Комплексно-целевая программа развития воспитательной системы "Становление" на 2005–2010 гг.

Разделы: Администрирование школы


Комплексно-целевая программа развития воспитательной системы “Становление”, направлена на формирование социально-адаптированной личности выпускника вступающего в самостоятельную жизнь и должна стать показателем завершенности воспитательного процесса, начатого в период его проживания в Детском доме.

Учитывая необходимость реализации прав детей на полное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие, закреплённое за ним международной Конвенцией о правах ребёнка и Конституцией РФ, Законом об образовании, систематизировав имеющиеся проблемы, нами были выявлены стратегические направления развития. Таковыми являются:

  • модернизация организационной культуры педагогической и управленческой деятельности на основе исполнения законодательства по защите прав и законных интересов воспитанников;
  • совершенствование медико-социально-психолого-педагогических условий;
  • оптимизация образовательно-воспитательной работы;
  • оптимизация деятельности медицинской службы по охране жизни и здоровья воспитанников;
  • совершенствование финансового и материально-технического обеспечения.

Концепция воспитательной системы “Становление”

Теоретико-методологические основы воспитательной системы

Теоретико-методологической основой деятельности по моделированию и построению воспитательной системы являются идеи концепции личностно ориентированного подхода и педагогической поддержки Е.В. Бондаревской, О.С.Газмана, В.М.Лизинского, И.С.Якиманской, педагогики гуманизма и сотрудничества В.А.Караковского, И.П.Иванова, А.Маслоу, К. Роджерса, Ш.А.Амонашвили, принципы системы Н. Е. Щурковой, научные положения о сущности, становлении и развитии воспитательной системы образовательного учреждения Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, И.А. Колесникова, концепции по самовоспитанию Г.К.Селевко, здоровьесберегающие технологии С. Г.Серикова, М.Н. Безруких, игровые технологии Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Б.П. Никитина.

В рамках общей концепции организации работы по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни считаем, что целесообразно использовать ряд новых педагогических идей, открывающих творческие педагогические подходы к процессу воспитания:

Идея целостности: Воспитание, обучение и развитие личностно-ориентированной системы воспитания. В основу ее положен авторитет воспитания, понимаемого как целенаправленное управление процессом развития личности, который основан на принципах педагогики ненасилия.

Идея воспитания на фундаментальных общечеловеческих ценностях: Коллектив Детского дома становится системообразующим фактором воспитательной системы. Именно общечеловеческие ценности отмечает В.А.Кораковский, Н.Е.Щуркова, О.С.Газман, Сталь Шмаков, И.П.Иванов, Я.В.Соколов, А.С.Прутченков, сегодня являются идеологической базой воспитания. Это понятие о Человеке, Семье, Труде, Знаниях, Культуре, Отечестве, Мире.

Идея гуманизации отношений в коллективе: Отношения, складывающиеся между детьми и различными их общностями. Очень важным условием формирования таких отношений является среда, в которой воспитывается ребенок.

Идея комплексного медико-социально-психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка: связана с ключевой идеей модернизации современной системы образования, а именно: в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребёнка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия.

Ценностно-ориентированное ядро воспитательной системы

Цель воспитательной системы “Становление”: формирование у воспитанников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, самореализации на толерантной основе и принципах здоровьеформирующей среды”.

Педагогические работники создают необходимые условия для развития социально-адаптированной личности.

Наиболее значимыми ценностями в детском доме являются: “Мир”, “Добро”, “Человек”, “Самосовершенствование”, “Здоровье”, “Труд”, “Творчество”, “Знания”, “Культура”.

Эти ценности служат принципами организации деятельности, общения и отношений в Детском доме:

1. Принцип гуманизма - предполагает отношение к ребенку как к высшей ценности, цели, а не средству воспитания; безусловное принятие ребенка, любовь и уважение к нему, уважение его прав и свобод, в т.ч. его право на ошибку, веру в него, терпимость к его недостаткам, безусловный отказ от морального и физического насилия по отношению к нему, приоритет положительного стимулирования.

2. Принцип демократизации отношений предполагает уравнивание ребенка и педагога в правах, право ребенка на свободный выбор, собственную точку зрения, в т.ч. на вопросы воспитания; стиль отношений ребенка и педагога: "не запрещать, а направлять", "не управлять, а соуправлять"; "не принуждать, а убеждать"; "не командовать, а организовывать".

3. Принцип индивидуального личностного подхода - предполагает поиск в ребенке лучших качеств личности, выявление и помощь в разрешении проблем личностного развития воспитанника, применение психолого-педагогической диагностики (интересы, способности, направленность, Я-концепция и т.д.); учет особенностей личности в воспитательном процессе, прогнозирование развития личности; разработку индивидуальных программ развития воспитанников, его коррекцию, сочетание воспитания с самовоспитанием.

4. Принцип природосообразности - предполагает глубокое знание особенностей личностного развития ребенка, его природного потенциала, способностей и дарований, построение воспитательного процесса на основе этого знания, создание педагогических условий для последовательного, в соответствии с природными данными и возрастными особенностями, развития.

Основные ориентиры воспитания

Уровень житейского сознания, на котором бытуют морально-нравственные установки, регулирующие человеческое общежитие и отношения между людьми, формирующие у воспитанников общечеловеческие ценности в чистом виде не существуют, поэтому воспитывать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности мы решили через детское творческое объединение “Ступеньки жизни”, координатором, которого является детское самоуправление “Совет воспитанников”.

I). Мир и Земля.

Ступенька – (“Добру откроется сердце”) – покой и согласие между людьми и государствами, главное условие существования человечества и живой природы.

II). Отечество и Семья.

Ступенька – (“Домашний очаг”) – колыбель человека, единственная, уникальная для каждого человека Родина, завещанная его предками.

III). Человек и его жизнь.

Ступенька – (“Азбука здоровья”) – абсолютная ценность, мера всех вещей, цель, средство и результат воспитания.

IV). Труд.

Ступенька – (“Умелые руки не знают скуки”) – основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая серьезность человека.

V). Знания и культура.

Ступенька – (“Прекрасное вокруг нас”) – великое богатство, накопленное человечеством, результат разнообразного творческого труда. Знания ученика – критерий труда воспитателя.

Механизм функционирования воспитательной системы

Воспитательная система “Становление” выполняет следующие функции:

  • развивающую, направленную на создание условий для полноценного развития воспитанников, на “гармонию их развития”, стимулирование позитивных изменений в их личностном развитии, поддержку процессов раскрытия и самовыражения их способностей, обеспечения развития педагогического и детского коллективов;
  • защитную, направленную на социальную защиту, как комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребёнка, адаптацию к существующим условиям, соблюдению его прав и свобод;
  • педагогической поддержки, способствующей установлению помогающих отношений между педагогами и детьми. Воспитание выступает как процесс педагогической помощи ребёнку в становлении его субъективности, социализации, жизненном самоопределении;
  • интегрирующую, содействующую соединению в единое целое воспитательных воздействий;
  • корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически и психологически целесообразной коррекции развития, поведения, общения воспитанника, испытавшего различные виды депривации, с целью позитивного влияния на формирование его личности;
  • регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности воспитанника, детского и взрослого коллективов.

Реализация цели и перечисленных функций возможна при определённых педагогических условиях.

1. Психолого-педагогические условия характеризуются созданием благоприятного климата в педагогическом коллективе, за счёт уважения личности, признания её достоинств, создания предпосылок для её личностно-профессионального совершенствования, привлечением членов педагогического коллектива к решению вопросов, приобщение к новым воспитательным технологиям, нестандартным формам профессионального совершенствования, рационального способа профессионального самоутверждения и самоопределения, созданием эффективных мер поощрения.

2. Организационно-педагогические условия, включающие в себя деятельность по совершенствованию развивающей среды, способствующей самовыражению личности. Организация дополнительного образования через занятия в швейной мастерской “Волшебная игла”, мастерской ручного труда “Оч. умелые ручки”, детском творческом объединении “Ступеньки жизни”, музыкальной студии “Волшебные звуки”, секции по мини-футболу. Реализация финансово-экономической игры “Бизнес”.

3. Условия образовательно-воспитательного процесса, способствующие сохранению и укреплению здоровья. Организация медико-психолого-социально-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса путем реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для полноценного психофизического развития, обучения, воспитания и эффективной социализации детей-сирот в обществе на всех возрастных этапах развития.

Организация лечебно-профилактических мероприятий через оздоровительный комплекс “Неболейка”.

4. Социально-педагогические условия, способствующие социальной адаптации воспитанников. Реализация комплексной программы воспитания “Ступеньки жизни”. Деятельность консультативного центра защиты прав детей.

5. Социокультурные условия, направленные на укрепление связи с социумом.

В соответствии с целями и задачами функционирования воспитательной системы нами разработана модель личности воспитанника каждой возрастной ступени. Данная модель построена с учётом возрастных особенностей детей, через определение ведущих видов деятельности, основных форм и методов образовательно-воспитательной работы с детьми.

Основные виды деятельности в детском доме направлены на формирование социально-адаптированной личности. Особую роль в этом процессе играют такие виды деятельности, как познавательная, деятельность по интересам, игровая, трудовая, оздоровительная, деятельность по развитию детского самоуправления, которые выполняют функцию системообразующих.

В соответствии с возрастными особенностями детей на каждой ступени воспитания определён доминирующий вид деятельности.

Так, на первой ступени (3-6 лет) учим детей правильно вести себя в доступных по возрасту общественных местах, использовать в речи стереотипы общения в различных ситуациях, формируем игровые, трудовые, культурно-гигиенические умения и навыки, создаём условия для разных видов деятельности, учитывая их реальные интересы.

На второй ступени (7-10 лет) формируем и развиваем ориентацию ребёнка в самых общих, основных чертах через ролевые, сюжетные, предметные игры. Создаём условия для самовыражения в познавательной деятельности.

На третьей ступени (11-14 лет) ведущей деятельностью становится общественно-полезная. Обеспечиваем занятость детей в кружках, учреждениях дополнительного образования, поощряем их творческую и спортивную деятельность.

На четвёртой ступени (15-18 лет) важнейшим механизмом развития личности является самосознание, самоопределение своей деятельности.

Отбор содержания воспитания осуществляется на основе ценностных ориентаций, которые определяют качества личности, заложенные в “Модель профессионально-личностного становления выпускника”.

Исходя из цели и задач проектируемой воспитательной системы, мы создали модель выпускника Детского дома, как прогнозируемый результат функционирования и развития данной системы. Отслеживание готовности выпускника к самостоятельной жизни осуществляется с помощью критериев определяющих позитивную социализацию воспитанников, т.е. тех характеристик личностного развития, которые необходимо освоить подростку на выходе из Детского дома для успешной интеграции в современное общество.

Системоинтегрирующие формы организации воспитательного процесса

1. Стержнем творческих дел и воспитательной системы являются традиционные мероприятия:

  • коллективная творческая игра “Город весёлых мастеров”;
  • коллективная финансово-экономическая игра “Бизнес”;
  • коллективная творческая игра “День самоуправления”;
  • смотр-конкурс кабинетов, групповых комнат “Моё рабочее место”;
  • вечер встречи выпускников;
  • спортивные игры с шефами (молодежное объединение “Надымгазпром”).

2. Организация дополнительного образования детей на базе Детского дома через занятия в:

  • швейной мастерской “Волшебная игла”;
  • мастерской ручного труда “Оч. умелые ручки”;
  • музыкальной студии.

3. Деятельность детского творческого объединения по интересам “Ступеньки жизни”, включающего направления: “Добру откроется сердце”, “Азбука здоровья”, “Прекрасное вокруг нас”, “Домашний очаг”, “Умелые руки не знают скуки”, “Центр защиты прав воспитанников”. В рамках данных направлений, в соответствии с планированием, педагогами совместно с детьми, проводятся мероприятия, предусмотренные подпрограммами, практические занятия, экскурсии, конкурсы, выставки детского творчества, коллективные походы, встречи с интересными людьми.

Совет воспитанников является координационным центром творческого объединения, который способствует реализации направлений психолого-педагогической, социально-трудовой адаптации воспитанников в условиях детского дома. Помогает сформировать у воспитанников такие качества как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность и готовность выполнять систему социальных ролей человека.

Объединению воспитательных усилий способствуют коллективные - творческие дела, которые систематизированы по направлениям, связанным с развитием познавательного, ценностного, коммуникативного, физического, творческого потенциалов личности ребёнка.

В целях реализации деятельностного подхода к организации воспитательной работы реализуется комплексная подпрограмма воспитания “Ступеньки жизни”.

1 понедельник – организация самовоспитания через ступеньку “Прекрасное вокруг нас”

2 понедельник – реализация подпрограммы “Азбука здоровья”;

3 понедельник – формирование трудовых умений и навыков через ступеньку “Умелые руки не знают скуки”;

4 понедельник – формирование представлений о семье, нравственных основах, значении домашнего труда в жизни человека, домашней экономике через ступеньку “Домашний очаг”

Каждый четверг реализуется подпрограмма “Дом. Ямал. Россия”.

Оздоровительная программа “Азбука здоровья”, осуществляется через оздоровительный комплекс “Неболейка”, который способствует сохранению и укреплению соматического, психофизиологического и социально-личностного здоровья воспитанников и педагогов в образовательно-воспитательном процессе.

Постинтернатное сопровождение выпускников детского дома, осуществляется социальным педагогом, педагогом-психологом, медицинскими работниками, воспитателями кураторами, через реализацию подпрограммы постинтернатной поддержки выпускников “Ты не один”.

Структура управления воспитательной системой МОУ “Детский дом”

В основу положена четырёхуровневая структура управления:

Основной задачей первого уровня структуры управления - уровня директора образовательного учреждения — является определение стратегических направлений развития Детского дома.

Здесь сформированы два коллективных субъекта управления: педагогический совет и Попечительский совет Детского дома.

Наличие этих двух коллективных субъектов на стратегическом уровне управления, рассматривающих образовательно-воспитательный процесс с разных сторон, позволяет директору объективно подходить к решению каждого вопроса, обеспечивает демократичность в управлении, создает благоприятную атмосферу сотрудничества.

Второй уровень представлен – научно-методическим советом, аттестационной комиссией, экспертным советом. Научно-методический совет – коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят руководитель МО, Центра социализации воспитанников, наиболее опытные воспитатели. НМС руководит работой Центра “Социализации воспитанников”, МО педагогов, ШППМ, творческих групп педагогов, является главным консультативным органом

Детского дома по вопросам научно-методического обеспечения образовательно-воспитательного процесса, инновационной деятельности коллектива.

Объектом управления заместителя директора по научно-методической работе является не обычный образовательно-воспитательный, а инновационный процесс. Его главные функции - обучающая, методическая, организующая.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует образовательно-воспитательную работу с детьми, систему дополнительного образования детей, работу детского самоуправления. Контролирует состояние воспитательной работы в Детском доме, отслеживает уровень воспитанности, обученности, отвечает за связь с образовательными учреждениями.

Заместитель директора по административно-хозяйственной части обеспечивает функционирование и развитие Детского дома, занимаясь материально-техническим оснащением учреждения, обеспечением режима здоровых и безопасных условий.

Третий уровень оргструктуры управления – специалистов, воспитателей. По содержанию — это уровень оперативного управления. Включает в себя МО педагогов, Школу повышения педагогического мастерства, творческие группы педагогов.

Модернизация на рассматриваемом уровне состоит в создании новых организационных структур в виде:

- Центра социализации воспитанников, который осуществляет организацию образовательно-воспитательного процесса на основе глубокого всестороннего изучения личности воспитанника, научно-обоснованного диагностирования, анализа динамики развития каждого ребёнка, создание соответствующих условий для удовлетворения его потребностей и успешной интеграции в социум;

- Лаборатории психолого-педагогического мониторинга, основными направлениями которой являются координация и мониторинг медико-социально-психолого-педагогического сопровождения воспитанников, внедрение инновационных технологий, организация исследовательской работы.

Четвёртый уровень оргструктуры управления – уровень воспитанников. По содержанию – это уровень оперативного управления, самоуправления, контролируемый деятельностью детского самоуправления “Совет воспитанников”.

Ожидаемые результаты

Реализация программы позволит:

  • модернизировать организационно-управленческое обеспечение (создание НМС, Центра социализации воспитанников, Лаборатории психолого-педагогического мониторинга);
  • создать условия для формирования у воспитанников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, самореализации на толерантной основе и принципах здоровьеформирующей среды;
  • обеспечить воспитанников необходимыми знаниями, умениями, навыками для успешной интеграции в социум;
  • внедрить новые технологии воспитания на толерантной основе и принципах здоровьеформирующей среды;
  • сформировать у детей представления о здоровом образе жизни, создать мотивацию на выбор здоровых альтернатив жизни;
  • улучшить социально-психологический климат в коллективе;
  • создать эффективную систему медико-психолого-социально-психологического сопровождения воспитанников;
  • психолого-педагогическую поддержку детей, сформировать чувство психологического комфорта;
  • повысить уровень профессионального мастерства у педагогов;
  • повысить эффективность управления образовательно-воспитательным процессом.