Урок истории в 7-м классе по теме "Воцарение Романовых"

Разделы: История и обществознание


Тип урока: повторительно-обобщающий

Оборудование урока:

  • ПК,
  • CD «История России»

Цель урока:

  • систематизировать знания учащихся по теме, дополнив их новыми сведениями из источников и исторической литературы,
  • формировать навыки оценки исторических личностей.

Ход занятия

После запуска программы появляется 2-й слайд. Объявляется и записывается в тетрадях тема урока. «Воцарение Романовых»

Мы продолжаем изучать тему «Воцарение первых Романовых». Сегодня на уроке нам предстоит систематизировать наши знания о первых представлениях династии Романовых и системе государственного управления, дополнить их новыми сведениями.

XVII век занимает особое место в мировой и отечественной истории. Страны и народы вступали в новый период своего развития. С.М. Соловьев отмечал: «Это был переход народа из одного возраста в другой, из древней истории в новую». Менялся тип государственной власти в России, функции государственных органов, главное, происходило «обмирщение» сознания русского человека. Он становился более независимым в суждениях, более критично относился к власти. Этот век по праву вошел в историю страны как «бунташный». Россия преодолевала рамки средневековья.

Затем, щелкнув левой клавишей мыши, переходим к слайду «Цель урока»

Далее следует слайд «Задание на урок» (Слайд № 5).

Давайте поразмышляем о феномене «взросления» страны.

В чем и как, по вашему мнению, выражаясь терминологией Соловьева, проявляется зрелость государства?

Затем переходим к рассмотрению основного материала урока. Основу программы составляют слайды, в которых в качестве видеоряда используются иллюстрации картин известных художников

(Слайд № 5) Династия Романовых.

Романовы – старый боярский род, с 1613г. – царская, а с 1721г. – императорская династия в России, правившая 300 лет (по февраль 1917г.)

Задание:

Вспомните, что вам известно о самом близком по крови к царской династии Рюриковичей роде Романовых?

Основателем династии стал – Михаил Романов (1613-1645).

Послушайте историческую справку и подумайте, почему Романовы взошли на престол?

Говоря об избрании Михаила Романова, В.О. Ключевский отмечает, что Михаил, 16-летний мальчик, ничем не выделяющийся, мог иметь мало видов на престол, и, однако, на нем сошлись такие враждебные силы, как дворянство и казачество…Михаила вынесла не личная или агитационная, а фамильная популярность.

Задание:

Прокомментируйте это высказывание.

(Род Романовых – старомосковский, их предки были боярами еще при Иване Калите, этот род один из древнейших. Он имел связь с предыдущей династией Рюриковичей. Большую роль в воцарении М. Романова сыграло казачество. Среди казаков была распространена легенда, будто умирая, царь Федор Иванович завещал престол Федору Никитичу Романову (отцу Михаила), но тот отказался. Годунов – царь дворянский, Василий Шуйский – царь боярский, а новый Михаил Романов - он будет царем казачьим, так считали казаки.)

Задание:

Кроме всего сказанного, какими еще преимуществами обладал Михаил?

(Романовы устраивали всех. Дед царя был близок к Грозному. Но пользовался репутацией защитника несправедливо пострадавших. Родственники Романовых были и среди опричников, и среди казненных. Поэтому и бывшие опричники и их противники могли считать Романовых своими. Романовы пострадали от Б. Годунова и не запятнали себя сотрудничеством с поляками, как некоторые боярские фамилии в период Смуты.)

Историк XVIII в. Татищев упоминает о некой крестоцеловальной записи, взятой с царя Михаила при восшествии на престол. Однако, несмотря на эти указания, иных свидетельств ограничения власти первого Романова не обнаружено. Подумайте, могла ли быть такая запись. И если да, то почему фактически все следы ее существования были стерты?

(Некоторые историки утверждают, что при вступлении на престол М.Ф.Романов дал какую-то «запись». Возможно, это было обязательство править при помощи земских соборов. Они, в самом деле, регулярно собирались до 1653г. и несколько ограничивали царское единовластие, наверное, поэтому все следы этого были стерты).

Вступая на престол, новый царь не заключал никакого договора с подданными. Царская власть снова становилась самодержавной, ничем не ограниченной, как при прежних царях Рюриковичей.

Вывод:

Вместе с тем, набирал силу политический сыск. Даже просто за «непригожие» слова о новой династии людей бросали в темницы, подвергали жестоким наказаниям. Вплоть до смертной казни. Новая власть настойчиво стремилась вытравить из памяти русских людей в то время, когда царя избрали, когда можно было раздумывать, спорить и решать. Кто будет царем в российском государстве.

Алексей Михайлович Романов.

Царь Михаил. Вступивший на русский престол в возрасте 16 лет, получил прозвище «кроткий», а его сына царя Алексей Михайловича, современники прозвали «Тишайшим».

Как вы думаете, почему первые Романовы были «кроткими» и «тишайшими», а не «великими» и «грозными»? Ответьте после исторической справки.

Диктор.

Алексей Михайлович был человеком набожным, привечал богомольцев, нищих и обездоленных. Многие современники отмечали его необычную для российских правителей доброту и благожелательность, поэтому его прозвали «тишайшим».

В государствах послесмутного времени русские люди хотели видеть символ тишины и порядка. Однако, годы его правления не отличались спокойствием и порядком.

Вывод:

Для сравнений напоминаем, что Иван VI для того, чтобы резко усилить свою власть. Ввел опричнину. Начал массовые казни. Только повсеместный террор позволил запугать подданных и привести их к абсолютной покорности. Царь Иван заслужил репутацию тирана и прозвище Грозный.

У Алексея Михайловича не было необходимости прибегать к столь драматическим средствам. Его власть, будучи менее жестокой, по сравнению с властью Грозного, была более сильной, так как основывалась на развитой системе управления.

Вывод урока:

Итак, воцарение Романовых произошло после бурь Смуты. В России настало спокойное, но «душное» время, когда невозможно было проявить свой талант, когда мысли приходилось утаивать. Смута несла надежды, а успокоение вызвало разочарование, но об этом мы продолжили разговор на следующем уроке.

Компьютерный тест. (Приложение 1)