Внеклассное мероприятие "Умники и умницы"

Разделы: Информатика

Ключевые слова: умники и умницы


Участники: учащиеся 5-7 классов.

Оборудование: Презентация, содержащая вопросы отборочного тура, вопросы для участников на красной, жёлтой и зелёной дорожках, вопросы для «теоретиков», призы и медальки «Микроши» (смотри приложение 1) или медальки сайта solnet.ee (смотри приложение 2).

Продолжительность игры: 40-60 минут.

Рекомендации по организации и проведению игры:

  1. Специально выделенный и подготовленный учащийся по сигналу учителя-ведущего открывает слайды с вопросами.
  2. Второй специально выделенный учащийся раздаёт «медальки» «теоретикам».
  3.  Ведущий учитель задаёт вопросы ребятам, для того чтобы выбрать 2 «тройки, которые будут соревноваться на дорожках». Для определения цвета дорожки (на зелёной можно ошибиться – дважды, на жёлтой – один раз, на красной – ни разу»), предлагается задание. (Карточки с заданиями – смотри приложение 3).
  4. Для определения победителя игры при выходе в финал 2-х участников, финалистам предлагается дополнительное задание. Если же победителя не окажется, то награждаются самые активные учащиеся среди «теоретиков» и участников по количеству «заработанных» медалек.
  5. Вопросов подготавливается с избытком для разрешения спорных вариантов.
  6. В жюри приглашаются учителя информатики, родители или специалисты в области информатики.. Состав жюри: 3 человека.

Ход игры

Вопросы для отбора первой «тройки» игроков.

Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова, а также те компьютерные термины, которыми они «начинены».

  1. РЕ_ _ _ _А (ранний овощ). (ДИСК)
  2. _ _ _ ЕР (стеклянные цветные бусинки). (БИС – большая интегральная схема).
  3. П _ _ _ БА (горизонтальное перекрытие в корпусе судна). (АЛУ).

Дополнительные вопросы при спорных вариантах:

  • Я _ _ _ _ О (фрукт). (БЛОК).
  • ГОРО _ _ _ _ (средство для узнавания настоящих принцесс). (ШИНА).

Для определения цвета дорожки всем трём участникам предлагается выполнить задание:

Для каждого из приведённых слов укажите его синоним.

  1. Компьютер – … (электронно-вычислительная машина).
  2. Винчестер – … (жёсткий магнитный диск).
  3. Принтер – … (печатающее устройство).
  4. Плоттер – … (графопостроитель).
  5. Монитор – … (дисплей).
  6. CD-ROM – … (лазерный диск).
  7. Листинг – … (распечатка).

Вопросы для учащегося выбравшего «зелёную» дорожку:

  1. Как называется жёсткий магнитный диск компьютера? (ВИНЧЕСТЕР).
  2. Функцию какого устройства ПК выполняет трекбол в портативном компьютере? (МЫШИ).
  3. Что представляет собой мышь, «перевёрнутая на спину»? (ТРЕКБОЛ).
  4. Что может заменить компьютерную мышь? (КЛАВИАТУРА).

Вопросы для учащегося выбравшего «жёлтую» дорожку:

  1. Как называется устройство, обеспечивающее запись и (или) считывание информации ? (НАКОПИТЕЛЬ).
  2. Какое «аппетитное» устройство есть у ПК? (БЛОК ПИТАНИЯ).
  3. Что можно найти на задней стенке системного блока компьютера? (ГНЁЗДА).

Вопросы для учащегося выбравшего «красную» дорожку:

  1. Как называется специальная электронная схема, через которую внешнее устройство подключается к компьютеру? (КОНТРОЛЛЕР).
  2. Как называется механизм накопителя на жёстких магнитных дисках, который отвечает за чтение и запись информации на вращающемся диске? (ГОЛОВКА)

Вопросы для отбора второй «тройки» игроков.

  1. Что больше 1000 б или 1 Кб? (1 Кб.)
  2. Какой объём информации в слове КОМПЬЮТЕР? (9 Байт, 72 Бита.)
  3. Какой термин «весит больше» «МЫШЬ» или «ТРЕКБОЛ»? (ТРЕКБОЛ – 7 байт, 56 битов).

Дополнительные вопросы при спорных вариантах:

  1. Что общего между словами: кибитка, бита, Биттлз? (все слова содержат единицу измерения информации – БИТ.)
  2. Что общего между словами: сопка, шапка, папка? (все слова содержат аббревиатуру ПК.)

Для определения цвета дорожки всем трём участникам предлагается выполнить задание:

Отгадайте слова, содержащие известную аббревиатуру ПК.

  1. _ _ ПК _ (часть печи). (ТОПКА).
  2. _ _ ПК _ (холм, курган, вулкан). (СОПКА).
  3. _ _ ПК _ (орудие труда огородника). (ТЯПКА).
  4. _ _ ПК _ (головной убор). (ШАПКА).
  5. _ _ ПК _ (головной убор с козырьком) (КЕПКА).
  6. _ _ ПК _ (мелкая частица деревяшки) (ЩЕПКА)
  7. _ _ ПК _ (канцелярская принадлежность для бумаг). (ПАПКА).

Вопросы для учащегося выбравшего «зелёную» дорожку:

  1. Дырявая, слабая, короткая, девичья, вечная, историческая, постоянная, оперативная,… О каком термине идёт речь? (ПАМЯТЬ)
  2. Текстовый, графический, исполняемый, скрытый, архивный… О каком термине идёт речь? (ФАЙЛ)
  3. Полная, пустая, потребительская, плетённая, баскетбольная, мусорная, … О каком термине идёт речь? (КОРЗИНА)
  4. Серая, белая, оптическая, механическая, двухкнопочная, трёхкнопочная,… О каком термине идёт речь? (МЫШЬ)

Вопросы для учащегося выбравшего «жёлтую» дорожку:

  1. Матричный, лазерный, струйный, цветной, чёрно-белый, узкий, широкий, .. О каком термине идёт речь? (ПРИНТЕР)
  2. Позвоночный, популярный, музыкальный, метательный, гибкий, жёсткий,, лазерный, оптический, установочный, виртуальный, …. О каком термине идёт речь? (ДИСК)
  3. Клавиатура, мышь, принтер, сканер - … Найди слово, объединяющее предложенные слова (ПЕРИФЕРИЙНЫЕ УСТРОЙСТВА).

Вопросы для учащегося выбравшего «красную» дорожку:

  1. Оперативная память, магнитный диск, магнитная лента, оптический диск - … Найди слово, объединяющее предложенные слова (НОСИТЕЛИ).
  2. Металлическая, пластмассовая, канцелярская, пусковая, … О каком термине идёт речь?  (КНОПКА).

Жюри подводит итоги.

Вопросы для «теоретиков». 

  1. Прочитайте слова: <Alt>ай, Б<Alt>ика, Б<Alt>имор. (Алтай, Балтика, Балтимор.)
  2. Прочитайте слова: <Del>и, крен<Del>ь, <Del>фин. (Дели, крендель, дельфин.)
  3. Прочитайте слова: <Tab>летка, <Tab>урет, ш <Tab>. (Таблетка, табурет, штаб.)
  4. Прочитайте слова: <Copy>лка, с<Copy>ще, на<Copy>тель. (Копилка, скопище, накопитель.)
  5. Прочитайте слова: RUка, кRUпа, оRUжие. (Рука, крупа, оружие.)
  6. Продолжите ряд: бит, байт, килобайт, … (МЕГАБАЙТ.)
  7. Какая система счисления применяется в ЭВМ? (ДВОИЧНАЯ).
  8. Сколько бит в слове «байт»? (32).
  9. Сколько слов можно закодировать с помощью одного байта? (256).
  10. Какой вид памяти компьютера самый быстрый? (КЭШ-ПАМЯТЬ). 

Если в каждой «тройке» определён победитель, то дополнительное задание для выявления абсолютного победителя:

Из букв данного термина составьте за 1 минуту, как можно больше слов (существительных в именительном падеже). ИНФОРМАТИКА

Литература:

  1. Златопольский Д.М. Сборник заданий для внеклассной работы по информатике. М.: Чистые пруды, 2006 (Библиотечка «Первое сентября», серия «Информатика». Вып. 1 (7)).
  2. Златопольский Д.М. Задания для конкурсов, викторин, КВН и учебные кроссворды по информатике. М.: Чистые пруды, 2007 (Библиотечка «Первое сентября», серия «Информатика». Вып. 1 (13)).
  3. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.