Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме "Озеро Азас"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: побуждать интерес к природе родного края.

Задачи:

  1. Систематизировать и закрепить знания детей о природе нашей республики и её богатствах; дать представление об озере Азас;
  2. Обратить внимание детей на красоту родного края, вызвать желание бережно относится к природе ее богатствам; воспитывать стремление прийти на помощь друг другу в трудную минуту;
  3. Развивать речь, обогащать ее новыми словами: озеро Азас, кедр, кедровка, тайга, хвоя, кувшинки, рысь.

Оборудование:

видео и аудио кассета, рыбы, иллюстрации с изображением природы, ягод, грибов; дом, муляж озера, корзинка, кедровые шишки, кроссворд, удочка.

Методы и приемы:

показ видеофильма, прослушивание записи на магнитофоне, рассматривание иллюстраций, беседа, вопросы, рассказ воспитателя, дидактические игры, обыгрывание сказочного персонажа.

Ход занятия

Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по нашей республике.

- А кто из вас помнит, как называется республика, в которой мы живем?

Правильно, молодцы!

Нас ждут новые тайны земли тувинской.

Вот и первая: куда мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете, разгадав кроссворд. Если вы правильно отгадаете слова и впишите их по горизонтали, то в выделенных клетках по вертикали прочитаете слово, которое обозначает объект природы, по берегу которого мы будем ходить и беседовать.

А вот и первая загадка:

У меня иголки длинней, чем у елки.
Я расту прямо в высоту.
Если я на опушке, ветви только на макушке. ( Сосна.)

Правильно. Давайте впишем первую отгадку.

2.Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
(Береза.)

3. Её всегда в лесу найдешь.
Пойдешь гулять и встретишь:
Стоит колючая как еж,
Зимою в платье летнем.
(Ель.)

4.В сенокос – горька, а в мороз сладка.
Что за ягодка. (Рябина.)

5. Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит.
(Осина.)

Давайте прочитаем, что за слово у нас с вами получилось. (Озеро.)

Сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в один из самых удивительных уголков нашей родины – на озеро Азас.

Давайте подойдем к карте и посмотрим, где находится озеро Азас?

Озеро Азас находится на Северо-востоке Тувы. Это очень далеко от нашего города. <Рисунок 1>

- А как называется город, в котором мы живем?

Как вы думаете, на чём нам лучше отправиться в путешествие?

А почему на вертолете?

И так, занимайте места, и мы отправляемся в путь.

(Дети рассаживаются на ковре, как будто летят в вертолете.)

Ребята, про озеро “Азас” написано очень много стихов, одно из них я вам сейчас прочту:

Над озером алый
Пылает закат.
Дворцы золотые
На небе блестят
И золото льется,
На волны ложась.
Расплавленным солнцем.
Наполнен Азас.
Багряное небо.
Как полог цветной,
Cсливается c краем
C озерной волной.
Все стало, как в сказке,
Оделось в шелка.
И озеро рдеет,
Как чаша цветка.
Смеется, ликует, и дышит оно,
Как будто бы волнам.
Дыханье дано.
Сверкай же, покуда
Закат не погас,
ты, озеро света,
Чудесный Азас!

Пока я читала вам стихотворение, наш вертолет совершил посадку.

Ребята, посмотрите на какое красивое озеро мы с вами приехали.

(Просмотр отрывка из фильма.)

Среди множества тувинских озер, самое большое и самое красивое – это озеро Азас. Какие высокие берега, какая чистая и прозрачная вода. Кругом водопады и более мелкие озера.

Ребята, посмотрите на озеро, оно все в цветах. Эти цветы называются кувшинки. Своей красотой и цветами это озеро отличается от других озер. <Рисунок 2>, <Рисунок 3>,

А теперь давайте подойдем к озеру поближе.

В озере Азас водится очень много рыбы.

- Как вы думаете, какая рыба может водиться в этом озере?

- А кто знает, чем ловят рыбу?

- А вы знаете, как правильно ловить рыбу?

(Только удочкой, не брать мелкую рыбу, отпускать ее обязательно.)

- А почему?

Давайте поиграем с вами в игру: “Поймай рыбку.” <Рисунок 4>, <Рисунок 5>,

(Дети ловят рыбу и отвечают на вопросы, которые написаны на обратной стороне)

  1. Может ли рыба жить без воды?
  2. Чем дышит рыба?
  3. Что есть у рыбы? (хвост, плавники, голова и т.д.)
  4. Чем покрыто тело рыбы?

А теперь, ребята, давайте совершим небольшую экскурсию по берегу озера.

(Звучит тувинская мелодия). <Рисунок 6>, <Рисунок 7>,

-Что вы видите вокруг? <Рисунок 8>, <Рисунок 9>,

- Назовите, какие деревья вам повстречались?

- Как по-другому можно назвать лес? (тайга.) <Рисунок 10>.

- А чем отличается лес от тайги?

Правильно. Тайга – это самый большой лес на Земле. Деревья в тайге растут густо, сплошной стеной.

А сейчас мы с вами познакомимся с красивым, могучим и поистине бесценным деревом – кедром. Кедр – вечнозеленое дерево, ствол у него толстый, ветви пушистые, зеленые и зимой и летом. <Рисунок 11>.

- Как мы назовём лес, где будут расти одни кедры?

Если в кедровом лесу подольше походить, то можно вылечиться от простуды. Аромат хвои очень целебен.

- Ребята, а вы знаете, что такое хвоя?

Живет кедр долго. (800лет.) Нас на свете не было, а эти кедры были почти такие же, как сейчас. Не стареют кедры. Хотя, проживают столько лет.

А вот ребята посмотрите - кедровые шишки, а внутри у нее много маленьких орешков.

<Рисунок 12>.

Кедровые орехи очень вкусные и полезные. Осенью, когда поспевают орехи, люди идут в тайгу за орехами.

Но не только люди, но и лесные жители тоже любят орехи.

- Как вы думаете, кто самый большой любитель орех?

- А еще кто?

Большой любитель кедровых орешек, птица кедровка.

(Звучит пение кедровки). <Рисунок 13>.

Давайте рассмотрим с вами птицу.

Кедровка величиной с голубя, грудка у нее пятнистая. А клюв очень крепкий. Шелушит кедровка своим крепким клювом шишки, а орехи под язык кладет. Наберет кедровка орехов и спрячет их в укромном месте, на зиму, на черный день. Бывает, забудет кедровка, где спрятала, а орехи прорастут и вырастут из них новые кедры.

- А сколько в тайге разных грибов и ягод. Назовите ребята, какие вы знаете грибы?

<Рисунок 14>, <Рисунок 15> ,<Рисунок 16>, <Рисунок 17>, <Рисунок 18>, <Рисунок 19>, <Рисунок 20>, <Рисунок 21>,

-А вы знаете, как правильно собирать грибы? А почему?

- А какие вы знаете ягоды? <Рисунок 22>, <Рисунок 23>,<Рисунок 24>, <Рисунок 25>, <Рисунок 26>.

-Может кто-то из вас знает, как правильно собирать ягоды?

Игра: “ Собери дары леса”.

Воспитатель и дети подходят к картинкам с изображением животных: волка, лисы, зайца, медведя ит.д. <Рисунок 27>, <Рисунок 28>, <Рисунок 29>, <Рисунок 30>, <Рисунок 31>, <Рисунок 32>, <Рисунок 33>.

Ребята назовите животных, которых вы видите на картинках? Всех животных мы с вами смогли назвать?

Ребята, это рысь. Рысь – это большая серая кошка. Она охотится на мелких животных. Но иногда даже нападает и на крупных оленей. <Рисунок 34>.

Ну вот, ребята, мы долго ходили по берегам озера Азас, по тайге, и вы, наверное, обратили внимание как кругом чисто, нет мусора. А если бы мы с вами побывали на берегу нашей реки, на нём было бы также чисто?

А что бы мы с вами увидели?

- Что нужно сделать, чтобы и на берегу нашей реки стало чисто и уютно?

Молодцы, правильно.

Давайте вспомним правила поведения в природе. <Рисунок 35>.

Вы, наверное, устали. А где бы нам с вами отдохнуть?

Смотрите, на берегу озера стоит охотничья избушка. Давайте подойдем к ней. Но в ней никого нет. Зато много сухих дров и разных продуктов: и мука, и соль, и сахар, и спички и т.д.

Как вы думаете, почему охотники все это оставили?

Ребята, посмотрите-ка, здесь и для нас с вами оставлена корзинка. Что же в ней там лежит? Орешки, грибы. Кто же это для нас мог оставить?

Спасибо белочка за угощение.

Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Что вам больше всего понравилось? Кто запомнил, как называется озеро?

А теперь давайте мы с вами возьмем угощение и поторопимся на аэродром, нас с вами уже там ждут. Мы и так слишком долго путешествовали.