золотой простор бескрайний –
Там работают комбайны.
Мы говорим: “Хлеб” (Хором)
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: “Хлеб” (Хором)

- Назовите этапы выращивания и приготовления хлеба,

Откуда хлеб начал свое путешествие?

Слайд 3.

Поле, мукомольный завод, хлебзавод, магазин.

Вспахивание поля, высевание зерен, выращивание пшеницы, сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки.

Физкультминутка.

Зернышко.

Облако, облако!
Белое хорошее,
Подари нам, облако, капельку дождя,
Маленькое зернышко нами в землю брошено,
Маленькому зернышку
Без воды нельзя.

Знакомство с профессиями.

- А сейчас мы поиграем и профессии узнаем, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите, на Слайд 4 на названия различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.

(Артист, пианист, шофер, тракторист, повар, пекарь, учитель, комбайнер, портной, мельник).

Шофер , Комбайнер, Пекарь, Мельник, Тракторист Слайд 5

Пословицы о хлебе.

Прочитайте пословицы и объясните их смысл:

Без печки холодно – без хлеба голодно.
“Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит”.
Хлеб всему голова.
Нет хлеба – нет обеда.

Загадки.

Вырос в поле колоском
На столе лежит куском.

(Хлеб).

Гребнем плугова подруга
Чешет поле после плуга.

(Борона).

Железный нос в землю врос,
Режет, копает, зеркалом сверкает.

(Плуг).

Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю теплую уйду,
К солнцу колоском взойду
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.

(Зерно).

Издавна кормит людей матушка-земля. Но кто первым догадался сеять зерно? Об этом история умалчивает, но есть предположение о том, как это случилось. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, сочные стебельки, съедобные корешки. Случалось и так, что вместе с грибами, корешками человек случайно приносил спрятавшиеся в корзине зернышки. Упадут они на землю возле дома – на этом вместе вырастет несколько колосков. Попробовал человек зернышки- они оказались вкусными.

Тогда люди поняли, что можно не случайно, а специально приносить с собой с поля зерна и сеять их возле дома. Вот и появились первые колоски. Сначала ячменя, потом – пшеницы, ржи.

(Слайды 9,10,11).

Задание.

Прочитайте записи и узнайте, что добавляют в муку, чтобы получились сдобные булочки, душистые батоны и мягкие плюшки.

Слайд 11.

- Что еще можно приготовить из муки? (Ответы детей).

Много труда вложено, чтобы хлеб нам на стол пришел.

Давайте вспомним Откуда к нам пришел ХЛЕБ (Ответы детей).

Слайды 12-18.

Не кидайте, уважайте труд людей.

Слайд 19.

Рефлексия.

- Продолжите, пожалуйста, фразу: “Сегодня я узнал, что…”

Слайд 20.

Использованная литература:

  1. Классные часы: 1 класс Т.Н. Максимова- М.:ВАКО, 2008
  2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007 DVD