Урок "Путешествие в страну Электризацию"

Разделы: Физика


Цели урока и задачи:

  • Образовательная: повторить основной программный материал; продолжить формирование знаний учащихся об электризации тел; познакомить с устройством электроскопа (электрометра); развить познавательную активность и творчество учащихся, их смекалку, наблюдательность; отработать практические знания и умения по данной теме;
  • Развивающая: развить и закрепить навыки решения экспериментальных и качественных задач, развить устную речь учащихся, учить применять знания в новой ситуации; способствовать развитию логического мышления; учить грамотно объяснять происходящие физические явления, формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся;
  • Воспитательная: Развивать интерес к изучению физики.

Тип урока: урок систематизации и обобщения учебного материала

Форма урока: комбинированная

Формируемые умения: сравнивать, анализировать, обобщать, применять полученные знания, умения, навыки.

После урока ученик знает:

  • Строение и назначение электроскопа (электрометра).
  • Проводники и диэлектрики.

Умеет: Выделять и систематизировать имеющиеся у них знания об электризации тел.

Углубляет знания об электризации тел.

Развивает интеллектуальные умения.

Оборудование урока: Интерактивная доска, электрометр, электроскоп, стеклянная и эбонитовая палочка; (шерсть, шелк), воздушные шары, бумажные и полиэтиленовые ленты.

Структура урока

Содержание элементов урока Формы, методы, средства обучения
1 Организационный момент Сообщение цели урока, эмоциональный настрой. Презентация.
2 Контроль знаний основных понятий. Опрос.
3 Отработка навыков решения экспериментальных и качественных задач. Объяснение нового материала. Выполнение экспериментальных заданий. Обсуждение результатов экспериментов.
4 Подведение итогов урока. Карта памяти, видеоролик
5 Домашнее задание. Экспериментальная домашняя работа.

Ход урока

1. Орг. Момент.

Приложение 1.

Учитель. Сегодня нам предстоит осуществить путешествие по незнакомой стране, которая называется Электризация. Все, что мы встретим в этом городе, будет связано с явлением электризации тел. От вас требуется умение наблюдать и внимательно слушать. Итак, путешествие начинается. Но что же это такое? Ворота в город скрыты! А сторожит ворота вредный волшебник по имени Диэлектрик. В конце нашего сегодняшнего урока мы узнаем, что такое диэлектрик и тогда поймём почему он не любит эту страну. Чтобы Диэлектрик открыл ворота, необходимо ответить на семь вопросов.

 

2. Контроль знаний основных понятий.

  1. Откуда произошло слово «электричество»? (Впервые на электрический заряд обратил внимание Фалес Милетский. И, вот однажды вечером к нему подходит его любимая дочь. Объясни, почему у меня путаются нити, когда я работаю с янтарным веретеном, к пряже прилипают пыль, соломинки. Это очень не удобно. Вначале, свойство притягивать мелкие предметы приписывалось только янтарю (окаменевшая смола хвойных деревьев). От названия которого произошло слово электричество, т.к греч. elektron—янтарь. (запись на доске)Лишь в конце XVI века и начале XVII века вспомнили об этом открытии. Английский врач и естествоиспытатель Ульям Гильберт(1544—1603) выяснил, что при трении могут электризоваться многие вещества. Он был одним из первых ученых, утвердивших опыт, эксперимент как основу исследования.
  2. Как можно наэлектризовать тело? (Ответ: с помощью трения.)
  3. Как отличить наэлектризованное тело от не наэлектризованного? (Ответ: наэлектризованное тело притягивает мелкие тела, искрит в темноте, трещит.)
  4. Как получить положительный заряд? (Ответ: потереть стеклянную палочку о шелк.)
  5. Как получить отрицательный заряд? (Ответ: потереть эбонитовую палочку о шерсть.)
  6. Как взаимодействуют разноименные заряды друг с другом?(Ответ: разноименные заряды притягиваются друг к другу.)
  7. Как взаимодействуют одноименные заряды друг с другом?(Ответ: одноименные заряды отталкиваются друг от друга.)

Учитель. Вот Диэлектрик открывает ворота, и нас встречает добрый волшебник Проводник. Он очень любит электричество и познакомит нас с городом Электризация.

Электричество кругом,
Полон им завод и дом.
Везде заряды: там и тут,
В любом атоме «живут»
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают,
Нам токи очень помогают
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительное оно,
На благо нам обращено,
Всех проводов «величество»
Зовётся: «Электричество»!
Проявим нынче мы умение,
Законы объясним, явления.

3. Отработка навыков решения экспериментальных и качественных задач.

Наше путешествие начинается с города Исследований. Нам нужно провести серию опытов и объяснить их. И тогда мы сможем продолжить свой путь. Вам предстоит совершить несколько экспериментов по электризации. И как настоящие экспериментаторы должны сами поставить цель опыта, выдвинуть гипотезу, провести эксперимент и сделать вывод.

Опыт 1.

Как сказал гениальный мыслитель Леонардо да Винчи сказал : «Плох тот экспериментатор, который из подручных средств не может произвести простого опыта.»

У вас на столах две плёнки бумажная и полиэтиленовая . Попробуйте придумать опыт. Не забывайте о нашей теме «Электризация».

Вывод: (вставить пропущенные слова на доске)

Тела можно наэлектризовать ___трением____.
В электризации участвуют всегда ____два______ тела.
Электризуются после разделения _____оба___ тела.

Опыт 2.

Наэлектризуйте шарики. Подвесьте их на длинных нитях рядом. Наблюдайте отталкивание шаров. Объясните наблюдаемые явления. Подумайте, как, имея в своем распоряжении стеклянную палочку и кусочек шелковой ткани (бумаги), определить знак заряда на шарике. Проделайте опыт, подтверждающий ваше предположение.

Ученик:

Вывод: В природе существуют два вида электрических зарядов. Одноименные заряды взаимно отталкиваются, а разноименные – притягиваются.

Опыт 3.

Положите две полиэтиленовые пленки рядом на стол (параллельно друг другу) и проведите по ним один раз рукой. Поднимите пленки за концы, разведите их и, медленно сближая, наблюдайте за их взаимодействием.

Повторите опыт с этими же пленками, натерев их рукой. Как изменилась сила взаимодействия пленок?

Учитель: От чего зависит сила взаимодействия заряженных тел?

Ученик: Сила взаимодействия зависит от значения зарядов и расстояния между ними?

Учитель: Наше путешествие по городу продолжается. И мы на улице Электроскопа. Давайте познакомимся с этим прибором поближе.

Электроскоп имеет цилиндрический корпус в который проходит металлический стержень, изолированный от корпуса пластмассовой пробкой. На одном конце стержня находится металлический шарик, а на другом два подвижных лепестка. Если к электроскопу поднести заряженное тело, то его листочки разойдутся, так как листочки будут иметь заряды одного знака, а одноимённые заряды отталкиваются.

Учитель: У меня на столе находится тело. Надо определить заряжено оно или нет. Для этого нам надо собрать из подручных средств электроскоп. Помогите мне, пожалуйста.

Изготовление электроскопа.

Учитель:

Мы попали в логово Диэлектрика. И мы не пройдём дальше, пока не ответим на какие группы делят вещества по способности их передавать электрические заряды.

Ученик: По способности проводить электрические заряды все тела делятся на проводники и непроводники (диэлектрики). Тела изготовленные из диэлектриков называются — изоляторами.

  

Учитель: Нам надо разделить представленные здесь тела на проводники и диэлектрики.

Ученик: (Проводники: металлы, почва, водные растворы или расплавы электролитов. Диэлектрики: Пластмассы, воздух, газы, стекло, резина, шелк, фарфор, керосин, капрон и т.д.)

Учитель: Мы сегодня экспериментально изучили явление накопления электрических зарядов, т.е. статическое электричество. Оно может служить человеку:

  • в лечебных целях – используется так называемый статический душ, положительно воздействующий на организм, для лечения органов дыхания используются специальные электроаэрозоли;
  • для очистки воздуха от пыли, сажи, кислотных и щелочных паров с помощью электростатических фильтров;
  • для быстрого размножения чертежей, графиков, текстов в электрокопировальных устройствах (в частности ксероксах), для быстрой и прочной окраски тканей в красильнях;
  • для копчения рыбы на рыбокомбинатах – в специальных электрокамерах, где движется конвейер с рыбой, заряженной положительным зарядом, а электроды заряжены отрицательно. Копчение таким методом происходит в десятки раз быстрее, чем без электрического поля.

Статическое электричество может причинять вред как на производстве, так и в быту, так что зачастую с ним приходится бороться. Так, при трении о воздух самолет электризуется, поэтому после посадки к нему нельзя сразу же приставлять металлический трап: может возникнуть разряд, который вызовет пожар. Сначала самолет разряжают, для чего опускают на землю металлический трос, соединенный с обшивкой самолета, и разряд происходит в землю. Микроразряды возникают, когда человек ходит по полу, покрытому полимерным покрытием, или снимает синтетическую одежду. Чтобы нейтрализовать вредное действие статического электричества:

  • на производстве заземляют станки и машины, увлажняют воздух, используют специальные нейтрализаторы зарядов;
  • дома увлажняют помещения, используют специальные добавки к воде при мытье полов, антистатик для одежды.

И в заключении, я вам покажу один опыт, в которой тоже немаловажную роль играет электризация. Перемешаем перец и соль. А теперь давайте подумаем, как электризация поможет нам разделить соль от перца.

Ученик: Наэлектризованный шарик поднесём к смеси соли и перца. Опыт показывает, что перец прилипнет к шару. А соль нет.

Учитель: Совершенно верно. Это ещё один пример проявления статического электричества. Когда мы трём шарик о шерстяную скань. То он приобретает отрицательный заряд. Перец начинает притягиваться к шарику. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим шарик, её электроны всё равно остаются на своих местах. Соль остаётся нейтральной. Поэтому соль не прилипает.

4. Подведение итогов урока.

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. И в заключении мы с вами составим карту нашего сегодняшнего путешествия. Но не простую, а научную. Называется она «Карта памяти». Я вас попрошу назвать вас все слова, которые ассоциируются у вас со словом Электризация. А потом мы их сгруппируем по смыслу и выстроим логические цепочки.

5. Домашнее задание:

§27.Изготовить электроскоп. Собрать коллекцию различных веществ и разделить их на две группы: проводники и диэлектрики.