Занятие по изобразительной деятельности для детей 6–7-летнего возраста: "Заколдованное дерево"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности.

Задачи:

  • Знакомить с эмоционально- семантическими характеристиками цвета, линии в живописи, тембра, динамики и мелодии в музыке.
  • Развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка, воображение.
  • Побуждать детей передавать особенности сказочных образов цветов, добиваясь выразительности с помощью цвета.

Предварительная работа:

1. Рисование декоративных цветов.
2. Рассматривание репродукций картин с изображением цветочных натюрмортов, контрастных по эмоциональному состоянию.
3. Пантомимические этюды: «Ожившие цветочки», «Отгадай – назови – найди – изобрази».
4. Мимические игры: «Куб эмоций», «Царство теплых и холодных красок», «Мы добрые фантазеры», «Хорошо и плохо».

Материал для занятий: гуашь; индивидуальные комплекты цветных карточек (12–16 цветов); панно с нарисованным «волшебным деревом»; ножницы; клей.

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский. «Подснежник», «Баба-Яга»; Э.Григ. «Утро», «В пещере горного короля»; А.Лядов. «Баба-Яга», «Кикимора».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог. Жила-была на свете волшебница. Среди многих чудес, которыми она себя окружила, был волшебный сад. Там росло необыкновенное заколдованное дерево. Весной, когда дерево цвело, на его половинах распускались разные по характеру и окраске цветы.

1. Дидактическая игра «Музыка цвета»

Послушайте музыку и определите, какими были цветы на первой половине дерева. (Дети слушают «Подснежник» П.И. Чайковского.) А теперь выберите цветную карточку и покажите, какими по окраске были цветы на этой половине волшебного дерева.

2. Пантомимический этюд «Ожившие цветы»

По ночам, когда цветы никто не видел, они спускались с дерева и танцевали. Давайте и мы попробуем передать их танец руками, движением тела (движения плавные, мягкие, легкие). А теперь покажите, как они смотрели друг на друга во время этого танца (ласково, нежно, по-доброму).
На другой половине заколдованного дерева росли другие цветы. Послушайте музыку и попробуйте передать движением и мимикой, какие они? (Пьеса «Баба-Яга» П.И. Чайковского.) Выберите цветную карточку и покажите, какой по цвету был наряд у этих цветов?
Посмотрите на дерево, нарисованное на нашем панно. Это то самое заколдованное дерево, о котором рассказано в сказке. Наступила осень, облетели с него волшебные цветы, дерево стало похоже на обыкновенное. Но на самом деле оно продолжало быть заколдованным! Когда в саду волшебницы останавливались путники и садились отдохнуть под его доброй половиной, случалось невероятное – они добрели душой и сердцем. А тот, кто попадал под его злую половину, становился жестоким, злым и жадным.
Волшебница же хотела, чтобы все, кто у нее побывал, становились добрыми. А как можно предупредить людей, что нельзя садиться под вторую половину?
(Дети перечисляют разные варианты. Догадываются, что можно нарисовать цветы «добрые» и «злые» и «разместить» их на ветках дерева.)
Но как же нарисовать «добрый» цветок, а как – «злой»?
(Ответы детей. Цветы должны отличаться друг от друга по цвету и по контуру – мягкому, плавно изогнутому или резкому, изломанному.)

Творческая работа детей

Дети рисуют два цветка для разных половин дерева, а затем вырезают их по контуру. Прежде чем приклеить, необходимо согласовать с детьми, на какую из половинок дерева, добрую или злую, надо приклеить тот или иной цветок. Во время творческой работы тихо звучат музыкальные фрагменты.

Итог занятия

– Что мы сегодня делали?
– Видели?
– Чему новому научились?
– А можно ли продолжить сказку? Как дальше играть с этим деревом? Может ли это заколдованное дерево помочь тем, кто ссорится, злится, дерется? А как? (Постоять или посидеть под «доброй» половиной.)
В заключение дети вместе с педагогом, повесив панно, размещаются под «доброй» половиной дерева. (Звучит фрагмент из сюиты Э.Грига «Утро».)