Урок развития речи (окружающий мир в 3-м классе). Тема: "Жизнь птиц зимой"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепление знаний детей о жизни птиц зимой;
  • установление причинно-следственных связей между живой и неживой природой;
  • активизация словарного запаса и развития грамматического строя речи;
  • работать над развитием внимания, мышления и памяти;
  • воспитание бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц.

Оборудование:

1) Грамзаписи: П. И. Чайковский «Времена года», «Голоса птиц», «Танец маленьких утят».
2) Опорные картинки птиц.
3) Ребусы: (ворона, сорока).
4) Зашифрованные задания по этапам урока (индивидуальные таблички).
5) Шапочки-маски с изображением птиц и зверей для детей.

ХОД УОЛКА

I. Организационный момент

– Ребята, создадим хорошее настроение: улыбнитесь друг другу.
Будем  говорить правильно, чётко выговаривая звуки.

Начнём урок с речевой зарядки:
«Белые шапки на белых берёзах,
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза,
По белому лесу на лыжах бегу».

– О каком времени года говорится в этом отрывке?
– Да, ребята, это зима.
К нам на урок пожаловала красавица «Зимушка». (Выставляется картинка в образе девушки). Она приготовила для вас  испытания в проверке прочности знаний и, конечно же, свои подарки.

II. Проверка домашнего задания

III. Постановка проблемной ситуации

Представьте себе: мы надеваем лыжи и отправляемся в зимний лес, на лесную поляну. Вижу препятствие на нашем пути.  Зимушка оставила на белом снегу непонятные начертания слов. (Выставляется табличка с зашифрованными словами: лето, зима, весна, осень).
– Ребята, помогите прочитать слова.
– Как можно назвать эти явления в природе? (Времена года).
– Мне кажется, ребята,   здесь что-то не так, а что? (Дети расставляют времена года по времени их прохождения). 
– Повторяем хором: зима, весна, лето, осень – времена года.
– Мы продолжаем путь. По дороге я расскажу вам сказку. (Включается тихо грамзапись «Декабрь» П.И. Чайковского).
Сошлись как-то 4 волшебника – живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись и заспорили, кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы луга, поля и леса. А в судьи себе выбрали Красное солнышко.

1. Проблема: кто первым начал состязание, вы догадаетесь сами, если будете внимательно слушать продолжение сказки.
Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках. Ступает мягко, неслышно. Белым, ровным слоем покрыл землю снег. Поля и лесные поляны теперь, как гладкие чистые страницы какой – то гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется: «Здесь был тако-то!» Ночью идёт снег. Кончится – страницы чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью тут были разные лесные жители: ходили, прыгали, что – делали.
– Как вы думаете, кто первым начал состязание?  (Зима).
– Почему вы так решили?  (Белым ровным слоем покрыл землю снег.)
– А теперь посмотрим, кто был на нашей  лесной полянке? (Открывается картина с зимним пейзажем, на котором изображены различные  следы).

2. Беседа с учащимися по вопросам

– Чьи следы вы видите? (Это следы птиц).

Ученик. 

Тут вприпрыжку по странице
В ясный день гуляли птицы,
Оставляя след крестом…

– Ребята, назовите птиц, которые остаются зимовать в наших краях?  (Выставляются картинки).  Называем птиц на картинках.
– Как называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие).
– Чем питаются они?
– Почему им трудно перезимовать в наших краях?
– Как люди помогают птицам пережить зиму?
– Поднимите руку те ребята, кто сделал кормушку и начал  их подкармливать.
– Молодцы, дети, вы не остались равнодушными к беде наших маленьких пернатых   друзей и я знаю, они отблагодарят нас сполна.

Поощрение за ответы – ёлочка.

III. Закрепление знаний о жизни птиц

– А сейчас вы расскажите Зимушке о птицах, которые прилетают к вам на кормушку, об их жизни. (Вывешивается картинка кормушки).
Рассказывают о птицах  дети.

1. Синица

– Кто прилетает на мою кормушку?
Головка у этой птички в чёрной шапочке, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко – жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: разные зёрнышки, крошки хлеба, варёные овощи. Но больше всего охотница до свежего несолёного сала.
Догадались, кто прилетает на мою кормушку? (Ответы детей).

(Фигурку птички помещаем на кормушку).

2. Галка, воробей, голубь

– А  моих птиц вы узнаете, послушав стихотворение:

Голодно, холодно,
Галки, воробьи!
Голодно, голуби,
Гуленьки мои!
Прилетайте в гости,
Полны мои горсти.
Клюйте, гостюйте
Не пугайтесь, клюйте!

(Фигурки прикрепляются).

3. Ворона, сорока

– Ребята, после посещения моей кормушки птицы оставили свои «визитные карточки». Прочитайте, кто же прилетал ко мне в гости?

(Ребусы)

(Фигурки прикрепить)

4. Снегирь

– Валера, а кто же прилетает часто на твою кормушку?
А мою птичку вы узнаете по её тени, в названии этой птички спряталось «снежное слово». Догадались, кто прилетает ко мне в кормушку?

(Переворачивается фигурка птички)

Чуть раньше первого снега появляются снегири. Народ заметил: снегири прилетели – значит, завтра – послезавтра снег пойдет.

ФИЗМИНУТКА

Тихо встаньте, улыбнитесь,
В птиц, в зверюшек превратитесь.
Сколько к нам пришло зверей,
Не узнать моих детей!
Кто зайчишка, кто лисичка,
Кто медведь, кто волк, кто птичка,
Веселее в пляс пускайтесь,
Все танцуйте, не стесняйтесь!

(Грамзапись:  «Танец маленьких утят».)

5. Поползень

– Ребята, Зимушка-зима интересуется, а не прилетала ли к вам птица, которая умеет бегать по стволам деревьев вниз и вверх головой? Поднимите руку, кто видел на своей кормушке эту птицу.
– Как её называют?  (Поползень).
А на мою кормушку часто прилетает  поползень. (Фигурку прикрепить).
Такое имя, как нельзя лучше, подходит этой птице. Она буквально прижалась к дереву и ползает по нему – хоть вверх головой, хоть вниз. Голодно и холодно птицам зимой. Чтобы пережить это трудное время, поползень делает кладовые с запасами. Часто он забывает про них, вот и прилетает на мою кормушку.

6. Дятел

 (Грамзапись: стук дятла по дереву.)

– Ой, ребята, что это за звуки слышны в нашем зимнем лесу?
Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достает. (Открывается фигурка дятла). У него очень длинный язык сантиметров 10, а то 15. Кроме того, он липкий, с твердыми зазубринками. Он ими и достает насекомых. Может засунуть язык в ходы, которые насекомые проложили в дереве, поэтому и называют дятла лесным доктором в красной шапочке. Зимой дятел кузнец, а летом – доктор.

7. Клёст

– Ребята, а могут ли птицы выводить птиц в зимнюю стужу?
– У какой птицы птенцы появляются на свет зимой? Почему?
– Чем питаются клесты? (Еловыми шишками).

Клюв у клеста с загнутыми перекрещенными концами. Повиснет клест на еловой шишке, раздвинет таким клювом чешуйки и достанет, как щипчиками еловое семечко. Еловыми семенами и кормится всю зиму. Ими и птенцов своих кормит. (Открывается фигурка).

IV. Обобщение по определенным признакам

а). Как много, птиц собиралось на нашей кормушке? Давайте, прочитаем и запомним названия этих птиц. (См. табличку: название всех птиц, о которых шла речь на уроке).
– Как можно назвать этих птиц? (Зимующие).

(Восстановление в памяти названий птиц учащимися)   – учитель убирает стенд.

б). Игра «Кто это?»
Учитель называет определённый признак, а дети называют птицу. Например: желтогрудая …, проворный …, длиннохвостая … и т.п.

1. Чем питаются птицы?

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли….
(А она у нас пуста)

Зимушка зашифровала «Меню для птичьей столовой». Попробуйте, ребята, прочитать и ответить на вопрос, чем питаются птицы зимой?
(См. индивидуальные  зашифрованные таблички: сало, семечки, крошки хлеба, ягоды и др.)
– Чем вы хотите накормить наших друзей?  (Дети составляют предложения).
Например: Я покормлю птиц семечками.
Я покормлю птиц плодами рябины.
– Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в лютые морозы.

2. Обращение птиц словами А. Яшина «Покормите птиц»

(Включается грамзапись: «Покормите птиц».)

– Ребята, с какой просьбой обращаются к вам птицы?
– А какие советы могли бы дать друг другу люди и птицы?
(Учитель пишет слово благодарности на картине:  « Спасибо!»)
– Прочитаем  слово благодарности, которые написали вам на снегу птицы.

V. Итог урока

Чтобы подвести итог нашего урока, мы с вами, попробуем заполнить кроссворд. Ребята, Зимушка вам раздавала елочки, но они у некоторых оказались загадочными.
С обратной стороны есть вопрос, на который вы должны правильно ответить. Того,  кто сумеет дать правильный ответ, ждет приз из волшебного сундучка.

Вопросы к кроссворду:   (См. с обратной стороны ёлочки)

  1. Какие птицы ползают по дереву вниз головой?  (Поползни).
  2. Каких птиц можно называть «лесной доктор»?  (Дятлы).
  3. В названии каких птиц спряталось «снежное слово»?  (Снегири).
  4. Какие птицы охотницы до свежего несоленого сала?  (Синицы).
  5. Какие птицы выводят птенцов зимой?   (Клесты).
  6. – Оком мы сегодня говорили на нашем уроке?
    Найдите ключевое слово в кроссворде, прочитайте его.  (Птицы).
    – Посмотрите, сколько их собралось на нашей полянке. И никто никого не боится. Давайте же возьмемся за руки – человек и природа – и скажем друг другу: « Берегите природу – это наша жизнь!»

VI. Домашнее задание

Чтобы узнать задание на дом, вам надо расшифровать слово. Для этого буквы расположите по порядку.

К с р а З с А
5  3  1  6  7  4  2