Повышение качества деятельности классного руководителя в системе начальной школы путем вовлечения родителей в создание воспитывающей среды класса

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


В последние годы школа находится в постоянном поиске путей обновления, правильной организации образования и воспитания молодого поколения. Только в этом залог будущей разумной и нравственно-цельной жизни. Задумываясь о будущем, мы невольно создаём модель нашего выпускника: образованного и творческого человека, доброго семьянина, любящего, гуманного, готового к осмысленной деятельности на почве родной культуры. Миссия современной школы состоит в воспитании мыслящей личности. Мы, педагоги, должны привить ребёнку настоящую осознанную любовь к родной культуре, помочь обрести нравственные представления на основе истории, характера, особенностей русской культуры.

Я - классный руководитель первого класса. Уже начальные дни работы с малышами помогли увидеть направление воспитательной работы: несомненно, правильная организация совместной деятельности Учителя и Ученика - залог успеха. И учитель, и ученик находятся в постоянном внутреннем поиске нового качества знаний, и в этом совместном движении вырабатывается общее понимание смысла познания. Моя задача как первого учителя малышей заключается в том, чтобы помочь им полюбить знание, увидеть в нём тайну, которую хотелось бы разгадывать бесконечно долго. Но не остаётся ли за чертой ещё один участник воспитательной и обучающей деятельности - Семья? Я считаю, что именно в первом классе закладываются основные принципы взаимодействия двух важнейших социальных институтов: семьи и школы. Оттого, как сложатся их взаимоотношения, зависит успешность школьной жизни моих учеников на десять лет вперёд. Я вижу в родителях не просто помощников - общественников, которые готовы оказать лишь техническую поддержку в воспитательной и учебной деятельности школы. Родители, старшие сёстры и братья, дедушки и бабушки - мощная и сильная армия единомышленников и сотрудников классного руководителя.

Именно семья, работая рука об руку со школой, может показать ребёнку самые разные грани мира, научить думать о людях, нравственно действовать, применяя на практике полученные в школе знания.

Залогом эффективного и доверительного взаимодействия, взаимопонимания семьи и школы, на мой взгляд, должны стать не только сиюминутные задачи, но и такие, решение которых требует длительных общих действий. Принцип интеграции воспитательного опыта разных поколений является одним из основополагающих принципов русской народной педагогики. Принцип деятельностного подхода во взаимодействии семьи и школы был предложен и апробирован ещё в 19-ом веке (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.В. Водовозов). Таким образом, в своём подходе к созданию системы воспитательной деятельности я руководствовалась стремлением вернуть школе всё лучшее, что создавалось на протяжении веков, соединить прошлое и настоящее во имя будущего. В деятельности классного руководителя, как ни в какой другой появляется уникальная возможность произвести сверху всех ключевых знаний, умений и навыков, которые сложились во времени и выйти на новый уровень обобщения материалов.

Невольно возникает вопрос: каким должен быть подход в работе с накопленными прежде представлениями о воспитании, какую технологию следует выбрать для решения моих педагогических проблем? Каковы способы активизации воспитательного потенциала родителей? Какой подход будет содействовать развитию личности и взрослых, и детей, позволит воспитать самостоятельность, смелость мысли, сделает наше взаимодействие свободным и, как следствие этого, творческим?

В режиме дискуссионного обсуждения темы с родителями наших малышей мы сформулировали основные положения концепции нашего взаимодействия:

Воспитание и образование наших ребят должно соответствовать традициям русской культуры.

Семейное, школьное и общественное воспитание и образование должны быть направлены на единую цель - формирование свободного, самостоятельного, творческого, физически и нравственно здорового поколения.

Семейное, школьное и общественное воспитание должно быть единым, системным и деятельностным.

Решить эти задачи возможно лишь при правильной организации совместной деятельности. Рассказав родителям о разных моделях взаимодействия семьи и школы, я обратила их внимание на проектно-исследовательскую методику. Работа в проекте позволяет не просто расширить и углубить предметные знания ребят, не просто позволяет выявить ребёнку собственный ресурс (интеллектуальный, личностный и нравственный), но позволяет расценивать этот ресурс как источник и основание для собственного действия ребёнка. Работа в проекте представителей семей учащихся позволяет, в свою очередь, создать оптимальные условия для личностной, профессиональной, социальной самореализации родителей в формате воспитательной и образовательной деятельности школы. Я же, как классный руководитель получаю возможность развить свои умения по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся и их семей. Являясь учителем начальной школы, я заинтересовалась также учебным проектированием и исследованием на начальных ступенях школьного образования и непосредственным соотношением проектирования и исследования. В аспекте воспитывающей деятельности особый интерес для меня как для классного руководителя представляет формирование толерантности учащихся, развитие их коммуникативных компетенций, повышение интереса ребят к книге как к источнику знаний, приучение их к использованию новейших технологий как инструменты познания окружающего мира - без этого невозможно быть человеком нового века. Выбор пал на проект "Родная речь, родное слово", который без преувеличения стал семейным проектом первого класса.

Цель проекта - воспитание любви к Родине через любовь к родному языку и великому русскому слову.

Задачи проекта:

  • Активизация познавательного интереса первоклассников к русскому языку, к русской литературе.
  • Формирование начальных исследовательских навыков.
  • Воспитание потребности в чтении, работе с книгой.
  • Активизация креативных способностей учащихся.
  • Активное участие в исследовательской и творческой деятельности проекта родителей, не только и не столько в качестве консультантов и помощников, но в качестве полноправных участников проекта.
  • Совместная творческая занятость детей и родителей в проекте как начало творческого диалога.

Работа в проекте длилась с ноября 2008 по май 2009 года. Родители вместе с детьми посетили музей "Волшебный букварь", провели экскурсии в библиотеке, приступили к подборке материалов по следующим темам:

Алфавит, азбука:

  • Что обозначают эти слова (толковые словари).
  • Происхождение слов алфавит, азбука (из каких языков пришло название слов; как образовались слова; найти древнеславянский, греческий алфавиты).
  • Виды азбук: Морская азбука, Азбука Морзе, знаков, жестов:, используемых людьми в жизни раньше и сейчас (изображение и разъяснение).
  • Использование алфавита: дома, вне дома, в играх (каких и как).
  • Где применяется алфавит, зачем, как используется (рисунки, фотографии, примеры).

Что такое букварь? Истории букварей:

Чем и на чём писали люди в древности.

Как и кем создавались первые книги.

Кто такой Иван Фёдоров.

Первый российский печатный букварь.

Изображение страниц букваря, созданного Иваном Фёдоровым и современного букваря, с которым работают дети.

Как проходили уроки обучения грамоте много-много лет тому назад по первым букварям.

Азбука Л.Н Толстого.

И другой интересный познавательный материал пор этой теме.

Фантазируем. Сочиняем. Творим.

Создание "секретной" азбуки.

Создание необычных азбук: фруктовых, сладких, цветочных, имён, сказочных героев и другие (фантазируйте).

Необходимо не только придумать и красочно изобразить, но и зашифровать или разгадать пословицу, стихотворные строки, высказывания:

Сочинить загадку, стихи, сказки о буквах:, сценарий сказки (который могут воплотить дети класса, члены семьи).

Придумать викторины, интересные задания:

Смастерить азбуку (отдельные буквы) из различных материалов: картона и бумаги, ткани, пластилина, дерева:

Это могут быть поделки, аппликации, альбомы, книжки:

Из всего собранного материала семьям необходимо было выделить самое главное и интересное.

Взаимодействие семейного и школьного воспитания стало для детей и их семей источником собственного действия. Выступление оформлялось в виде письменного рассказа (включая в него все этапы работы). Отмечали, что семьи узнали нового, чему научились, чего достигли, чем хотели бы поделиться: На защите проектов были представлены отчеты о работе в форме слайдовых презентаций, докладов, сообщений. Интересно, что наблюдалось увеличение количества участников проекта: если работу начинало всего несколько семей энтузиастов, завершали работу и вышли на защиту проекта 11 семей.

Всего было представлено:

Видеопрезентаций родителей - 2

Видеопрезентаций детей - 3

Книжек-раскладушек - 5

Творческих работ - 59

Методических материалов по теме - 14

Каждая семья подготовила также папку проектных материалов. Совместная деятельность в проекте детей, их семей и педагога дала положительные результаты.

Родители перестали быть техническими помощниками, они ощутили свою сопричастность к обучающей и воспитывающей деятельности школы.

В несколько раз повысилась частотность посещений родителями школьных и внутриклассных мероприятий, возросла активность семей.

Повысилась инициативность родительской общественности: так, наработки проекта "Родная речь, родное слово" составят основу классного музея; по предложению родителей на лето семьи получат творческие задания для нового этапа совместной проектно-исследовательской деятельности "Любовь к родине начинается с семьи".

Между семьями, учащимися, педагогом сложились дружеские, доверительные отношения; в классе снизилась агрессивность, ребята стали дружелюбнее, вежливее, терпимее друг к другу, появились начатки классного коллектива.

Закончен первый год нашей совместной работы, подошёл к концу наш первый семейный проект. Подводя итоги года, я могу с уверенностью сказать, что использование проектной методики в воспитывающей деятельности помогло решить целый ряд проблем, с которыми неизбежно сталкиваются классные руководители первоклассников, позволило реально предоставить условия для развития и поддержки каждого ребёнка, повысить уровень социальной самореализации каждой семьи.

Список литературы:

  1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. Учебное пособие. - Ярославль. 1997
  2. Бодалев А.А. Концепция воспитания школьников в современных условиях. - М., 1993
  3. Лаврикова Г.В. Педагогика личности. - Воронеж, 1998
  4. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. - М., 1992