Урок окружающего мира по теме "Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с различными гипотезами возникновения Земли; учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе и Земли.
  2. Развить представления о причинах возникновения Солнечной системы, в том числе Земли.
  3. Воспитывать интерес к предмету.

Вид урока по дидактической цели: изучение нового материала.
Вид урока по способу проведения: коллективная, частично поисковая работа в разноуровневых группах.

Оборудование: схема Солнечной системы, рисунки, фотографии, иллюстрации возникновения Земли, как планеты Солнечной системы.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.
Сегодня мы начинаем изучать новую тему «Земля». Земля – это планета, на которой мы живем.
Какие праздники в году самые веселые? По – моему день Рождения и Новый год! А не кажется ли вам, что они чем – то похожи?
Смотрите: в каждый день своего рождения вы чувствуете, как становитесь на год старше, и конечно, значительно умнее, красивее. А что Новый год? В этот день наша планета начинает новый виток вокруг Солнца и тоже становится старше… Выходит, что день Рождения – это как бы ваш личный «Новый год», который отмечает время, прошедшее с момента появления на свет, каждого из вас.
А когда и как родилась Земля? Как изучали люди свою Землю, и каких результатов добились? Почему говорят, что все изменилось в наших представлениях, ведь Земля осталась прежней? Эти вопросы интересуют многих. Ответы на эти и другие вопросы мы получим при изучении этой темы.

Эпиграфом к этой теме я взяла слова удивительного ученого 17 века Блеза Паскаля: «Не огромность мира звезд вызывает восхищение, а человек, который измерил его»
Как вы понимаете эти слова?

При изучении этой темы мы будем путешествовать на воздушном дирижабле. С его помощью мы можем не только облететь земной шар, но и попасть во внутрь планеты, узнать строение, а также перенестись в далекое прошлое, опустится в глубины Мирового океана.
А теперь закрыли глаза и представили, как же может выглядеть наш воздушный дирижабль? ( Рассказы детей, о том как они представляют себе воздушный дирижабль).

Итак, мы начинаем путешествие. И на нашем воздушном дирижабле перенеслись в далекое прошлое, когда одним из первых вопросов, с которым первобытный человек обратился к самому себе был вопрос о происхождении Земли. И сегодня на уроке мы попытаемся на него ответить.
Этот вопрос интересовал всех. Самые давние мифы – древние священные религиозные сказания начинались всегда с повествования о сотворении мира. Вначале представления о мире у наших предков не слишком отличались от представлений о той местности, в которой они жили. Мир казался покрупнее. Горы больше домов и хижин. А могучие реки – шире и обильнее ручейков. А коли мир был больше домов и селений, то создавать его и строить должны были существа посильнее человека, то есть боги.

Задание: прочитайте сказку о сотворении мира. Какие географические понятия из сказки встречаются в наше время?

Существует много научных гипотез о сотворении мира. Мы с вами подробнее познакомимся с некоторыми из них.

Работа в группах. Класс делится на группы по 4 – 5 человек.
Каждая группа получает задание:

  1. На основании предложенного материала изложить краткую характеристику биографии ученого, используя материал учебника.
  2. В чем заключается сущность гипотезы.
  3. Правдоподобна ли гипотеза этого ученого?

После заслушивания ответов учащихся дополнения учителя о каждом ученом, чьи гипотезы представлены.

Жорж Луи Леклерк Бюффон. (1707 – 1788гг).

Бюффон предполагал, что планеты образовались из «брызг», возникших в результате удара кометы о Солнце.
Ещё при жизни Бюффона у многих астрономов возникли сомнения о том, что  комета способна «оторвать кусок Солнца». Все началось с того, что королевский астроном англичанин Эдмунд Галлей обнаружил ошибку. Три кометы, посещавшие пределы Солнечной Системы с интервалом в 76 лет оказались одним и тем же небесным телом. Галлею даже удалось предсказать, когда снова комета появится на земном небе. При каждом посещении орбита небесной гостьи немножко менялась. Это означало, что комета весьма невелика по своей массе. Но как же могло тогда, столь ничтожное небесное тело, как комета, столкнувшись с Солнцем «оторвать у него край». Она скорее должна была сгореть в ярком пламени светила.

Иммануил Кант.

В 1755 году в Кенигсберге вышла из печати безымянная работа, озаглавленная «Общая естественная история и теория неба». Неизвестным автором оказался Иммануил Кант. Его книга не была известна. Лишь в конце жизни, Кант вспомнил о ней. Но к тому времени широкую популярность приобрела гипотеза, выдвинутая французским математиком Пьером Лапласом.

Вопрос к следующей группе учащихся.
Расскажите о гипотезе Пьера Лапласа. В чем сходство этих гипотез? Проводится беседа.
К концу 20 века появилась новая гипотеза.

Джеймс Джинс сделал свою гипотезу такой убедительной, что в коротко время она завоевала умы и сердца,  вытеснив другие мнения.

Вопросы к группе учащихся.
Подумайте в чем сходство и различие гипотез Ж. Бюффона и Д Джинса. Объясняют ли они, как возникло Солнце? Как вы думаете, правдоподобны ли эти гипотезы.

Учитель. В 1944 году были опубликованы первые статьи советского ученого Отто Юльевича Шмидта, о происхождении нашей планеты.

Отто Юльевич Шмидт.
В данной гипотезе не много нового. Шмидт внимательно изучил представления своих предшественников и у каждого взял наиболее разумную и обоснованную часть. Это обстоятельство явилось одной из очень сильных сторон его гипотезы.

Вопросы к группе учащихся.
Каковы же современные представления о происхождении Земли и всей Солнечной Системы?

Учитель.
Сегодня у ученых нет единого взгляда по этому вопросу. Почти все соглашаются с тем, что формироваться планеты стали из холодного облака и лишь, потом разогрелись. В остальном же имеется множество разногласий.

Задания группам учащихся.

  1. Придумайте и нарисуйте схему, показывающую современные представления ученых о происхождении Солнца и планет.
  2. А теперь «парад гипотез». Каждая группа учащихся представляет изученную на уроке гипотезу одного из ученых.

Итог урока.
Вот мы и попытались ответить на вопрос: как и из чего, образовалась наша планета Земля. Вспомним эпиграф к нашему уроку. Какие ученые попытались ответить на него? Каково же современное представление ученых о происхождении Солнца и планет.
Мы вернулись в свое время. Но путешествие на воздушном дирижабле продолжается. Ведь на Земле еще много таинственного и интересного.