Методическая разработка урока химии в 11-м классе с использованием ИКТ

Разделы: Химия


Оборудование и ресурсы:
Компьютер, проектор, плакаты, модель кристаллической решётки, вещества: соли, основания.

Перечень цифровых ресурсов и программных средств, используемых на уроке:
При подготовке и проведении урока используются информационные и иллюстративные материалы Интернет-ресурсов.
Для проведения урока используются также материалы компакт-дисков:  “Химия: базовый курс. 8-9 класс” (Лаборатории систем мультимедиа, МарГТУ).
Программные средства  Microsoft Power Point, Microsoft Word  используются для подготовки материалов к уроку.

Отличительные особенности данного урока:

  • демонстрация учащимся материалов, анимированных средствами Microsoft Power Point:презентация к уроку;
  • учёт гендерных отличий (девочек спрашивать в начале и в конце урока, сообщение делает девочка, мальчиков спросить в середине урока,  задания выполнять будут мальчики и девочки отдельно, алгоритм составлять для девочек)
  • учёт всех каналов восприятия ( зрительного, слухового, телесного).

Работа учителя на уроке:

  • активизация познавательной деятельности учащихся.
  • объяснение необходимости образования связей между атомами.
  • организация самостоятельной работы учащихся  в парах.
  •  подготовка и организация обсуждения изученной темы.
  • домашнее задание.

Описание деятельности учащихся:

  • участие в беседе.
  • изучение с помощью подготовленных учителем материалов темы.
  • самостоятельная работа   в парах.
  • участие в обсуждении пройденной темы.
  • рефлексия.

Вид классной доски:
Таблица типов химических связей
Таблица  «Кристаллы».

Что должно появиться в тетрадях учащихся:

  • характеристика  инертных газов.
  • план изучения типа связи.
  • формулировки понятий  химическая связь, ионная связь, алгоритм составления схемы образования ионной связи.
  •  упражнение на составление схем образования ионной связи.

Межпредметные связи на уроке:
География: распространение химических элементов на Земле
Физика: строение атома,  ионы.

Домашнее задание.
Прочесть параграф учебника  6, упр. 4.
Некоторые итоги урока:
учащиеся знают  характеристику ионной  связи.
учащиеся умеют определять тип связи по формуле вещества.
учащиеся понимают взаимосвязь состав – строение – свойства.

Ход урока.

I. Организационный момент.
Слайд 1

II. Проверка изученного материала.
Фронтальная беседа:
1. Что такое завершенный энергетический уровень?
2. По какой формуле рассчитывают завершенный энергетический уровень?
3. Сколько электронов максимально находится на
I-ом уровне
II-ом уровне
III-ем уровне?
4. Какие 2 способа достижения завершенного уровня Вы знаете?
5. В пределах периода как изменяются металлические свойства?

Слайд 2

 Свойства веществ зависят от их состава (из каких элементов состоит),
строения  (тип химической связи, тип кристаллической решётки).

Слайд 3

Чем инертные газы по строению отличаются от других элементов? (сообщение).
8 группа
главная подгруппа элементов – завершённый внешний энергетический уровень.
Другие атомы стремятся завершить свой последний уровень, путём отдачи или принятия электронов

Слайд 4

Задание №1.
Назовите частицу, схема которой записана
+3  )    )
2е  1е

+13  )    )
2е  8е 
Задание №2

Слайд 5

Допишите схемы образования ионов
Mg0 -  2ē =

F0  + 1ē =

Слайд 6

III.  Объяснение  нового материала.
Химическая связь - это такое взаимодействие атомов, которое связывает их в молекулы, ионы, кристаллы.

Слайд 7

Механизм образования связи (анимация).

Ионная химическая связь -это связь, образующаяся между катионами и анионами за счёт их электростатического притяжения.

Слайд 8

1. Вопрос: Что происходит с элементом, когда для достижения завершенного слоя он отдает 1ẽ. Рассмотрим атом натрия:

     2. Вопрос: Что происходит с элементом, когда для
      достижения завершенного слоя он принимает 1ē.
      Рассмотрим атом хлора:

Таким образом:  Атомы элементов, лишенные внешних электронов приобретают положительный заряд.
 Атомы элементов, присоединившие электроны приобретают отрицательные заряды. Такие заряженные частицы называют – ионами.

У иона натрия на внешнем энергетическом уровне – 8 электронов, у иона хлора на внешнем энергетическом уровне – 8 электронов. Они получили завершенный внешний слой,  но прибрели заряд:  Na – положительный, Cl – отрицательный.
Противоположно заряженные частицы притягиваются. Так возникает химическая связь.

Na+ + Cl-  = [Na Cl ]0
ион    ион    ионное соединение

Слайды 9

Ионная связь возникает между сильными металлами и сильными неметаллами.
Алгоритм записи схемы образования ионной связи.
Рассмотрим образование хлорида кльция CaCl2:

Слайд 10

1. Кальций,  находится во второй группе .    +20Ca 2ē 8ē 8ē 2ē.
На внешнем энергетическом уровне у него 2ē. Для достижения завершенного слоя ему легче отдать 2ē, чем принять 6ē то есть Ca – сильный металл.
2. Хлор, находится в седьмой группе.    +17Cl  2ē 8ē 7ē.
На внешнем энергетическом уровне у него 7ē. Для достижения завершенного слоя ему легче принять 1ē, чем отдать 7ē то есть Cl – сильный неметалл.
3. Составим уравнения образования ионов кальция и ионов хлора, сложим их и для каждого уравнения по правилу креста  найдем множители, что бы сумма электронов равнялась нулю.

Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13

Если разность электроотрицательностей атомов велика, то электроны переходят к одному из атомов, и оба атома превращаются в ионы.

Слайд 14

Ионная связь образуется только между атомами таких элементов, которые значительно отличаются по электроотрицательности (разность >2). Однако полного перехода электронов от одних атомов к другим не происходит.

Слайд 15

План изучения типа связи.

  • Определение типа связи.
  • Между какими атомами возникает.
  • Механизм образования связи.
  • Тип кристаллической решётки.
  • Физические свойства.
  • Примеры веществ.
Слайд 16

IV. Закрепление.

  • Как называются положительно и отрицательно заряженные частицы?
  • Какая связь называется ионной связью?
  • Между какими элементами возникает ионная связь?
  • Какой тип связи в хлориде аммония  NH4Cl?
  • Составьте схемы образования ионной связи

                          Mg и Cl            Ca  и  F

Слайд 17

V. Задание на дом.

§ 6   Упр. 4.
VI. Итоги урока. Оценки.

Презентация