Музыка – главный герой сказки (5-й класс)

Разделы: Музыка

Класс: 5


Цель урока: Выявление роли музыки в литературе.

Задачи:

  1. Познакомить со сказкой «Музыкант-чародей», песней «Сказки гуляют по свету» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.
  2. Развивать механизмы творческого мышления: объем и надежность памяти, механизм сближения понятий, воображение, фантазия, цельность восприятия, способность к открытию, развитию музыкальных способностей, чувство ритма, ладового слуха, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
  3. Формировать устойчивый интерес к искусству вообще, к музыке в частности.
  4. Воспитывать интерес к процессу творчества.

Тип урока: введение в новую тему.

Виды деятельности:

  • беседа;
  • слушание музыки;
  • вокальная работа;
  • выполнение творческих заданий;
  • игра;
  • разминка;
  • пение;
  • игра на детских муз. инструментах.

Методы обучения:

  • обобщение;
  • наглядно-слуховой;
  • игровой метод;
  • метод опережения и возвращения назад;
  • стимулирование творческой деятельности, через создание проблемной ситуации;
  • проблемно-поисковый метод был основным, и идет лейтмотивом через весь урок.

Ход урока

I. Организационный момент:

  • вход под музыку;
  • музыкальное приветствие.

II. Разминка:

  • дыхательные упражнения;
  • упражнения на артикуляцию;
  • упражнения на внимание и музыкальный слух;
  • упражнения на развитие мимических мышц и фантазии:

а) нахмурится как:

  • король;
  • ребенок, у которого отняли игрушку.

б) улыбнуться как:

  • мать младенцу;
  • кот на солнце;
  • вежливый японец.

III. Повторение пройденного материала:

Учитель: Давайте вспомним, о чем мы говорили в первом полугодии.

Посмотрите на доску, вы увидите несколько слов - это слова-подсказки, по ним вы должны угадать одно слово, которое я загадала.

  1. Музыкант – песня – композитор - музыкальный инструмент =? (музыка)
  2. стихи – поэт – песня - книга =? (литература)

Учитель: найдите в этих загадках общее слово?

- конечно, слово песня повторяется, а почему?

Дети: потому, что песня не сможет существовать ни без музыки, ни без литературы.

Учитель: а что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Какие муз. жанры не появились бы?

(ответы учащихся)

Учитель: действительно, музыка и литература два разных вида искусства, которые прекрасно существуют вместе, дополняя, и обогащая друг друга.

А представьте на секунду, если бы на свете не было музыки?!....

Что стало бы с литературой?

IV. Объяснение новой темы:

Учитель: Перед вами отрывок из стихотворения С. Есенина, прочитайте и выделите музыкальные слова:

«Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает,
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою,
Плывут в стану далекую,
Седые облака.»

Учитель: Попробуйте заменить эти слова. Что же стало с этим стихотворением без музыкальных слов?

Дети: Стихи теряют свою красоту.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить, сможет ли литература обойтись без музыки?! А поможет нам в этом - сказка!

Вы любите сказки?

О музыке рассказывается во многих сказках, о ее волшебной силе, о чудесах, которые она творит. И сегодня я вам расскажу одну из таких сказок,- называется она « Музыкант-чародей».

А вы усаживайтесь удобнее, слушайте и мне помогайте:

« Жил-был на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет. Пасет бывало коров на лужайке, сделает себе дудочку и как заиграет… (звучит « У ручья» Х. Заимов); ( дети изображаю игру на флейте ) Так коровы перестанут жевать травку- навострят уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают. Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше- в чистое синее небо, к ясным звездам. И хочется сидеть вот так всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело – все веселились. Играл печально – на всех тоска нападала. Вот такой был музыкант – чародей, что захочет, то с сердцем и сделает.

Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку ( дети изображают игру на скрипке) и пошел ходить по свету. Простые, добрые люди любили его и его музыку. А были и злые, те кто завидовал таланту музыканта. И решили злые люди погубить нашего музыканта – чародея. Сговорились, заманили в лес и натравили 20 голодных волков.

Загородили волки музыканту дорогу, зубами щелкают, рычат ( дети изображают)

А у музыканта в руках, кроме скрипочки ничего нет. « Эх, погибать так с музыкой» - подумал музыкант, достал скрипку, прислонился к дереву и провел смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка…. (звучит «Ноктюрн» ми-бемоль мажор Ф. Шуберт ) Замерли кусты и деревья, а волки как стояли разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и о голоде своем забыли.

Перестал музыкант играть, а волки, как сонные в лес потянулись. Вот какой был музыкант- чародей»

Учитель:- Понравилась вам сказка?

- Назовите героев сказки? А еще?

- Почему волки отступили от музыканта?

- Если у музыканта бы не было денег, волки бы отступили от него?

- Итак, кто же главный герой сказки?

Дети: Музыка - является главным героем этой сказки.

Учитель: Ребята, кто из вас уже догадался, как же называется тема нашего урока?

Дети: Музыка- главный герой сказки.

Учитель: А сейчас, я спою вам песню, а вы скажите, имеет ли она отношение к нашей теме урока?

Звучит песня «Сказки гуляют по свету» музыка Е. Птичкина, слова М. Пляцковского.

Учитель: Я предлагаю вам поиграть в игру « Пойми меня», победит в ней тот, кто внимательней всех слушал песню.

Итак, вы должны разделиться на четыре команды и каждой команде будет дано слово, которое вы должны будете изобразить, объяснить только движениями, мимикой. А мы попробуем отгадать.

(детям раздаются карточки со славами: «Золушка», «змей-Горыныч»,

«Кощей», «Белоснежка».)

Вокально-хоровая работа:

  • распевка;
  • разучивание I куплета;
  • прохлопываем ритм;
  • поем и аккомпанируем себе на детских музыкальных инструментах.

V. Выводы:

  1. О чем мы говорили сегодня на уроке?
  2. С какой сказкой познакомились?
  3. Кто в нашей сказке был главным героем?
  4. Почему?
  5. Появилась бы сказка «Музыкант-чародей» если бы не было музыки?
  6. Почему?
  7. Последний, но самый важный вопрос: может ли литература обойтись без музыки?

Дети: Нет, без музыки многие стихи не стали бы песнями; без музыкальных слов, многие стихи не были бы такими красивыми; не появились бы многие музыкальные жанры, а также литературные произведения и сказки, где главным героем является музыка!

VI. Оценивание:

отмечаются и награждаются наиболее активные ученики.

VII. Домашнее задание:

Учитель: Представьте что, вы художники-декораторы, и вам нужно дома нарисовать декорации к сказке «Музыкант-чародей».

На этом наш урок закончен, до встречи!