Рабочая программа предпрофильного курса "Новые направления в социально-экономической географии". 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


В связи с переходом на предпрофильное обучение в 9 кл. вводится курс «Новые направления в социально-экономической географии». 

Современная географическая наука характеризуется чрезвычайным своеобразием, уникальными свойствами своей структуры. Она – единственная фундаментальная наука, которая включает в сферу своих исследований и человеческое общество, и природу, среду обитания человека – человечества – народонаселения мира. Это сложная, многокомпонентная, интегрально-синтетическая система наук, активно взаимодействующая практически со всеми группами наук и состоящая из двух главных подсистем – природно-географических и общественно-географических наук.

Курс посвящён основам теории и практики новых направлений в социально-экономической географии в широком смысле слова, представляющий собой достаточно сложный комплекс наук. Географическая наука в ХХ веке развивалась таким образом, что поле её деятельности всё более расширялось, в первую очередь за счёт охвата явлений социальной жизни («географии человека»). С открытием причинной обусловленности географическим окружением всё новых и новых сторон жизни общества возрастает ветвление общественной географии. Идеи о возможности некоторых направлений были высказаны ещё в ХVIII в. И.Кантом, например о географии морали и теологической. Но реально формирование новых направлений происходило уже во второй половине ХХ в., что отражало и процесс углубления географического познания, и объективный процесс усложнения общества, возникновение в нём новых отраслей и сфер деятельности.

При рассмотрении новых направлений ЭСГ будем исходить из схемы дисциплин, изучающих различные территориальные системы: география материального производства (география транспорта, связи и т.д.), непроизводственной сферы (торговли, образования и т.д.), населения и поселений (этногеография, география религий и т.д.), социальная география (география потребления, культуры преступности и т.д.), «пограничные» отрасли физической и СЭГ (рекреационная география, медицинская и т. д). 

Основными формами и методами организации изучения курса являются лекция-рассказ, лекция-семинар, семинар, эвристическая беседа, диспут, практические занятия.

Учащиеся должны:

  • уметь логично, грамотно излагать материал;
  • знать наиболее типичные и характерные цифровые показатели;
  • уметь свободно ориентироваться по физическим, экономическим и политическим картам;
  • знать взаимосвязь природы, населения, хозяйства и общества;
  • уметь дать оценку природным и экономическим условиям, показать связи между природной средой и хозяйственной деятельностью человека;
  • уметь применять полученные знания при выполнении практических и творческих заданий;
  • уметь дать экономико-географическую характеристику регионов, городов используя новые направления  СЭГ;
  • уметь составлять конспекты лекций, писать рефераты;
  • уметь анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе географических карт и статистических данных.

Занятия предпрофильного курса проводятся по 2 часа в неделю  (68 ч. в год)

Используемое оборудование и литература:

  • коллекция из видеокассет (которая постоянно пополняется);
  • коллекция электронных уроков и тестов, развивающих игр по тематике данного курса;
  • журналы: «География в школе», «Гео», «Национальное географическое общество» и др.
  • Экономическая и социальная география: Основы науки. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  • Холина В.Н.  География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. – М.: Просвещение, 2003.
  • Шейкина С.С. Элективный курс «Медицинская география» 9 кл. – Волгоград,  издательско-торговый дом «Корифей», 2007.
  • Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. – М., 1983.
  • Дружинин А.Г. Теоретические основы географии культуры. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦВШ, 1999.
  • Колосов Е.Н. География религий народов мира. – М.: Изд-во РУДН,2000.   

             Содержание  рабочей программы предпрофильного курса «Новые направления в социально-экономической географии».

Всего: 68 ч.
Длительность одного занятия – 2 часа.

Организационное занятие: цели, задачи, план работы курса.

Лекция: Понятие о новых направлениях в социально-экономической географии.

ТЕМА 1: География   культуры (5 ч.)

Лекция: Понятие географии культуры и её место в жизни общества. Носители  культуры – население территории с его менталитетом, культурными традициями. Язык – важнейшее связующее звено культуры.

Практикум: Изучение  особенностей размещения языковых семей России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии языков и административно-территориального деления России.

Семинар: Историко-культурное наследие России. 

ТЕМА 2: География   религий (4 ч.)

Лекция-дискуссия: Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства. Местные традиционные верования.

Семинар: Национальные религии.

Семинар: Мировые религии.

ТЕМА 3: География   сферы   услуг (4 ч.)

Лекция: Сфера услуг – отрасль, обеспечивающая пространственные экономические связи. Общехозяйственные услуги – традиционные в рыночной экономике. Личные услуги – самая быстро развивающаяся группа отраслей в третичном секторе.

Семинар: Деловые услуги, направленные на повышение эффективности функционирования производителей.

Семинар: Социальные услуги, в значительной степени финансируемые государством.

ТЕМА 4: География   финансов  (3 ч.)

Лекция: Процессы ввоза и вывоза капитала.

Лекция: Концентрация финансового капитала.

Семинар: Разнообразие банков России. Сеть мировых банков.

ТЕМА 5: География   высшего  образования  (3 ч.)

Лекция: Территориальная организация высшего образования. Классификация центров  высшего образования.

Практикум (интернет): Выбор вуза для обучения, спрос на места и соотношение между числом мест в вузах (годовой приём) и числом выпускников средних учебных заведений в год в пределах данной территории (по выбору уч-ся).

ТЕМА 6:  Медицинская   география (6  ч.)

Лекция-семинар: Становление  и развитие медицинской географии. Развитие отечественной медицинской географии.

Лекция: Среда обитания человека и география приспособительных и ландшафтных особенностей  распространения болезней.

Лекция: Влияние состояния городской среды на здоровье населения.

Практикум: Проведение социологического опроса населения по состоянию атмосферного воздуха и его влияние на здоровье человека. Презентация исследовательской работы.

Лекция-семинар: География природных лечебных ресурсов.

Лекция-семинар: Нозогеография – география болезней своей местности.

ТЕМА 7:  Рекреационная   география  (5  ч.)

Лекция: Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки. Виды рекреационной деятельности.

Лекция: Территориальные рекреационные системы как объект изучения рекреационной географии. Методы изучения ТРС. Экологические проблемы, возникающие в процессе формирования и функционирования ТРС.

Семинар: Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки.

Практикум: Оценка территории России по степени благоприятности для туризма и отдыха.

Лекция-практикум: Главные рекреационные районы мира и их характеристика. Обоснование выбора маршрута с целью спортивно-оздоровительного путешествия.

Итоговое занятие: суть и задачи новых направлений в социально-экономической географии.

Резерв времени: 1 ч. – зачёт за I полугодие; 1 ч. – зачёт за II полугодие.