Комплексное занятие "Радуга – чудо, красота природы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

1. Формирование навыков звукослогового анализа слова “Радуга”.

2. Закрепление умения определять слова - признаки, слова действия.

3. Формирование умения написания слов по элементам букв.

4. Развитие слухового внимания и памяти.

5. Развитие связной речи.

6. Развитие творческих способностей детей.

7. Воспитание эстетических чувств.

Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Мы отправляемся в лес, на зеленую полянку. Но, что это? (Шум дождя). Когда дождь бывает? (Летом, осенью, весной). Пока мы говорили дождь стих, идемте скорей на полянку. Видите как здесь чудесно! И мы с вами не одни. Поздоровайтесь! Как вы думаете, дождь прошел, а что бывает после дождя? Дети: (ответы) солнце.

Л-д: Отгадайте загадку: Разноцветное коромысло через реку повисло? Что это- радуга.

Голос: Правильно, а я и есть радуга!

Л-д радуге: Что-то ты на нее не похожа. Правда, ребята!

Голос: В это виновата туча, которая смыла все мои краски, даже корона стала черной. Все цвета с моего наряда она спрятала на этой полянке, но вернуть их можно, лишь выполнив правильно какие-то задания. Так сказала туча. И если задания будут выполнены верно, зазвенит колокольчик. Помогите, ребята, выполните эти задания, соберите все цвета моего наряда и тогда я вновь стану королевой-радугой, буду дарить как и прежде красоту вам и всем людям. Согласны ли вы, ребята, помочь победить тучу?

Дети: Да.

Голос: Вот вам конверт, который потеряла туча, убегая. Может это вам поможет собрать цвета моего наряда. А вы их знаете?

Дети: (Да, перечисляют цвета)

Л-д: А мы знаем поговорку о цветах, какую?

Дети: (ответы).

Голос радуги: Удачи вам!

Л-д: Давайте посмотрим конверт. Что это?

Дети: Карта, план.

Л-д: Он нам поможет найти цветы радуги. А я помогу вам если будет очень трудно. Что первое изображено на плане?

Дети: Дерево и красный круг

Л-д: Значит ищем дерево, где есть что-то красное. (Дети ищут, находят дерево, на нем яблоки)

Л-д: Нам нужно то яблоко, где есть задание.

1.

Дети: А вот конверт.

Л-д: На конверте написано задание, читайте! Дети: Звуки, слоги, схема слова

Л-д: А какого слова? Я, кажется догадалась! Попробуйте вы!  /Р, А, Д, У, Г, А./

Дети: Радуга.

Л-д: Сколько звуков? Сколько слогов? (3) Как узнали? Какими еще

способами можно определить?

Дети: Хлопками, сколько раз открывается рот, прошагать, по правилу:

Cколько гласных звуков, столько и слогов..,

Л-д: Открывайте конверт. Что там?

Дети: Кружки.

Л-д: Что нужно сделать?

Дети: Составить схему.

Л-д: Каждый выкладывает звуковую схему слова радуга. (Дети выполняют задание)

Звучит колокольчик.

Л-д: Мы справились с заданием, а где же нужный цветок? Посмотрите в яблоке. (Дети находят и вместе с логопедом прикрепляют цветок к платью радуги)

Л-д: Первое задание выполнено, что дальше делаем?

Дети: Смотрим план. Далее стрелка ведет к елочке и желтому кругу.

Л-д: Ищем, что это может быть.

2.

Дети: А вот елочка, а здесь корзинка оранжевого цвета - и тут конверт.

Л-д: Читаем на конверте задание Дети - Дополните слова. (По частям букв составьте слова) Радуга, иней

Гроза, град

Дождь, туча

Ветер

Л-д: Напишите слова из элементов букв. (Дети выполняют задания). Л-д: Прочитайте получившиеся слова. К чему относятся эти слова? Дети: К природе, к явлениям природы.

Л-д: А как вы думаете, к какому из этих слов относятся такие слова, как чудесная, цветная, разноцветная, яркая?

Дети: К слову радуга.

Звенит колокольчик.

Л-д: Значит и с эти заданием мы справились. Давайте поищем следующий цветок и прикрепим к платью радуги.

Л-д: А теперь как вы думаете какой цвет предстоит нам искать?

Дети: Желтый.

Л-д: Смотрим план

Дети: Теперь стрелка ведет к озеру, а там желтый кружок.

Л-д: Вперед, к находке!

3.

Дети: А здесь в озере желтая (золотая) рыбка, а с ней конверт.

Л-д: Читайте задание.

Дети: Прочитайте новые слова.

Л-д: Давайте достанем конвертики из большого конверта. Разберите конвертики, в них карточки. Выполняйте задание.

Л-д: Прочитайте слова, скажите, где слово - признак, слово - действие.

Попробуйте составить предложение из своих слов, добавляя наше слово, а какое?

(Дети составляют предложение)

Звенит колокольчик.

Л-д: А где же цветок к наряду радуги?

Дети: В рыбке.

(Дети находят очередной цветок и дарят королеве)

Дети: Смотрим план, а здесь нарисовано дерево (куст) и кружок зеленого цвета.

Л-д: Что же это может быть.

4.

(Дети ищут, находят гусеницу и конверт с заданием)

Л-д: А что теперь за задание?

Дети: Распутать следы зайца, прочитать загадки.

Л-д: Откроем конверт, а здесь два листа. Зайчик действительно запутал загадки о радуге. Разделитесь на две группы получите листы.

(Дети читают загадки, записанные по типу клубка ниток)

1) За минуту в землю врос, разноцветный чудо-мост.

2) Что за чудо - красота! Расписные ворота.

Л-д: С чем сравнивается радуга в загадках?

Дети: С чудо-мостом, с расписными воротами.

Звенит колокольчик.

Л-д: Вы справились с заданием, теперь смотрите где же цветок?

Дети: В гусенице.

(Дети дарят цветок радуге)

Л-д: Смотрим дальше план.

Дети: Здесь стрелка идет (ведет) к цветам, а на них голубой кружок.

(Дети ищут цветы и находят голубую бабочку)

5.

Л-д: Читайте задание на конверте: По картинкам придумайте предложения.

Л-д: Открываем конверт, в них рисунки. Возьмите каждый рисунок. У кого картинка с цифрой (1) придумывает и говорит предложение; второй ребенок у кого рисунок с цифрой (2) повторяет 1 предложение, называет свое предложение и т.д. Так получится у нас рассказ.

(Дети выполняют задание)

Если задание верно, звучит колокольчик. Дети находят в бабочке очередной цветок и дарят радуге.

Л-д: Смотрите что же ждет нас дальше?

Дети: Нарисовать пенек и рядом с ним синий кружок.

Л-д: Ну, что же ищем это место и что же будет синего цвета?

Дети: Это цветок-василек.

6.

(Читают задание на конверте)

Музыкальная пауза

Л-д: Что бы это значило? Давайте откроем конверт

Дети: Какая - то книжка со скрипичным ключом?

Л-д: Это значит, что надо этот рассказ озвучить в танце. Давайте покажем теперь движениями под музыку, что происходит перед появлением радуги?

(Дети танцуют)

Звенит колокольчик.

Л-д: Ну, вот вы и с этим заданием сумели справиться, где же цветок, который принадлежит радуге?

Дети: В цветке-васильке.

(Прикрепляют цветок к платью радуги)

Л-д: Сколько осталось нам найти цветков для радуги?

Дети: Фиолетовый.

Л-д: А где же наш фиолетовый кружок?

Дети: На елке.

7.

Л-д: Давайте посмотрим последний конверт с заданием.

(Дети читают задание на конверте: Нарисовать картинки к рассказу и пересказать)

Л-д: Открываем конверт

Дети: Здесь чистые листочки.

Л-д: На них, наверно, нужно нарисовать рассказ. А вот карточка с рассказом.

Берите на полке карандаши. Начинаем работу.

(Дети зарисовывают рассказ, затем по цепочке пересказывают услышанное)

Л-д: А здесь еще рисунок. Как вы думаете, что нужно сделать?

Дети: Приклеить эти полоски и получится радуга.

(По мере выполнения задания, логопед незаметно снимает черный рисунок (пятно) с короны радуги.) Дети выполнили задание - звенит колокольчик.

Л-д: Ну, вот вы справились с последним заданием. А где же фиолетовый цветок?

Дети: У вороны.

(Дарят последний цветок радуге)

Л-д: Ребята, мы собрали все цветы и цвета радуги. Вот и корона засияла у нашей королевы. Прочь ушла черная туча.

Голос радуги: Спасибо, дорогие дети. Вы победили черную тучу своими знаниями, умеете читать, писать, сочинять, рисовать. Примите от меня на память эти разноцветные цветы.

Л-д: Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие по лесной полянке. Вы хорошо потрудились и получили в подарок сюрпризы от радуги. А дома вы должны нарисовать разные предметы, которые соответствуют тому цвету, который вам подарила Радуга.

Варианты занятия с приложениями. (Приложение 1)

Иллюстрации (в связи с большим объемом, находятся у автора)