Обобщающий урок-конкурс по теме "Словообразования и орфография"

Разделы: Русский язык


Цель: повторение и обобщение изученного в разделе “Словообразование и орфография”.

Оборудование: таблица соревнований двух команд “Шип-шип” и “Петух”.

Эпиграф: “То, что мы знаем, – ограниченно, а то, чего не знаем, – бесконечно”.

П.Лаплас

Ход урока

1. Слово учителя.

Цель урока – закрепить и обобщить изученное в разделе “Словообразование и орфография”. В течение урока вы будете соревноваться в знаниях и умениях грамотного написания изученных орфограмм. Познакомимся со своими соперниками. (Приветствие команд). Команда “Шип-шип”, её девиз: “Шутя, играя, проиграем, шутя, играя, победим”. Команда “Петух”, её девиз: “Победим, если только ума хватит”.

Первый конкурс – “Орфографическая дуэль”. У доски по одному представителю от команды: выписать слова с орфограммой 1) “Шип-шип” в приставке и в корне, 2) “Петух” в корне и окончании.

Разбудить, сюртучок, равнина, куцый, вестник, превысить, ершовый, панцирь, усачом, гонишь, касание, вскрикнуть, Спицын, сгиб, прервать, индюшонок, сложение, жюри, сундучок, видел, преступник, прийти, разрезать, загорелый, пловчиха, шорох, росток.

2. Игра “Одним словом”.

Предлагается прослушать лексическое значение слова, найти слово – ответ, образованное сложением. Команда противника в случае ошибочного ответа экзаменуемой команды говорит: “Ох-хо-хо” (с сожалением).

Задание для команды “Шип-шип”.

  1. Противоречащий закону (противозаконный).
  2. Станок, обрабатывающий дерево (деревообрабатывающий).
  3. Человек, любящий, стремящийся всё знать (любознательный).
  4. Обладающий равными, одинаковыми с кем-то, чем-либо правами (равноправный).
  5. Аппаратура для передачи и приёма радиоволн (радиоаппаратура).
  6. Актёр, снимающийся в кинофильмах (киноактёр).
  7. Машина, предназначенная для перевозки леса (лесовоз).
  8. Человек, который любит трудиться (трудолюбивый).
  9. Информация о текущих событиях средствами кино (киноинформация).
  10. Восприятие человеком окружающего мира, действительности (мировосприятие).

Задание для команды “Петух”.

  1. Любящий мир, согласие, не склонный к вражде, ссорам, войнам (миролюбивый).
  2. Гонки на мотоциклах (мотогонки).
  3. Похожий на нить, в виде нити (нитевидный).
  4. Новое, недавно выстроенное здание, сооружение (новостройка).
  5. Машина, дробящая камни (камнедробилка).
  6. Судно, приводимое в движение паровым двигателем (пароход).
  7. Полоса лесных насаждений (лесополоса).
  8. Автоцистерна, специально оборудованная для перевозки бензина (бензовоз).
  9. Модель летательного аппарата (авиамодель).
  10. Специально оборудованное помещение для сушки зерна (зерносушилка).

3. Работа с деформированным текстом.

Стук в дверь.

– Кто там?

– Это я, почтальон Печкин. Принес вам письмо из Ошиблики. (Входит ребёнок, исполняющий роль почтальона Печкина).

Содержание письма зачитывается.

“Дорогие ребята!

Пожалуйста, помогите выбраться из страны Ошиблики, убежища всех-всех ошибок. Нам очень надоело здесь находиться. Теперь мы будем рады выслушивать от учителей про себя разные разности и усердно готовить уроки. Знали бы вы, как ужасна эта страна! Только здесь существительное может изменяться по родам, поэтому по улицам ходят она – “девочка”, оно “девочко” и он “девочк”. В буфете можно купить то вкусный компот, то невкусную “компоту”, то непонятно какое “компото”. Чтобы нам покинуть страну Ошибок, необходимо правильно записать текст, а так как мы правила о правописании приставок -пре– и -при– не учили и получали двойки, самим сделать это не под силу. Мы уже обращались за помощью к толковому словарю Ушакова и вместо слов с этими приставками поставили объяснение их значений. Теперь не стало ни одной приставки –пре– и -при-, -пред-. С глаголами мы особенно не церемонились и образовали различные формы. У нас почему-то получилась полная бессмыслица, а как исправить – не знаем. Помогите! Не вечно же оставаться в стране Ошиблике. Очень надеемся на вашу помощь”.

Петя Лентяйкин и Степа Недопонимаймов.

Текст для редактирования: “Всеми уважаемый начальник строительства “назвал свою фамилию и имя”, и его похоронили. Его “аппарат для улавливания радиоволн” сидел за письменным столом, когда дверь в кабинет немного открылась, вошел юноша и “умер”.

– Я решил “обретаться” сюда, потому что хочу “чуть-чуть закрывать” в действительность грандиозные планы нашего строительства. Возьмите меня на работу.

– А какая у вас специальность?

– Никакой.

– Ничего, выучитесь. Мы учим молодежь, но “даём приют лодырей”. К работе можете “нарушить закон” завтра.

На другой день юноша пошел на стройку. Он увидел, что мастер, тоже молодой человек, что-то объяснял девушке-бетонщице, а она, видимо, “чуть-чуть запиралась” с ним. Кто прав, юноша не понял. Скоро выяснилось, что у юноши было “побочное” “спектакль” о работе, что работать трудно, но интересно. Он всецело “добавился” работе. Его хвалили, и это стало “изменически выдавать” ему силу. Трудности его не пугали”.

4. Игра “Кто быстрее?”

В одной из радиопередач звучала такая песенка: “Слово делится на части, ах, какое это счастье! Может каждый грамотей делать слово из частей!” По предложенным схемам командам нужно составить слово.

5. Игра “Угадайка”. Угадать, о какой орфограмме идет речь, записать любое слово на эту орфограмму.

  1. Орфограмма находится в корне с чередующимися гласными. Выбор зависит от того, оканчивается ли корень на –ст, -щ.
  2. Орфограмма находится в окончании после буквы, обозначающей шипящий звук. Выбор зависит от места ударения в слове.
  3. Орфограмма находится на конце слова после шипящей. Выбор написания зависит от того, к какому склонению относится существительное.
  4. Орфограмма находится между корнем и приставкой, оканчивающейся на твердый согласный, пишется перед е, ё, ю, я.
  5. Орфограмма находится в приставке. Выбор написания зависит от того, какой звук (звонкий или глухой) обозначает первая буква корня.
  6. Орфограмма находится в корне с чередующимися гласными. Выбор зависит от значения корня.
  7. Орфограмма находится в корне с чередующимися гласными. Выбор зависит от того, есть ли после корня суффикс а.
  8. Подведение итогов конкурса. Домашнее задание: “Составить словарную диктовку на изученные орфограммы”.