Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


На уроках русского языка наиболее трудоемкой работой является работа над орфограммами, использование полученных теоретических знаний на практике.

Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). В учебниках для начальной школы основное содержание компонентов учебного моделирования, замещения должно не только вводиться, а отрабатываться через систему заданий. Для отработки действия моделирования и замещения необходима организация деятельности учащихся. И с этой целью разработала систему заданий по работе с орфограммами, по которым чаще всего допускают ошибки учащихся. Это:

  1. Орфограмма № 6 . Проверяемые согласные в конце слова: берег – берега.
  2. Орфограмма № 7. Безударные проверяемые гласные в корне слова: голосок – голос – разноголосый.
  3. Орфограмма № 8. Безударные непроверяемые гласные в корне слова: багаж, вагон, вокзал
  4. Орфограмма № 9. Проверяемые согласные в корне слова: кружка – кружечка.
  5. Орфограмма № 10. Непроизносимые согласные в корне слова: честный – честь

Каждое правило отрабатывается одну неделю, в конце недели – письменная работа или зачет, в зависимости от сложности данной орфограммы. Письменные задания даются на 15–20 минут в начале урока ежедневно. После каждой работы над орфограммами проводится анализ и выясняется: следует ли делать повторение по этому правилу или нет.

Для выявления причин ошибок, допущенных учеником необходимо проникновение в лабораторию его мысли: важно знать, как он рассуждал, проверял ли свои рассуждения. Итак, показываю пример работы с орфограммами.

1-й день. Маки, круги, плиты, грузы, луга, шарфы, зубы, ножи, взрывы, соседи, пароходы.

– Прочитайте. Укажите корень в каждом слове. Послушайте, как звучит согласный на конце корня.

– Поставьте в единственное число и во 2 столбик запишите все слова.

– Что вы теперь заметили?

– Теперь скажите, слова 2 столбика к какой орфограмме относятся? Почему? Докажите.

2-й день. Соро.ка, отга.ка, ска.ка, бума.ка, нахо.ка, зама,ка, бере.ка, гря.ка.

– Посмотрите на эти слова внимательно. Как вы думаете, эти слова к какой орфограмме относятся?

– Чем похожи между собой эти упражнения, эти орфограммы ? Чем отличаются?

– Как можно ориентироваться, чтобы не слушать их?

3-й день. Бег, забег, воз, ход, поход, лес, груз.

– К какой орфограмме относятся? Почему? Докажите. Найдите проверочные слова к ним и запишите.

4-й день. Сказочка, крошечка, ложечка, книжечка, рубашечка, лодочка, уточка, тетрадочка.

– Прочитайте. Укажите корень в каждом слове. Послушайте, как звучит согласный на конце корня? Это какие слова (проверочные или проверяемые)?

– Найдите к каждому слову проверяемое слово, запишите в тетради.

5-й день. Город, шапка, провод, трубка, круг, повязка, мак, мед, суп, ложка, зуб, грибки, складка.

– Прочитайте слова. Разделите эти слова на 2 группы.

– На какие группы разделили (№ 6 и № 9)? Почему? Чем похожи орфограммы? Чем отличаются?

– Еще как можно разделить эти слова?

6-й день. Леса, круг, гроза, столб, трава, пятно, год, плуг, дуб, стрела.

– Прочитай эти слова. Распредели слова на 2 группы. На какие группы разделили? (№ 6 и № 7)

– Докажите. Найдите и напишите через тире в 1 столбике проверяемые слова, а во 2 столбике наоборот проверочные слова.

7-й день. Диктант.

Перелетные птицы улетели на юг. По утрам бывают легкие заморозки. Журча еще бежит за мельницу ручей, но пруд уже застыл. Бьется лебедь средь зыбей, коршун носится за ней. Ночью морозы доходили до семи градусов. Наступило утро, и туристы отправились в поход. Мурава лугов ковром стелется, виноград в садах наливается.

– в каждом предложении есть орфограммы на № 6 и № 9. Найдите эти орфограммы, подчеркните, надпишите над ними проверочное слово или проверяемые слова.

1-й день. П.сьмо, п.сатель, расп.сание, зап.сал. Стр.ло, выстр.л, стр.льба, стр.лял.М.док, м.довый. Посм.трел, рассм.трел, пересм.трел. Сл.ва, сл.вечко, сл.варь. Т.рговля, т.ргует, т.рговый (ряд).

– Перед каждой группой слов напишите проверочное слово.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень.

– К какой орфограмме относятся эти слова. Докажите.

2-й день. Стрела, кора, винт. Рогатый, дождливый, шерстяной, ленивый.Сверкает, болит,скрипит.

– Работаем по орфограмме №7.

3-й день. Сторона, голова, борозда, сторонка, молодой, головка, сторожить, молоденький, борозда, холода, говорит, холод, колоски, говор, колос.

– Запишите в столбик группы однокоренных слов. Подчеркните буквы, обозначающие безударные гласные. Образец : сторона – сторонка.

– Укажите в каких словах остался непроверенный безударный гласный.

– Подберите и запишите на каждой строчке столбика проверочное слово для проверки второго безударного гласного.

4-й день. Гнезда, шалость, корм, бег, шаг, соль.

– Подберите и запишите как можно больше слов проверяемых к проверочному.

5-й день. Г.зета, зар.дил, пл.тина, ш.ссе, гл.дит, выс.хла, к.мбайн, п.года, г.стиница, г.ризонт.

Ов.щи, в.сенний, ч.стота, д.журный, р.бята, .гурец, уч.ник, посм.рел, р.кета, пол.вают.

– Прочитайте слова. Составьте из данных слов 2 группы по орфограммам №7 и №8. Запишите их в два столбика, вставляя пропущенные буквы.

6 день. Диктант.

В природе шла схватка двух времен года. Зима наступала, осень оборонялась. Для начала наступающая сторона производила разведку. Она посылала на короткое время морозы, резкие колючие ветры и снежную заваруху. Кустарники и лиственницы оголились, травы совсем помертвели. Началось решительное наступление зимы. Будто небо перемещалось на землю. Все вокруг побелело. Дороги исчезли.

– Выпишите из текста орфограммы № 7, 9.

– Найдите проверочные слова или проверяемые слова.

На мой взгляд, именно при проведении такой планомерной работы на уроках русского языка формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные действия.