Использование информационных технологий в проектной деятельности учащихся на уроках истории и математики

Разделы: Математика, История и обществознание


"Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот,
Кто лучше всех откликается на происходящие изменения:"
Ч.Дарвин

Когда-то мы жили во второй половине социализма, зачитывались фантастикой Р. Брэдбери, А. Казанцева, братьев Стругацких и мечтали о будущем. Теперь мы живём в третьем тысячелетии, и информационное общество - уже реальность. Новые исторические реалии выдвигают новые требования не только ко всей системе образования в целом, но и к деятельности каждого педагога.

В условиях, когда информация обновляется каждые 7 лет и при этом удваивается, мы вынуждены пересмотреть и изменить систему получения знаний учащимися: от принципа "дать знания" перейти к принципу: "научить получать знания и умения". Поэтому метод проектов находит широкое применение в современном образовательном процессе, так как он способствует развитию познавательных навыков, критического мышления, формированию умений самостоятельно добывать знания, ориентироваться в информационном пространстве. А новые информационные и телекоммуникационные технологии предоставляют широкие возможности реализации метода проектов в учебной деятельности.

В нашем физико-математическом лицее создана хорошая база для использования ИКТ в педагогической деятельности: компьютерные классы, доступ в Интернет, интерактивные доски SMART, документ-камеры. С 2005 года "Лицей № 15" является экспериментальной площадкой Нижегородского Института Развития Образования по внедрению информационных технологий в образовательный процесс.

Педагоги нашего лицея реализуют не только монопроекты, но и межпредметные проекты. Примером осуществления междисциплинарного подхода могут служить проекты, созданные учащимися 6-9 классов под руководством учителей математики и истории: "История развития математической мысли", "Мир гармонии Пифагора и Конфуция", "Виды симметрии в культуре арабов", "Фалес - мудрец и математик", "Александрия Египетская - город науки" и др.

Преимущество междисциплинарного подхода к проектной деятельности заключается в том, что ученики получают наглядное представление о единстве и многообразии мира, видят взаимосвязь наук и предметов при изучении школьной программы, имеют возможность применять полученные знания на практике.

Работа над проектом начинается с постановки социально значимой задачи (проблемы). Для решения поставленной проблемы класс делится на группы по 3-5 человек. Проекты могут выполняться индивидуально. Учебные проекты, созданные нашими учениками, как правило, краткосрочные (в рамках изучения программного материала); в среднем их продолжительность от 2 до 10 уроков. Типы этих проектов - информационные, творческие, исследовательские, ролевые, практико-ориентированные. Например, "Проценты: просто, сложно, интересно", "Симметрия в математике и в жизни", "Такие разные четырехугольники", "Квадратные уравнения", "Самая загадочная страна Древнего Востока", "Все дороги ведут в Рим", "Кто "лучший" из императоров?", "Елизавета I - мать или мачеха английского народа?" и др.

Можно выделить следующие цели проектной деятельности на основе информационных технологий:

  • углубить и систематизировать знания школьников по определенной теме;
  • продолжить формировать информационную культуру учащихся (умения и навыки работы с компьютером, Интернет-ресурсами, программными продуктами);
  • развивать их коммуникативные способности и критическое мышление;
  • научить логично, аргументировано представлять результаты своей работы;
  • воспитывать художественный вкус при оформлении и представлении продукта проектной деятельности.

В результате осуществления проектной деятельности создается определенный продукт, форма которого может быть различной.

Приведем формы выхода проектной деятельности учащихся:

  • презентации в программе Power Point;
  • буклеты в программе Publisher;
  • wiki-статья;
  • web-сайт;
  • электронные тесты;
  • кроссворды в программе Exel;
  • сборники задач с историческими фактами;
  • антологии (сборники стихотворений по определенной теме);
  • научный доклад;
  • коллекции орнаментов, симметричных и асимметричных памятников культуры;
  • словарь исторических и математических терминов;
  • макеты исторических памятников и математических моделей;
  • виртуальные экскурсии в Древнюю Грецию и т.д.;
  • серия иллюстраций к задачам;
  • газеты и журналы и т.д.

Защита проектов осуществляется с использованием новых информационных технологий: интерактивной доски SMART, документ-камеры и системы опроса и тестирования для интерактивного голосования (Turning point).

Практическое использование метода проектов с применением ИКТ делает процесс обучения более интересным и увлекательным, способствует повышению мотивации учащихся, развитию их творческой и познавательной активности, самореализации личности ребенка.

В основу проектного метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной значимой проблемы.

Внешний результат - это продукт, который можно увидеть, осмыслить, применить. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием ученика, органично соединяя в себе знания и умения, компетенции и социальные ценности.

Литература:

  1. Величко М.В. Проектная деятельность учащихся . Математика. 9-11 классы. - Волгоград: "Учитель", 2008.
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: "Аркти", 2008.
  3. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность. Учебно-методическое пособие. Под редакцией С.С.Татарченковой. - Санкт-Петербург: "Каро", 2008.