Индивидуализация и социализация ребенка старшего дошкольного возраста через художественно-издательскую деятельность

Разделы: Работа с дошкольниками


Детская субкультура - вариант широко распространённого в обществе процесса трансляции культуры, социального опыта от поколения к поколению [1]. Это всё, что создано в человеческом обществе для детей и детьми, это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детско-взрослом сообществе.

Так, одной из форм приобщения дошкольников к детской субкультуре является художественно-издательская деятельность, в процессе которой решаются следующие задачи: обогащение социального опыта детей и их художественно-эстетических впечатлений, формирование познавательно-речевой активности каждого ребёнка в повседневной жизни, стимулирование и активизация совместной деятельности детей, родителей и воспитателей, а также создание благоприятного климата в группе. В ходе совместного творчества создаются книжки-самописки, ширмы-газеты, ширмы-коллажи (ширма (нем. Schirm) - складная переносная перегородка, состоящая из рам, обтянутых материей, бумагой; коллаж - в изобразительном искусстве: наклеивание на какую-нибудь основу материалов другой фактуры, другого цвета [2]).

Каждый участник художественно-издательской деятельности выполняет определённую функцию. Родители и педагоги участвуют в подготовке и сборе информации: они совместно со своим ребёнком рассматривают и подбирают фотографии, иллюстрации, сочиняют рассказы согласно выбранной теме. Тематика коллажа, газеты или книжки-самописки определяется темой, которая вызвала наибольший интерес у детей и нашла интересное отражение в их продуктивной деятельности. Педагоги выступают в роли координаторов и художников-дизайнеров, которые с помощью интересных приёмов оформляют совместно с детьми собранный материал. Так, в сотворчестве детей и взрослых появились красочно иллюстрированные тематические издания: фотомонтажи - "Букет для мамы", "Мы за чаем не скучаем"; ширмы-газеты и ширмы-коллажи "Ромашковый ветер", "Мы хотим, чтобы лето не кончалось", "Любимые игрушки", "Мама, папа, я вместе летом вся семья", книжки-самописки "Сказки холодных стран", "Сказки жарких стран", "Огородная фото-сказка" [Рисунок 1, Рисунок 2]. По итогам совместной творческой деятельности, выражающей общие интересы, проводятся презентации, на которых каждый ребёнок имеет возможность представить собственный творческий продукт. В последствии материал, использованный в фото-экспозициях, в газетах и ширмах, трансформируется в своеобразные книжки, с целью активизации полученных ранее впечатлений, что стимулирует детей к речевой активности и общению. Таким образом, участие в совместной художественно-издательской деятельности обеспечивает каждому ребёнку возможность самостоятельного принятия решений и возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир. Дети приобретают навыки планирования совместной деятельности и умения согласовывать свои действия с партнёрами, у них появляется чувство ответственности за общее дело. Такой подход способствует личностно-ориентированному воспитанию каждого ребёнка и его социализации.

Ещё одна интересная форма приобщения дошкольников к детской субкультуре - это создание "рукописной" книги. Опыт, приобретённый в процессе художественно-издательской деятельности, позволил создать сборник детских сказок "Путоранские сказки" и представить его на V городской конкурс детских творческих проектов "Плато Путорана - край заповедный". В процессе работы над сборником дети познакомились с животным и растительным миром путоранского заповедника. Познавательный интерес к природе родного края вызвал желание у детей сочинить маленькие сказки, иллюстрированные авторскими рисунками. Использование компьютерных технологий позволило продумать художественное оформление и дизайн сборника с элементами регионального компонента. Сборник детских сказок был отмечен дипломом и благодарственным письмом, что позволило каждому ребёнку пережить радость успеха от личного участия в проекте по созданию "рукописной" книги. Такая форма проведения совместной детско-взрослой деятельности объединяет детей, родителей и педагогов в своеобразный творческий союз. В результате каждый ребёнок приобретает ценный опыт социальных взаимодействий и познавательно-речевого общения, обогащается новыми впечатлениями и знаниями.

Приобщение дошкольников к детской субкультуре через художественно-издательскую деятельность помогает решить проблему индивидуализации и социализации каждого ребёнка - адаптации к миру людей путём усвоения и обогащения социального опыта, ценностей, норм, осознанию своего социального "Я" и формированию позитивного отношения к окружающему миру. Художественно-издательская деятельность способствует формированию целостного жизненного опыта каждого ребёнка, что обогащает процесс приобщения дошкольников, проживающих в северном регионе, к детской субкультуре.

Литература.

  1. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 22-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1990.