Интеллектуальная игра "Здравствуй, марафон!"

Разделы: Внеклассная работа


Цели игры:

  • воспитание познавательного интереса, расширение кругозора;
  • развитие интеллектуальных способностей, мышления и творческой активности учащихся;
  • воспитание толерантности;
  • сплочение ученического коллектива.

Форма проведения: Командная игра с элементами «казино». В игре принимают участие три сборные команды учащихся 5-11 классов (по одному представителю от каждого класса в команде).

Оформление: Зал и сцена оформлены соответственно тематике игры. Развешаны портреты и изречения ученых, выпуски предметных газет. Эмблема марафона – мудрая сова.

Ход мероприятия

1 вед. Здравствуйте!

2 вед. Здравствуйте, друзья!

1 вед.

Вас собрали в этом зале
Всех не зря.

2 вед.

За окном на улице – зима
Будоражит кровь и сводит всех с ума!
Речь сегодня поведём мы о другом –
В нашей школе начнётся марафон.

1 вед. Интеллектуалам мы сегодня старт дадим.

2 вед.

Знания их проверим.
Сильнейших наградим

1 вед.

Кто-то в математике силён,
Как Лобачевский.

2 вед.

В историю кто-то влюблён,
Как Ключевский.

1 вед. Грезят о физике ночью и днём

2 вед. С химией каждый второй здесь знаком!

1 вед.

А с биологией все здесь «на ты»,
Знают отлично животных, цветы!

2 вед.

Словом умников много здесь,
Всех невозможно и перечесть.

1 вед

Интеллектуальным назван марафон,
Таланты школьные открыть поможет он.

2 вед.

В науках разных он откроет асов:
От малышей до самых старших классов.
И бой умов нелёгкий предстоит.
К победе каждому сегодня путь открыт.

1 вед.

Но, чтоб марафону зажечь зелёный свет,
Нужно всем ребятам дать такой совет:

2 вед.

От страха бывают глаза велики
Ты страх победи и дальше иди!

1 вед.

Выловить рыбку нельзя без труда,
Знания в этом помогут всегда!

2 вед.

Итак, друзья, пора вам в путь!
С дороги трудной постарайтесь не свернуть!

1 вед.

Побед добейтесь, да таких весомых,
Чтобы могла гордиться вами школа!

2 вед. Желаем вам: ни пуха, ни пера!

1 вед.

Здравствуй, марафон!
Нам начинать пора!

2 вед.

Для состязания трудного
Нужны бойцы очень мудрые!
Добры молодцы, да красны девицы
Не оробели, вышли на поглядение,
На ответственное сражение.

1 вед.

Представляем команды – участницы игры.
Команда «Эрудиты»
Капитан команды …

2 вед.

Команда «Гении»
И ее капитан …
Команда «Интеллектуалы»
Во главе с капитаном …

1 вед.

А жюри наше – бояре думные,
Бояре думные – очень умные,
Дадут вам всем наставления мудрые!
За игрой будут зорко следить,
И достойных не забудут наградить.

2 вед. Члены нашего почетного жюри:

1 вед. А теперь начинаем нашу игру. И проведем мы ее в интеллектуальном казино.

Наше казино – это то самое место, где каждый, кто честен, смел и находчив, может заработать деньги не как-нибудь, а собственным умом! Только, чур, – деньги у нас особенные! Это банкноты достоинством «один ум». Помните, как говорится: «один ум хорошо, а два лучше»? Так вот у вас сегодня дорогие игроки, «умов» сегодня будет ровно по 2 у каждого. Причем в ходе игры вы сможете увеличить свое умственное состояние, так и стать банкротом, потеряв все свои «умы».

2 вед. В игре вас ждут вопросы из разных наук: литературы, математики, истории, биологии. Я называю область знаний, а вы, если решитесь отвечать, должны будете сделать ставку в «один ум». В случае удачи ваша ставка удваивается. Вы зарабатываете еще «один ум». Если же вы ошибетесь – и тогда не отчаиваетесь – ваши «умы» пополнят кассу нашего веселого казино.

1 вед. Как видите, условия игры просты. Но давайте договоримся – отвечать на вопрос имеет право только тот, кто сделает свою ставку. Остальные – молчок. Условия игры понятны? Тогда начинаем.

2 вед.

Первый тайм игры – командный.

Вот вопрос из области биологии. Кто не боится? Делаем ставки, дамы и господа! Ставки сделаны.

Внимание, вопрос!

1. Удалого Садко полюбила водяная царица Волхова. Но однажды она в лунном сиянии увидела своего возлюбленного в объятиях красивой земной девушки Любавы. Отвернулась она от Садко и пошла прочь, а из ее прекрасных синих глаз покатились слезы и только луна была свидетелем того, как эти чистые слезы превращались в цветы, унизанные жемчужинами, под названием …

Что это за цветок?

С тех пор его считают символом чистой и нежной любви. (Ландыш)

1 вед. Один древний философ не уставал твердить «Все, что приходит на ум, обдумывай дважды, трижды». Только я боюсь, что выбирать ответы вам придется сегодня очень быстро, иначе вы можете расстаться со своим «умом», в смысле с денежкой.

Прошу всех сосредоточиться. Следующий вопрос потруднее, он из области математики. Кто хочет попытать счастья? Делаем ставки!

Внимание, вопрос!

2. «Вот три пилюли, – сказал Пятачок больному ослику Иа, - начинай принимать сейчас и глотай по одной пилюле каждые полчаса». На сколько часов ослику хватит этих пилюль. (на один час)

2 вед. Вопрос из увлекательной области языкознания (т.е. по русскому языку).Кто смелый? Делаем ставки.

3. Это слово произошло от английского «снайп» - бекас.

Это птица отличается от остальных тем, что во время полета шарахается в разные стороны, и надо быть очень хорошим стрелком, чтобы подстрелить ее. Какое это слово? (снайпер)

1 вед. Вы, наверное, слышали, что риск – благородное дело. Следующий вопрос биологический. Кто сделает ставку, рискнет лишиться «одного ума», но рискует и тот, кто не сделает ставку – он потеряет возможность увеличить состояние.

Делаем ставки, господа!

Внимание, вопрос!

4. Знаете ли вы, что у ребенка 270 костей, а взрослого человека их 206. Куда делись 64 косточки? Как вы объясните этот удивительный факт? (с годами некоторые косточки срастаются в одну, их становится меньше).

2 вед. Следующий вопрос выявит, насколько близок к вам народный образ мыслей, народная мудрость.

И так, делаем ставки.

Внимание, вопрос!

5. Что в древнем Самарканде новорожденным мазали медом, а что клеем? (медом мазали уста, чтоб младенец красноречив; клеем – ладони, чтобы прилипали к рукам деньги).

1 вед. Раз уж мы заговорили о детях, вот еще один вопрос из области медицины. Кто уколов не боится, прошу делать ставки, господа!

Ставки сделаны.

Внимание, вопрос!

6. Однажды у известного детского врача Домбровской спросили: «Каким главным качеством должен обладать детский врач, чтобы не испугать маленького пациента?» Что она ответила? (правильный ответ: «Врач, прикасающийся к ребенку, должен прежде всего иметь теплые руки»).

2 вед. Однажды у Аристотеля спросили:

– Как же преуспеть ученикам?

– Догонять тех кто впереди, и не ждать тех, кто позади, – быстро ответил тот. И был, конечно, прав!

Итак, смелее делайте ставки, догоняйте первых, чтобы не оказаться с носом.

Кто рискнет? Есть такие?

Внимание, вопрос!

7. У нас ЭТО считается недостатком образования. А вот в Европе ЭТО издавна использовали даже образованные люди – до тех пор, пока не распространилось мнение, что негоже использовать Божественный знак для коммерческих целей. Что же теперь использует вместо этого практически каждый из нас? (собственную подпись. ЭТО – крестик вместо нее).

1 вед. Физика … Поверьте, нет науки интересней. Кто со мною согласен? Прошу делать ставки!

8. На витрине стоит вещь. Подошел поп, - сразу видно, что из церкви.

Подошел военный, - О! Бог войны!

Подошла девушка, - Хороша, да никто не берет.

О какой вещи идет речь? (Зеркало).

2 вед. Русская пословица гласит: «Учиться – всегда пригодится». А один древнейший автор о том же писал так: «Сын мой! От юности твоей предайся учению и до седин твоих найдешь мудрость». Но мы седин ждать не будем. И уже по прошествии первого тайма подсчитаем насколько поумнели наши команды.

Подсчитайте свои «умы» и сообщите результат.

1 вед.

Наш следующий тайм мы назвали «Устами младенца».

В нем принимают участие представители 5-7 классов.

Вам будут предложены вопросы, на которые даются 3 варианта ответов, среди которых лишь один верный.

По команде вы должны поднять табличку с номером правильного ответа. За каждый правильный ответ вы получаете «один ум».

  1. Что означает выражение «Ум за разум заходит»:
    1) Человек устал и не соображает;
    2) Много думает;
    3) Мечтает.

  2. Какие горы выше?
    1) Урал;
    2) Кавказ;
    3) Алтай.

  3. Если ночью был иней, то наутро будет:
    1) снег;
    2) дождь;
    3) ясная погода.

  4. К какому виду спорта приросло название «королева спорта»:
    1) гимнастика;
    2) лёгкая атлетика;
    3) борьба.

  5. Что означает выражение «все как один»:
    1) сразу;
    2) уравнивать всех;
    3) единодушно.

  6. С каким врагом сражался Илья Муромец?
    1) Чингисхан;
    2) Змей-Горыныч;
    3) Соловей-разбойник.

  7. Какое животное даёт самое жирное молоко?
    1) корова;
    2) тюлень;
    3) лошадь.

  8. Где в России можно встретить дорожку Геракла:
    1) в Москве;
    2) в Петербурге;
    3) в любом городе. (и даже в нашем селе, это длина беговой дорожки стадиона – 192 м)

  9. Сколько лет розе?
    1) 2 тысячи лет;
    2) 150 лет;
    3) 35 млн лет.

  10. Скорость муки равна:
    1) 2 м/с;
    2) 3,5 м/с;
    3) 5 м/с.

  11. Чей шаг длиннее:
    1) слона;
    2) кенгуру;
    3) жирафа.

  12. Чи-хуа-хуа – это:
    1) китайский фонарик;
    2) японская булочка;
    3) порода собаки.

  13. Ленивки – это:
    1) старинное название лаптей;
    2) птица семейства дятловых;
    3) ленивые звери.

Подведем итоги: Слово жюри.

1 вед.

Предлагаем вашему вниманию «Блеф-тайм».

Правила Блеф-игры.

Вам будет предложена информация самого разного характера. Если она покажется вам правдоподобной, вы поднимаете красную карту. Если вы не поверите сказанному – поднимите черную карту. Если вы правильно определили достоверность информации, то вы получаете 2 «ума». Каждый гейм в игру вступает новая тройка игроков.

Объявляется первый гейм (участвуют представители 8 класса)

Верите ли вы, что:

  1. Мойву эскимосы сушат и едят вместо хлеба (красная – да)
  2. Известный русский путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай просил маленьких папуасиков называть его дядя Коля? (черная – нет).
  3. В Германии открылся ресторан, в котором нет меню. Повар готовит то, что ему захочется, а посетители платят столько, сколько сочтут нужным. (красная – да).
  4. Лентяй – так называется сорт смородины очень позднего созревания. (красная – да).

Начинаем второй гейм. (для представителей 9 класса)

Правда ли, что:

  1. Предками знаменитого мага и фокусника Девида Копперфильда были африканские шаманы. Многие именно этим объясняют выдающиееся способности артиста. (черная – нет. Дед Копперфильда по фамилии Коткин был выходцем из России и до отъезда в Америку проживал в городе Одесса).
  2. Когда человек чихает, воздух из легких вырывается со скоростью более 160 км/час – быстрее, чем ураганный ветер (красная – да).
  3. Правда ли, что на Руси репу сеяли, выплевывая семена изо рта? (красная – да. Ее семена очень легкие и далеко не у всех получалось их хорошо выплевывать. Лучшие плевальщики очень ценились и почитались).
  4. Первое место среди причин гибели от несчастного случая в Японии в 1995 году заняли туфли на высоком каблуке (красная – да . Почти 200 японок погибли от падения с высоких каблуков).

А сейчас в игру вступают представители 10 класса. Третий гейм.

Верите ли вы ,что:

  1. Сегодня в мире говорят на 5 тыс. языков. Самым распространенным в мире считается английский язык. (черная – нет. Больше всего говорят на северо-китайском языке, или мандарине. Только в Китае на нем говорят 68 % населения. Это 709 млн.человек. Английский язык является вторым по распространению – это около 400 млн. человек).
  2. Верите ли вы, что ежегодно в США около 300 детей рождаются в автомобилях во время езды. Таким детям в графу «место рождения» вписывается не название местности, где родился ребенок, а регистрационный номер автомобиля. (красная – да. Вы не верите, а это правда).
  3. Правда ли, что больше всего репы выращивают в России? (черная – нет. В Америке).
  4. Правда ли, что чебурашка, прежде чем познакомиться с крокодилом Геной ,жил в телефонной будке? (красная – да.)

А сейчас в игру вступают самые обаятельные и привлекательные, умные и эрудированные люди, весьма искушенные, с прекрасно развитой интуицией. Разрешите вам их представить. Это наши выпускники.

Им достаются самые хитрые, самые каверзные вопросы.

Четвертый гейм.

  1. Верите ли вы, что для защиты от волков ученые США разработали синтетический препарат с сильным привкусом перца. Овцы живут дольше, если их поперчить. (красная –да. Этой жидкостью периодически обрызгивают животных. Стоит волку напасть на такую овцу, как он обжигает пасть настолько сильно, что надолго оставляет всякие попытки даже подойти к овце).
  2. Верите ли вы, что слон, встречаясь с незнакомым сородичем, здоровается следующим образом – кладет ему хобот в рот. (красная – да.)
  3. Правда ли, что в медицине диагноз «синдром Мюнхгаузена» ставится пациенту, который много врет? (черная – нет. Такой диагноз ставится пациенту у которого постоянное желание лечиться).
  4. Верите ли вы, что люки на подводных лодках США спроектированы таким образом, чтобы туда можно было загрузить аппарат по разливу Кока-колы. (красная – да).
  5. Вода – главный минерал, из которого построено наше тело. Если вы весите 40 кг, то 35 кг из них – вода, и лишь 5 кг твердого тела. Правда это или нет? ( красная – да. Вот почему долго можно прожить без еды и лишь несколько дней без воды. За день человек теряет до 12 стаканов воды, следовательно столько же и должен восполнить).

Подведем итоги.

Посчитаем «умы», заработанные каждой командой каждой командой.

Слово жюри.

И последний тайм называется Черный ящик.

Это задание рассчитано на команду. Его обсуждают все вместе ровно 30 секунд, и кто-то один затем дает ответ. Если ответ будет правильный, члены команды получают семь «умов», по одному «уму» каждый. Если вариант ответа готов, просто поднимите табличку.

Итак, внимание! «Черный ящик».

1. В древние времена, пожалуй, самым страшным бичом путешественников была цинга, поскольку в дальний путь брали обычно солонину, а необходимые для здоровья фрукты и овощи сохранить свежими было невозможно. Но Джеймс Кук придумал брать с собой это блюдо, внушавшее отвращение тем, кто не был знаком с его вкусом. Он ел его сам, приказал есть всему экипажу, и цингой никто не заболел.

Что за блюдо находится в Черном ящике? (Квашеная капуста)

2. В третьем веке до нашей эры во время обильных и продолжительных пиров греческие и римские патриции страшно потели, вот и придумали они сударий.

Как в настоящее время называется сударий, который сейчас находится в Черном ящике? (Носовой платок)

Теперь нам остается подсчитать у кого больше «умов» и наградить счастливчиков.

Подсчитаем «бабки», господа!

1 вед.
Пришла пора жюри дать слово!
Итоги марафона они огласить готовы!

2 вед.
Кто наград достоин – тот получит их.
Победителей сейчас здесь назовет жюри.

(Подведение итогов и награждение победителей)

Вед.

Пришла пора сказать нам на прощание:
«До новой встречи, МАРАФОН!
До новой встречи! До свидания!»