Здоровье как ключевая компетенция образовательного процесса

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Администрирование школы


Сегодня много разговоров выстраивается вокруг нового для школы понятия -"компетенция" ("компетентность"). Думаю, что это не случайно - речь идет о новой единице измерения образованности человека, т.к. знания, умения и навыки уже полностью не удовлетворяют, не позволяют показать, измерить уровень качества образования. Напомню, что под словосочетанием "качество образования" мы понимаем его соответствие современным социокультурным условиям и требованиям.

Для сельской малокомплектной школы, которую я представляю, считаем необходимым формирование компетенция здоровья: здоровья психического, физического, морального.

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников, как наиболее массового контингента детей и подростков. Как ни парадоксально, но по данным мониторинга Всероссийской диспансеризации физического развития и физической подготовленности детей и подростков сельские школьники дали худшие показатели чем подростки, проживающие в городе.

Наше МОУ «Кеульская средняя общеобразовательная школа» не стала исключением - количество здоровых учащихся становилось все меньше. Сохраняется высокий удельный вес заболеваемости по многим нозологическим формам, особую тревогу вызывает % школьников с несформированным опорно-двигательным аппаратом.

Педагогическим коллективом выявлены причины ухудшения здоровья «наших» школьников:

  • социально-экономические (падение производства в с. Кеуль и как следствие безработица, низкий материальный уровень, плохое питание.)
  • генетические (большое число близкородственных браков.)
  • алкоголизм местного населения.
  • климато-территориальные (длительный зимний период, ведущий к сенсорной депрессии.)
  • удалённость от районного центра ведёт к усреднённому медицинскому обслуживанию.

Психофизиологическая диагностика школьников показала: ухудшение памяти школьников, несформированности мышления, снижение познавательной сферы, незрелости нервной системы, сенсорные патологии.

Педагогический аспект здоровья ухудшается и как следствие снижается успешность учащихся. Решить проблему низкой двигательной активности через введение традиционного»стандартного» урока физической культуры не возможно.

Нужны новые подходы к учебно-воспитательному процессу - подходы, позволяющие грамотно построить образовательный процесс и восполнить потребность растущего организма в двигательной активности.

Управление здоровьесберегающим образовательным пространством реализуется через все направления работы школы. Их взаимодействие и создает целостное педагогическое пространство школы.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле мы понимаем все те технологии; использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Здоровьесберегающий учебно-воспитательный процесс активно реализуется в нашей школе через программу эксперимента районного уровня «Школа Здоровья». Работа направлена прежде всего на природосообразность, обучение в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность.

Разработана методика единого подхода в рамках реализации программы «Школа Здоровья» по формированию навыков здорового образа жизни с основами безопасного поведения.

Престиж здорового образа жизни в школе очень высок. Соответствие участка, здания, планировки, площади помещений, современного дизайна, микроклимата, светового режима, отделки, оборудования учебных и не учебных помещений, организации питания. Наличие в классах атмосферы, способствующей хорошему настроению, высокой работоспособности, психогигиеническому комфорту и желанию все это сберечь и сохранить. Учитывается динамика умственной работоспособности при организации учебного труда и отдыха, выбор режимов обучения, составление недельного расписания; использование на уроках здоровъесберегаюших педагогических технологий. Эстетическое этнокультурное оформление интерьера школы, в котором гармонично переплетены здоровьесберегающие аспекты и местный колорит. В рекреациях и классных комнатах подобраны цветочные композиции, оказывающие терапевтический эффект, рекреация оформлена напольными классиками, деревом - ростомером. Формирование у детей в процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, находит одобрение и поддержку в семье и среди сверстников.

Главный ресурс становления компетентностного подхода - учитель, человек, вклад которого в будущее страны значительно больше, чем всех органов управления и методических служб вместе взятых. Ситуации самоопределения, самореализации может создать только учитель и руководитель образовательного учреждения, обладающие творческим потенциалом. Мотивация учителя, его личностные и профессиональные возможности - это, на мой взгляд, является решающим условием введения компетентностного подхода.

Учителями созданы и апробированы адаптационные программы «Уроки Здоровья», «Русские народные игры», в которых подобраны игры народов Сибири, внедрена масса педагогических методик, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка, и его социальную адаптацию. Разработан психодиагностический инструментарий, диагностические методики (комплекс методических процедур по оценке актуального состояния соматического и психического здоровья). Педагогами ведется психофизиологический мониторинг, в котором отражаются все характеристики здоровья ребенка, даны рекомендации, определены индивидуальные траектории развития для каждого ребенка. При построении оздоровительной работы с классом каждый классный руководитель обязательно учитывает психофизиологические особенности учащихся класса.

Для решения проблемы сохранения здоровья детей учителями реорганизуется весь учебно-воспитательный процесс: кабинеты оформлены с учетом рекомендаций («Уголки здоровья», «Глазодвигательные тренажеры», тренажеры по коррекции межполушарного взаимодействия). Педагоги подбирают звуковое сопровождение к урокам («Звуки природы», классические музыкальные произведения). На своих уроках постоянно работают с цветом, активно используя монохромные пятна, цветные мелки, цветные губки, изотерапевтические композиции. В начальной школе имеются специальные тренажеры, которые ребята ласково прозвали «Ежиками», релаксационные наборы «Ощущение». На уроках детям рекомендуется пользоваться цветными ручками, карандашами, что является компенсирующим для многих категорий детей. Учебные занятия проходят под звуки дождя, летнего леса, пения птиц, журчания ручейка. Учителя школы грамотно, профессионально характеризуют индивидуальность каждого ребенка, а кроме того, могут обеспечить этой информацией родителей.

Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения общественности, так как хорошая связь между школой и общественностью является фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании. Родителями разрабатываются темы классных часов, бесед по здоровому образу жизни. Родители активно участвуют в обсуждении вопроса о сезонной витаминизации учащихся, которая стала бы профилактической мерой в предупреждении различных заболеваний. Силами родителей в школе созданы и эффективно работают «Совет Здоровья», «Совет отцов».

Большое внимание уделяется в школе физическому воспитанию и спорту, ведь это основа двигательной активности детей. В школе работают секции: греко-римская борьба, лыжная, волейбол, баскетбол, шахматы, где каждый ребенок может повысить уровень своей двигательной активности. Проанализировав запросы учащихся, было выяснено, что наибольшим спросом пользуются игровые виды. Занятия физической культуры нередко проводятся в присутствии медицинского работника, который помогает педагогу грамотно построить занятие с ослабленными детьми, детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Традиционными и очень любимым, как учителями, так и детьми мероприятиями, качественно влияющим на двигательную активность, является туристический слет, легкоатлетическое многоборье, соревнования по волейболу, футболу, биатлону, теннису. Традиционный День Здоровья проходит у нас не один день - 7 апреля, мы планируем комплекс мероприятий на целую декаду и в этой акции участвует вся школа (и дети и учителя и родители).

Неоценимую помощь в пропаганде ЗОЖ и занятий физической культурой оказывает школьное самоуправление через детскую республику «Подросток». Союзы работающие в рамках организации «Богатыри», «Воеводы», «Няньки» проводят все общешкольные мероприятия, активные перемены, агитационную и пропагандистскую работу со сверстниками их родителями и жителями села. Все события, проходящие в школе освещаются на страничках здоровья в школьном журнале ДР «Подросток».

Большая воспитательная работа проводится классными руководителями: традиционные «Уроки Природы»- прогулки выходного дня, сбор природного сырья для витаминизации, строительство «Снежного городка», «Литературно - музыкальная тропа». Учащиеся школы занимаются проектной деятельностью на пришкольном участке, выращивая овощи, идущие на удешевление школьного питания. Принимают участие в конкурсе «Школа - цветущий сад», создавая на своих цветниках и клумбах композиции с символикой России и детской общественной организации «Подросток», что благотворно влияет на летнее оздоровление и патриотическое воспитание, воспитывает гордость за свою страну и малую родину.

Село Кеуль богато своими этнокультурными традициями. Для создания экологосообразности и погружения ребенка в этнокультурную среду коллектив школы тесно работает с детскими объединениями филиала РЦДО, организуя общешкольные мероприятия «Капустины», «Покров», «Крещенские посиделки»,»Рождественские колядки», «Масленица». Объединения дополнительного образования «Цветоделие», «Изо-студия», «Береста», фольклорная студия «Теремок» продолжают внедрение здоровьесберегающих технологий, используя для подготовки и проведения занятий психофизиологическую диагностику, проводимую в школе.

Родители принимают активное участие в проведении всех мероприятий. С помощью родителей реализуются школьные проекты по озеленению классных комнат, рекреаций и пришкольного участка, что делает классы и коридоры уютными и комфортными.

Особо хотелось бы отметить, что 100% мебели в наших учебных кабинетах соответствуют норме.

Компенсируя нехватку двигательной активности в школе несколько лет проводится утренняя гимнастика перед началом учебной деятельности.

Подводя итоги можно сделать выводы, что спланированная , системная работа по формированию здоровьесберегающей компетенции дает свои результаты:

На основе данных медицинского осмотра за последние три года наблюдается положительная динамика снижения заболеваний:

  • Невропатологическх-на 9%
  • Эндокринных - на 43,5%
  • Хирургических - на 5,3%
  • Ортопедических - на 53,9% По группам здоровья:
  • Увеличение % учащихся с I группой здоровья на 4,8%
  • Со II группой здоровья на 38,1%)
  • Снижение % учащихся с III группой здоровья на 44,7%

Отслеживание динамики уровня здоровьесохранной грамотности учащихся с 2001- года показывает рост знаний и умений учащихся в области культуры здоровья.

Анализ диагностического тестирования учителей и наблюдение за их деятельностью на уроке позволяют сделать вывод о том, что (74%) учителей организуют учебный процесс на уроке с позиции здоровьесберегающего подхода.

Анализ деятельности школы выявляет положительную динамику направленности на сохранение, укрепление своего здоровья.

С 2001 года 50% педагогов во время аттестации защищают исследовательские темы по интеграции педагогических и здоровьесберегающей технологиям.

Инновационный опыт школы по внедрению в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающей технологии востребован среди коллег.

Неоднократно организованы и проведены научно-практические семинары по данной технологии, на научно - практических конференциях заслушивались доклады по индивидуальному опыту педагогов школы, результаты исследовательской деятельности опубликованы издательствами Усть-Илимска, Иркутска, Москвы. 77% учителей, учащихся, родителей поддерживают инновационную деятельность в школе.

Школа стала районным ресурсным методическим центром по апробации и внедрению природосообразного обучения и воспитания.

В феврале 2005 году школа стала победителем в районном конкурсе «Лучшее образовательное учреждение» в номинации «Школа здоровья», победителем в районном конкурсе»Школа - территория здоровья». Опыт работы был представлен на областной конкурс «Образцовое учреждение образования-2005», проводимого в рамках первого областного форума «Образование Приангарья», где заняла первое место.

Компетентностный подход к здоровью позволил нам участвовать в 2006 году в конкурсе образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, для осуществления государственной поддержки из федерального бюджета в рамках национальных проектов и стать победителем.

Школа сегодня становится тем пространством, где трансформируются совместные усилия образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Школа сегодня может и должна формировать политику в области охраны здоровья.