Игротренинг в развитии эмоционального мира ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками


“Необходимо научить ребёнка с детства волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, пробудить в восприимчивой душе эту драгоценную способность сопереживать, сорадоваться, сострадать…”

К.И.Чуковский

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всём поведении. Умеренно положительные эмоции повышают чувствительность детей, мобилизируют все силы организма для активного восприятия любой информации. Здоровые эмоции – это психически здоровый ребёнок.

Как я вышла на эту тему?

Опыт работы в дошкольном учреждении, наблюдения за детьми, беседы с педагогами и родителями позволяют мне предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребёнка препятствует эмоциональная нестабильность. Избежать воздействие отрицательных эмоций невозможно. Они создают напряжённость или подавленность, что ухудшает способность адекватно воспринимать окружающий мир, интенсивно проживать жизненные ситуации. Любое активное участие в жизни, наряду с успехами и достижениями, предполагает наличие неудач, ошибок, срывов. Важно научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно принимать неудачи, и, что у каждого есть право на ошибки. Детям необходимо дать понять, что злостью, страхом можно управлять, играть с ним, “сделать” их “маленькими”. Основной путь решения эмоциональных проблем детей – это игровая терапия и пропаганда игры в семье.

В начале учебного года в старших группах в процессе наблюдения за детьми, общения с ними были выявлены эмоциональные и коммуникативные проблемы, большинство детей были эмоционально зажаты, не охотно шли на контакт, также присутствовала неуверенность в себе, страхи самовыражения, агрессивность.

Причины эмоционального дискомфорта:

Неудовлетворение потребности ребёнка в эмоциональной близости с педагогом (некорректное использование педагогом доверительных сообщений ребёнка. Отклонение взрослым предложений ребёнка о совместной деятельности. Отсутствие у педагога интереса к деятельности ребёнка. Авторитарная позиция педагога.),

Неудовлетворение потребности ребёнка в общении со сверстниками (Отсутствие в группе предпочитаемого ребёнком сверстника. Отклонение ровесником предложения ребёнка о совместной деятельности. Стремление нескольких детей занять позицию лидера. Отсутствие интереса сверстников к предложениям ребёнка.),

Отсутствие успеха в самостоятельной деятельности ребёнка (Несовпадение цели, поставленной педагогом, и уровня умений ребёнка. Несовпадение замыслов участников совместной деятельности. Излишняя регламентация педагогом самостоятельной деятельности).

Основная цель игротренинга :

  1. Научить детей контролировать своё поведение, негативные эмоции конструктивно взаимодействовать с социумом
  2. Развивать у детей потребность в доверительном общении
  3. Обогатить детей словарём эмоций, владеть азбукой эмоций

Предварительный результат:

  • Научить детей принимать себя и других,
  • Формировать у детей адекватную самооценку,
  • Развивать у детей чувство эмпатии,
  • Развивать навыки социального поведения.

Этапы и виды работы по развитию эмоционального мира ребёнка:

  1. Наблюдения в группе, диагностика эмоциональных нарушений
  2. Создание индивидуальной программы сопровождения ребёнка
  3. Система индивидуальных коррекционно-развивающих игр-занятий
  4. Групповые психопрофилактические тренинги
  5. Отслеживание динамики после цикла занятий

Формы работы:

1. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия:

а) Сенсорно-развивающие игры
б) Работа с конкретной проблемой через коррекционные игры

2. Индивидуальные и подгрупповые развивающие игры-занятия по развитию основных эмоций:

а) Банк настольно-дидактических игр (“Лото эмоций”, “Сложи эмоцию”, “Отгадай эмоцию” (определить на ощупь), “Построй эмоцию”, “Куб эмоций”, “Веер эмоций”, “Раздели эмоции на 2 группы”, “Найди такую же эмоцию”, “Нарисуй эмоцию и изобрази её”,

“Эмоции на волшебном экране”, игры с зеркалами (мимическая гимнастика”, “Вылепи эмоцию”, рисование эмоций мелками на доске, рисование на крупе (манке), игры с пиктограммами, “Карта эмоций”, “Светофор эмоций”)

б) Работа с демонстрационным материалом (“Как я справляюсь со своей тревогой”, “Наши чувства и эмоции”, “Эмоции и чувства”, “Я и другие”, “Уроки доброты”)

3. Подгрупповые психопрофилактические тренинги

Строятся на основе тренинговой программы И.А. Пазухиной “Давай познакомимся”

Специфика игротренинга:

  1. Сведение на минимум речевого взаимодействия
  2. Минимизация игрушек и реальных предметов
  3. Исключение какого-либо принуждения
  4. Отсутствие соревновательного мотива
  5. Безоценочный подход к детям
  6. Установление минимум ограничений

Позиция педагога-психолога в тренинге:

а) Я отказываюсь от роли руководителя, я просто хозяйка комнаты, в которой можно играть,
б) Я активна, но не в смысле управления деятельностью ребёнка, а в смысле эмоциональной вовлечённости в неё,
в) Я не выдвигаю своих требований, какими бы важными они мне ни казались. Ребёнок появился на свет не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
г) Я должна быть терпеливой: чем меньше ждёшь результатов, тем быстрее они появятся,
д) Я настроена на получение удовольствия от общения с ребёнком.

Алгоритм проведения психопрофилактического игротренинга:

  • Сроки проведения: ноябрь-апрель месяцы
  • Форма: психопрофилактические подгрупповые занятия – 1 раз в неделю (для каждой группы).
  • Группы: средняя, старшая, подготовительная группы.
  • Продолжительность занятий: от 20 до 40 минут.
  • Место: музыкальный зал
  • Количество занятий в год: 22
  • Разделы: 4 – “Я и Я”, “Я и другие”, “Я и мои эмоции”, “Уроки доброты в стране понимания”
  • Форма организации: круг, свободная

Схема игротренинга:

1 часть – вводная (игровой разогрев)
2 часть – рабочая (игротерапевтическая)
3 часть – завершающая (игровая релаксация)

Все части занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Таких частей несколько. Каждая из них может быть использована самостоятельно. В каждом занятии есть повторы. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Приветствия и прощания носят ритуальный характер. Они используются в вводной и завершающей части занятия. В вводной части также могут быть игры с именами (они эффективны особенно в начале года, когда степень адаптивности снижена), коммуникативные и словесные игры.

В рабочей (основной) части тренинга применяются различные виды психогимнастик, мимическая и дыхательная гимнастики, психотехнические игры, проигрывание и обсуждение проблемных ситуаций, коррекция по виду риска, объявление и проигрывание тематики тренинга. В завершающей части используются релаксационные игры, ритуалы прощания друг с другом, закрепление положительных эмоций, творческо-тематическое рисование.

Содержание игротренинга

  • Музыкальная и танцевальная психогимнастика,
  • Коммуникативные, словесные игры,
  • Релаксационные и дыхательные упражнения,
  • Пантомимические и мимические игры,
  • Обыгрывание и обсуждение проблемных ситуаций,
  • Театрализованные мини-этюды,
  • Беседы по душам в “Доме дружбы”,
  • Игры на развитие эмпатии,
  • Игры на снятие эмоционально-мышечного напряжения
  • Игры на коррекцию вида риска

Стратегии игротренинга:

  • Стимуляция чувства удивления,
  • Стратегия на отрицательное подкрепление,
  • Стимуляция чувства прекрасного,
  • Стимуляция чувства юмора,
  • Стимуляция телесного контакта,
  • Стратегия на стимулирование гуманных чувств,
  • Стратегия на провокацию и преодоление негативного состояния,
  • Стратегия на переключение ребёнка на иное состояние,
  • Стратегия на стимуляцию положительных эмоций.

Результаты тренинговой работы:

  1. Дети стали более доверительно общаться.
  2. Значительно повысился контроль за своим поведением,
  3. Снизился уровень агрессии.

Памятки для педагогов и родителей:

1. Секреты успешного взаимодействия с ребёнком

  • Безусловно принимать ребёнка,
  • Активно “слушать” его переживания и потребности,
  • Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется,
  • Помогать, когда просит,
  • Поддерживать успехи,
  • Делиться своими чувствами (значит доверять),
  • Конструктивно решать конфликты,
  • Обнимать, если дозволяет,
  • Использовать приветливые фразы: хорошо, что ты пришёл, мне нравится, как ты …, я по тебе соскучилась, давай вместе…, ты, конечно, справишься, как хорошо, что ты есть у нас.

2. Секреты безусловного принятия:

  • Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом,
  • Можно осуждать его действия, но не чувства,
  • Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастёт в неприятие его.

Список используемой литературы:

  1. Афонькина Ю.А. “Охрана психофизического здоровья детей в условиях детского сада”, Мурманск, 2002 г.,
  2. Ганичева И.В. “Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми”, Москва, 2004 г.,
  3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь”, Москва, 2006 г.,
  4. Пазухина И.А. “Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет”, СПб, 2004 г.,
  5. Семенака С.И. “Уроки добра”, Москва, 2005 г.