Урок обществознания по теме "Социальный конфликт"

Разделы: История и обществознание, Классное руководство


Цель урока: формирование знаний учащихся по теме «Социальный конфликт», применение их в практической деятельности.

Урок сопровождается презентацией [Приложение 1].

Урок можно начать с психологического теста.

«Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

Вопрос: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?».

Часто – 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1 балл.

Ответы:

  1. Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10. Меняю тему.
  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немного уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста.

Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6, 11.
Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7, 12.
Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4, 9, 14.
Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

Большее количество баллов под определенной буквой – ваш тип.

Тип «А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
Тип «Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
Тип «В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
Тип «Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью встаете на сторону противника, отказываясь от своей.
Тип «Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

После анализа полученных результатов учитель переходит к теоретической части урока.

Конфликт – столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействий.

Субъекты конфликтов – его участники.

Предмет конфликта – вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт.

Цель конфликта: достижение собственного интереса за счет интересов других.

Функции конфликтов:

  • Разрядка психологической напряженности
  • Коммуникативно-связующая
  • Консолидирующая (в процессе конфликта проявляется интерес к сотрудничеству).

Виды социальных конфликтов:

  • По длительности – долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся.
  • По объему – глобальные, национальные, локальные, региональные, групповые, личные.
  • По источнику возникновения – объективные, субъективные, ложные.
  • По используемым средствам – насильственные, ненасильственные.
  • По форме – внутренние, внешние.
  • По влиянию на ход развития общества – прогрессивные, регрессивные.
  • По характеру развития – преднамеренные, спонтанные.
  • По сферам общественной жизни – экономические, политические, этнические, семейно-бытовые.
  • По типу отношений – индивидуально-психологические, социально-психологические, внутринациональные, международные.

Способы протекания конфликта:

  • Конфронтация (оказание давления, негативизм, неустранимое разногласие)
  • Соперничество (демонстрация превосходства)
  • Конкуренция (соревнование, столкновение интересов).

Разрешение конфликта – переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества сторон.

Способы разрешения конфликтов:

  • Компромисс (взаимные уступки)
  • Переговоры (мирная беседа)
  • Посредничество (использование третьей стороны)
  • Арбитраж (обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти)
  • Применение силы, власти, закона (односторонне использование той стороной, которая считает себя сильнее).

Условия успешного разрешения социальных конфликтов:

  • своевременный и точный диагноз причин конфликта, т.е. выявление существующих противоречий, интересов, целей;
  • обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной стороны. Достичь этого возможно на основе цели, значимой для обеих сторон.
  • совместный поиск путей преодоления конфликта.

Рекомендации для ускорения процесса разрешения конфликта:

  1. Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов.
  2. Конфликтующие стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности.
  3. Участники конфликта должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу.
  4. Все конфликтующие стороны должны проявлять склонность к компромиссу.

После изучения нового материала учащимся предлагается выполнить несколько практических заданий для обобщения и закрепления материала.

1. Расположите слова, написанные на доске по степени усиления конфликтной ситуации, дайте объяснение:
Диспут, раздор, перебранка, столкновение, сражение, несогласие, дискуссия, скандал, разногласие, ссора, схватка, спор.

2. Объясните высказывания:

  • «Конфликт – такая же важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, как и доброе общение». А. Воронцов.
  • «Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает. А человек, который думает только о себе – безнадежно некультурен». Д. Карнеги.
  • «Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать». Плутарх.

3. Из перечня приведенных терминов все, кроме одного, связаны с понятием «социальный конфликт». Найдите лишний термин. Компромисс, переговоры, арбитраж, реабилитация, свидетели, сотрудничество, конкуренция.

4. В парах можно предложить разыграть конфликтную ситуацию и предложить пути ее разрешения. Например, конфликт между друзьями, между подругами, в семье, между учителем и учеником и т.д.

Урок можно закончить словами Рощина М.М., русского писателя, чьи повести и рассказы посвящены современным нравственным проблемам.

«Секрет интеллигентности прост: внимание. Если вы будете внимательны к любому человеку, вступая во взаимоотношения, - будь то случайный попутчик в трамвае или родная мать, - то это и будет ключ поведения. Попробуйте. Если исходить из того, что любой человек так же сложен, интересен, глубок, раним, как вы сами, то вы не сможете ни за что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду. Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».