Урок "Движение тел под действием сил трения" с использованием презентации "Методика решения задач по динамике". + Теория "Методика создания и применения алгоритмов"

Разделы: Физика


Методика создания и применения электронной базы по физике для использования в учебном процессе и подготовке учащихся к экзаменам  ГИА и ЕГЭ (Приложение 2)

Цели урока:

  • закрепить понятие «сила трения», навыки изображения сил на чертеже;
  • ввести алгоритм решения задач по динамике;
  • выработать навыки нахождения проекции сил, записи основного уравнения динамики в векторном виде и для проекции на оси ординат.

Методы обучения: дедуктивный, проблемно-поисковой, самостоятельная работа. Создаются проблемные ситуации с помощью задач.

Форма организации учебного процесса: фронтальная.

Методические рекомендации:

  • Главное в процессе изложения нового материала – добиться, чтобы каждый ученик разобрался в каждой части алгоритма, чтобы не оставалось «темных пятен». Над этим учитель работает и на последующих уроках.
  •  Во время объяснения учителя ученик не должен вести записей. Он слушает учителя.  Отвечает на его вопросы, думает, разбирается в материале, но никаких записей не делает. Этот момент позволяет сосредоточить внимание учеников на объяснении нового материала. Слушать и одновременно вести записи в 10 классе умеют только самые сильные учащиеся. Большинство ребят, записывая что-то за учителем, теряют нить рассуждений, пропуская отдельные важные моменты и не получают поэтому единой целостной картины.
  • Учитель быстро и четко, используя рисунки и чертежи, повторяет весь ранее изложенный материал. В зависимости от уровня обученности класса и оставшегося времени фронтально с учащимися отрабатываются шаги решения задач.
  • Можно сканировать решение ученика заданной задачи, вывести на экран и дать оценку выполненной работы. Такой шаг должен быть доброжелательным и корректным по отношению к ученику.
  • Предлагается учащимся перенести презентацию урока на свои электронные носители для закрепления материала и отработку решений дополнительных задач по теме «Силы трения при движении тела по окружности».

ХОД УРОКА

Человек знает физику, если он умеет решать задачи. Э.Ферми

1. Проверка домашнего задания(10 мин.)

– Ответы учащихся §38,39 (физика-10, Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский);
– Карточки В-1 и В-2.

2. Фронтальная работа с классом (5 мин.)

Ученики сидят за партой и отвечают, не вставая, на заданный вопрос. Если ответ не полный или неверный, его дополняют другие учащиеся. В конце самоконтроля учитель объявляет, кто из ребят отвечал лучше, чьи ответы были более грамотными и глубокими, выставляя балл к зачету ученика.

3. Контроль «Силы в природе»

  • Что такое сила тяжести? Направление? Формула расчета сила тяжести.
  • Что такое сила упругости? Направление? Формула расчета силы упругости.
  •  Что такое сила трения? Направление? Формула расчета силы трения.
  • Какое движение  называется равномерным? Чему равно ускорение?
  • Какое движение называется равноускоренным? Направление ускорения?
  • Какое движение называется равнозамедленным? Направление ускорения?
  • Формулировка второго закона Ньютона.
  • Запись второго закона  Ньютона в векторном виде.

4. Объяснение нового материала, основанное на дидактическом материале в презентации «Методика решения задач по динамике» (13 мин.) (Приложение 1)

– Прямолинейное движение тела (слайд 6)
– Равномерное, равноускоренное движение (слайд 7)
– Равнозамедленное движение под действием силы, направленной под углом к горизонту (слайд 8)
– Тело прижато к опоре (слайд 9)

Обрабатываются навыки изображения сил, ускорения, запись второго закона Ньютона в векторном виде, навыки нахождения проекции сил, запись основного управления динамики в векторном виде и для проекции на оси координат.
Далее учитель знакомит ребят с алгоритмом решения задач на второй закон Ньютона.

Ученики должны записать алгоритм в рабочую тетрадь в кратком виде:

Алгоритм решения задач по динамике

  1. Краткая запись условия; СИ.
  2. Чертеж. Направление сил, ускорения.
  3. Выбрать СК.
  4. Запись второго закона Ньютона в векторном виде.
  5. Запись второго закона Ньютона в проекциях на оси X и Y.
  6. Решить систему уравнений.
  7. Проверить числовой ответ на соответствие к задаче и записать его.

5. Закрепление (13 мин.)

Решение задачи №250 по сборнику задач (Автор А.П. Рымкевич) (слайд 10).
Запись решения учащиеся переписывают в рабочую тетрадь. Если класс быстро усваивает алгоритм решения задач, учитель предлагает решить самостоятельно задачу №263. Первое правильное решение оценивается на «Отлично» и открывается решение задачи на слайде 11.

Движение тела по наклонной плоскости (слайд 12)

Напоминание о тригонометрических величинах. Запись на доске формул тригонометрических функций:

  • равноускоренное, равнозамедленное движение (слайд 13)
  • равномерное движение, соскальзывание (слайд 14).

Рассматривается решение задачи №288 (первой части по алгоритму)
Ученики переписывают решение в общем виде, без подстановки данных известных величин. Устно, без записи в тетрадь рассматривается решение 2-й части задачи по алгоритму в общем виде.
Если класс хорошо подготовлен, то можно решение 2-й части задачи №288 дать на самостоятельную работу. Оценить первое правильное решение на «отлично» и открыть слайд с решением задачи или сканировать решение и вывести на экран.

6. Заключение (3 мин.)

– Повторить фронтально с учащимися пункты алгоритма решения задач.
– Повторить общность логики рассуждений при решении задач, вычленить шаги из которых складывается метод решения.

7. Задание на дом (1 мин.)

Знание алгоритма!

  • «удовлетворительно» – №250;
  • «хорошо» – №263, №288;
  • «отлично» –  №283, №274.