Традиции профильного обучения в МОУ СОШ № 4 городского округа Стрежевой Томской области

Разделы: Администрирование школы


Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа   № 4 городского округа Стрежевой Томской области открыла первый профильный класс задолго до утверждения официальной программы профильного обучения – в 1994 году. Это был физико- математический класс.
Положение об этом классе, созданное в содружестве с Томским государственным архитектурно – строительным университетом, позволяло засчитывать государственную итоговую аттестацию в 11 классе как вступительный экзамен в вуз, так как в государственную экзаменационную комиссию в школе входили преподаватели  ТГАСУ. Они же проводили в школе занятия на уроках физики и математики по определенным темам, позволяя установить преемственность между школьной и вузовской программами. Преподаватели школы и вуза с этой же целью проводили круглые столы, психолого-педагогические консилиумы, обсуждая индивидуальные программы коррекции знаний одиннадцатиклассников и студентов- первокурсников.
С изменением законодательной базы, определяющей особенности государственной итоговой аттестации, эти формы работы исчезли, но профильный физико- математический класс остался.
В 1996 году в школе по авторской программе педагогов был открыт профильный гуманитарный класс с углубленным изучением английского языка. Была  выстроена образовательная программная  линия от первого до одиннадцатого классов.
По прошествии нескольких лет в качестве профильных предметов, кроме английского языка, были определены литература и история, а в классе созданы 2 подгруппы. Учащиеся получили возможность более осознанного выбора своей образовательной линии.
Границы учебного пространства расширились в 1997 году, когда партнёром школы по  профориентационной работе стал Уфимский государственный нефтяной технический университет. Физико-математический профильный класс стал базовым для тех учащихся, кто хотел стать в будущем нефтяником.
Поэтому естественным результатом этого сотрудничества стало открытие в 2003 году профильного инженерно – технического класса. Инициатором его создания стала нефтяная компания «ЮКОС», а базовым вузом стал УГНТУ.
В 2004 году МОУ СОШ № 4 совместно с Томским университетом  систем управления и радиоэлектроники открывает профильный информационно – технологический класс. За 2 года учёбы в этом классе обучающиеся получают сертификаты «Пользователь ПК» и «Программист».
В 2007 году по социальному заказу учащихся и родителей был создан профильный социально – экономический класс, продолжив традицию школьных колледж – классов, которые  создавались на базе Санкт – Петербургского экономического колледжа.
2004 год как бы подвёл итоги работы школы по профильному обучению, подкрепив его базисным учебным планом и законодательной базой.
В 2004 году МОУ СОШ № 4 стала региональной экспериментальной площадкой, отрабатывающей модель предпрофильного и профильного обучения.
Таким образом, за годы работы по внедрению профильного обучения сложилась уникальная образовательная программа.  
Предпрофильное  сетевое обучение охватывает всех 9- классников города.
Задачи информационно - профориентационной работы для 9 классов.

  • создать алгоритм работы предпрофильной системы;
  • изучить удовлетворенность учащихся организацией УВП;
  • выявить профессиональные склонности учащихся;
  • организовать социальное сопровождение «Профессии востребованные сегодня!»;
  • создать профильные классы.

      Педагогами школы было подготовлено несколько десятков элективных курсов для  предпрофильной подготовки. Эти курсы позволяли учащимся  сделать правильный выбор профиля для обучения в старшей школе, попробовать свои силы на углублённом уровне изучения предмета или скорректировать определённые пробелы в знаниях, а также расширить свой кругозор.
Но главное достижение сетевой организации предпрофильного обучения – развитие социальной компетенции. Дело в том, что сетевая организация позволяла девятикласснику посещать элективные курсы в семи школах города и Центре дополнительного образования детей. Подросток попадал в новые коллективы каждую четверть, учился работать в команде, выполнять различные ролевые задания, участвовать в создании групповых проектов. И каждую четверть ему предлагались новые курсы.
Эта работа позволяет нам в течение уже нескольких лет проводить набор в профильные 10 классы по единым в городе требованиям:

Порядок приема в 10-е профильные классы МОУ СОШ № 4 городского округа Стрежевой

Комплектование 10-х профильных классов общеобразовательных учреждений осуществляется на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196.
1. Прием обучающихся в профильные классы школы начинается после выдачи аттестатов об основном общем образовании с 10 по 16 июня текущего года. Прием осуществляется приемной комиссией в состав которой входят учителя-предметники школы, администрация школы, психолог.
2. Наполняемость профильных классов устанавливается в количестве 25 человек. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование профильных классов с меньшей наполняемостью, но не менее 20 человек.
3. В профильные классы  МОУ СОШ №4 принимаются обучающиеся, успешно сдавшие экзамены по обязательным предметам и экзаменам по выбору, независимо от их места проживания. Преимущественным правом поступления в профильные классы пользуются:

  • выпускники 9-х классов, наиболее успешно прошедшие государственную (итоговую) аттестацию за курс основного общего образования
  • победители по соответствующим профильным предметам городских, областных олимпиад;
  • обладатели похвальной грамоты «За особые успехи в изучении отдельных предметов» (профильных предметов);
  • выпускники 9 классов, получившие аттестат об основном общем образовании особого образца;
  • выпускники 9-х классов принявшие участие и успешно сдавшие экзамены в форме ЕГЭ
  • сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

4. Прием обучающихся в профильные классы школы  осуществляется на основе рейтинга аттестатов и «портфолио».  Документы и "портфолио" предоставляются  в приёмную комиссию после сдачи итоговых экзаменов за курс основной школы  14-16 июня.
5. В случае, если количество поданных заявлений превышает количество мест в профильном классе, выпускникам 9-х классов предоставляется возможность продолжения обучения в других  профильных классах школы.
6. Для решения вопроса о зачислении в профильный класс выпускники IX классов или их родители (законные представители) представляют:

  • заявление о приеме на имя директора общеобразовательного учреждения,
  • аттестат об основном общем образовании;
  • материалы, подтверждающие достижения обучающегося - портфолио.

7. Все представленные документы рассматриваются на заседании приемной комиссии. Принятое решение оформляется протоколом заседания комиссии, которая работает 15-16 июня.
8. В исключительных случаях осуществляется дополнительный прием в период с 15 до 30 августа.
После окончания комплектования зачисление в профильный класс общеобразовательного учреждения оформляется приказом руководителя  школы и доводится до сведения заявителей, учредителя не позднее 30 августа текущего года.
Особую роль в подготовке к профильному обучению играет для девятиклассника портфолио, которое также формируется на основе положения:

ПОЛОЖЕНИЕ  О ПОРТФОЛИО УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует требования к Портфолио обучающихся основной школы, обязательные для МОУ СОШ №4, организующей профильное обучение на старшей ступени общего образования.
1.2. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других – при зачислении в 10-й профильный класс. Портфолио выпускника – это комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки.
1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего среднего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 г. № 2783).
1.4. Период накопления (сбора) Портфолио – 8, 9 классы.
2.3. Процессу формирования Портфолио предшествует разъяснительная работа с обучающимися, родителями, начиная с 8 класса.
1.5. Учет документов, входящих в Портфолио осуществляет классный руководитель.
1.6  Портфолио предъявляется обучающимся приемной комиссии МОУ СОШ №4 при зачислении в профильные классы.
1.7. На основании результатов , отраженных в Портфолио , обучающиеся зачисляются в профильные классы.

2. Цели и задачи Портфолио
2.1. Основная цель Портфолио – представить значимые образовательные результаты, обеспечить значимые образовательные результаты, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности применять приобретенные знания и умения.
2.2. Портфолио решает следующие задачи:

  • поддерживает учебную мотивацию школьников;
  • поощряет активность и самостоятельность обучающихся;
  • расширяет возможности обучения и самообучения школьников;
  • развивает навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
  • формирует у школьников умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

3. Структура Портфолио
3.1. Портфолио оформляется в виде папки  достижений обучающегося с приложением документов, заверенных образовательным учреждением. (Приложение №1)
3.2. Перечень обязательных разделов Портфолио:
Титульный лист ( ФИО.№ школы, класс, фотография, период за который представлены документы)

  • Раздел 1. « Официальные документы» (в этом разделе помещаются все имеющиеся сертифицированные индивидуальные достижения в различных областях деятельности и перечень этих документов
  • Раздел2 « Курсы по выбору, творческие работы и социальные практики» ( в этот раздел помещается зачетная книжка обучающегося, где зафиксирована работа по данным направлениям).Материалы данного раздела оцениваются только качественными показателями ( полнота, убедительность, ориентация на искомый профиль и т.д.
  • Раздел 3 « Отзывы и рекомендации» (в этот раздел помещаются не только отзывы и рекомендации родителей, педагогов, одноклассников и т. д., но и различные виды письменного анализа самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов:

- резюме (по заданной схеме)
- жизненные планы (на ближайшие годы)
- рекомендательные письма.