"Карта мира на обеденном столе"

Разделы: География


Цель:

  • познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Н. И. Вавилова;
  • познакомить учащихся с Центрами происхождения культурных растений,
    с родиной культурных растений;
  • совершенствовать навыки работы с картой, дидактическим материалом.

 

Оборудование: политическая карта мира, атласы, компьютер, проектор, разносы с продуктами питания, Презентация.

Тип урока: комбинированный.

Класс разделен на 5 групп.

Ход урока

Учитель географии. Сегодня у нас необычный урок – урок-практика. Мы совместим две темы политическая карта мира и Центры происхождения культурных растений. Мы попытаемся самостоятельно получить более углубленные и расширенные знания.

Главной целью нашего занятия является выполнение практической работы, в результате которой вы должны узнать Центры происхождения культурных растений и спроецировать их на политическую карту мира. Но, вначале я бы хотела предоставить слово ученице вашего класса Мавриной Вале.

Выступление Мавриной Вали. Вавилов Николай Иванович (1887–1945), российский генетик, историк, физиолог, селекционер, биолог. Он создатель учения о биологических основах селекции и Центрах происхождения и разнообразия культурных растений. Организовал ботаника– агрономические экспедиции в страны Средиземноморья, Северной Африки, Северной южной Америки, установил на их территории древние очаги происхождения и разнообразия культурных растений. Собрал крупнейшую коллекцию семян культурных растений, обосновал учение об иммунитете растений, открыл закон гомологических рядов в наследственной изменчивости организмов (1920). Автор концепции линеевского вида как системы (1930). Инициатор создания многих научно-исследовательских учреждений, президент Всесоюзного географического общества. (1931–1940).

В августе 1940 года арестован, обвинен в контрреволюционной вредительской деятельности и в июле 1941 года приговорен к расстрелу, замененному 1942 году 20-летним заключением. Умер в больнице саратовской тюрьме, посмертно реабилитирован в 1955 году.

Он прошел дикими непреступными зарослями пяти континентов. В Эфиопии встретился с бандитами. На Кавказе попал в оползень и выкарабкался с тяжелым рюкзаком. В Сахаре провел ночь рядом с логовом льва. Неделю питался в пустыне сушеной саранчой. Был первым европейцем, проникшим в высокогорный район Афганистана, хотя не имел ни опытных проводников, ни карт.

Но разве был покой этой душе и в самые мирные годы, во время ежедневной работы? Он вставал раньше солнца, спал только пять часов, никогда не бывал в отпуске, не знал что такое “выходной”.

Успеху Вавилова предшествовала известность его учителей – Тимирязева, Бежсона. У него очень быстро выросла научная школа. Из Саратова за ним, совсем еще молодым профессором, уехал в голодный Петроград сразу же около тридцати человек. Целый “Вавилон”, как говорили тогда…

Он очень много дал своей молодежи в нравственной области. В блокадном голодном Ленинграде его ученики не притронулись к огромному семенному запасу своего института. Ведь это была та мировая коллекция культурных растение, которую собирал Вавилов. А они знали, что некоторые семена доставались ему с риском для жизни. Но главное-это была (и есть!) коллекция генов растительного богатства планеты, которую необходимо передать в будущее. И люди умирали голодной смертью рядом с пищей-с семенами.

В обстоятельствах смерти академика Вавилова не все до конца ясно, хотя под документы (они сохранились). Николай Иванович в тюрьме оставался самим собой. У него не было ожесточения в страданиях. Документы показывают, что он ни одному человеку не причинил вреда, не старался облегчить свою учесть, очернить других.… Таково официальное заключение.

Нельзя оправдать тех, на чьей совести гибель Вавилова, или как-то их роль. Но сейчас несправедливо по отношению к великому ученому перебирать только эпизоды его трагедии. Не пепел смерти, но пламя жизни должны нести дальше потомки. И помнить вавиловский завет: “Жизнь коротка, надо спешить, спешить, решая высокие задачи”.

Учитель. Ребята, мы приступаем к основной части нашего урока “Практической работе”.

Цель практической работы в том, чтобы по продуктам питания и материалам предоставленным на разносах каждой группе, определить и классифицировать их по Центрам.

Она состоит из двух этапов.

1-й этап.

Вы должны будете по набору продуктов питания и материалов (каждой группе раздаются подносы с продуктами питания и тканью), пробуя, нюхая их:

  1. Определить из какого растения изготовлено;
  2. По таблице № 1 определить Центры происхождения культурных растений; < Приложение1>.
  3. Занести результаты в таблицу № 2. <Приложение 2>.

Алгоритм выполнения работы представлен каждой группе. <Приложение 4>

На выполнение этой работы вам дается 15 минут. (Во время выполнения работы учитель консультирует).

На экране высвечивается таблицы Центры происхождения Культурных растений.

2-й этап.

Но это еще не все, впереди еще один этап. Сейчас, вы полученные знания спроецируете на политическую карту мира. На экране таблица № 3.<Приложение 3>. Перед вами таблица со странами, которые являются родиной тех или иных сельскохозяйственных культур. Через несколько минут кто-нибудь из каждой группы выйдет по очереди к доске и представит продукты питания, которые пробовали, назовут

сельскохозяйственную культуру Центр происхождения страны.

На парте вам будут представлены Центры происхождения в виде цветных тарелок и названия культур. Вы должны будете выбрать свой Центр наложить на контурную карту и прикрепить к ней культуры. (Контурная карта “Политическая карта мира” представлена на доске в виде стола.)

Поле того, как ребята отчитались о проделанной работе, учитель подводит итог урока.

Комментарии оценок.

Итак, тех целей и задач, которые были поставлены перед нами мы достигли:

1. Познакомились с Центрами происхождения культурных растений.


Рис. 1

2. Узнали страну – родину растения.


Рис. 2

3. Спроецировали на карту мира.


Рис. 3


Рис. 4

Спасибо за урок.