Разработка урока "Австралийские рекорды"

Разделы: География


Цели урока:

  • Показать чисто австралийские особенности материка,
  • Расширить знания о материке за рамки учебника,
  • Совершенствовать навыки работы с картами,
  • Научить самостоятельно искать необходимый материал в библиотеке,
  • Научить работать с дополнительной литературой,
  • Расширить словарный запас,
  • Научить зарабатывать оценку,
  • Прививать любовь к предмету.

Оборудование: настенная карта полушарий, настенная карта Австралии, настенная контурная карта Австралии, картины, рисунки учащихся, книги.

Оформление:

  • Список учащихся, фишки,
  • Выставка рисунков учащихся по теме «Австралия»,
  • Выставка дополнительной литературы по Австралии, название выставки  «Книга – распахнутое окно в мир», толковый словарь русского языка, словарь иностранных слов,
  • Определения слов «рекорд», «эндемик»,
  • Оформленный эпиграф:

«Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет…»

М.В.Ломоносов

ХОД УРОКА

– Сегодня мы с вами познакомимся с Австралией еще ближе, постараемся определить, в чем же своеобразие материка и сделать выводы о причинах этого своеобразия. Тема урока «Австралийские рекорды».
Рекорд – это наивысший зарегистрированный показатель чего-либо (толковый словарь)

Рассказ на фоне мелодии «Утренний туман» популярного башкирского композитора Рима Хасанова:

Многие из вас знакомы с песнями популярного композитора Рима Хасанова. Но вы не знаете, что жизнь композитора не всегда складывалась благополучно.
С развалом Советского  Союза и для музыки наступили нелегкие времена. Песни были не востребованы, зарабатывать деньги музыкой стало невозможно. В такое тяжелое время Рим Хасанов, распродав свои музыкальные инструменты уехал в Австралию (он довольно хорошо владел английским языком). Там, пройдя стажировку, стал работать переводчиком. Со временем, узнав, что он – композитор, его пригласили читать лекции по музыке. Сейчас композитор живет снова дома.

– Какой же вывод можно сделать из услышанного? Нельзя теряться в жизненной ситуации, какой бы тяжелой она не была, нужно быть мобильным, нужно уметь работать и любую ситуацию поворачивать на пользу себе.
Ваша цель – своими ответами заработать как можно больше баллов-фишек и получить хорошую оценку в конце урока.

– Для начала разомнемся, проведем письменную работу по настенной контурной карте.
(Объекты обозначены цифрами, учащиеся пишут ответы)

– Теперь будем выполнять задания и выводы записывать в тетради.

Задание 1. По карте полушарий сравнить по величине Австралию с другими материками.
Запись в тетради  (на доске креплю заранее подготовленные записи):
Австралия – самый маленький материк»

Задание 2. По карте «Строение земной коры»  определить возраст фундамента Австралии.
Запись: Австралия – самый древний материк.

Задание 3. По физической карте Австралии определить, каков рельеф материка?
Запись: Австралия - самый  равнинный материк.

Задание 4. По климатической карте Австралии определить, количество выпадающих осадков, господствующие ветры.
Запись: Австралия – самый засушливый материк.

Задание 5. Дать характеристику животного и растительного мира.
Выступления учащихся с небольшими сообщениями по темам:  эвкалипт, ехидна, утконос, кенгуру, коала, сумчатый дьявол, эму, кролики
Записи:
1. В Австралии – наибольшее число эндемичных видов растений и животных.
Эндемики – растения и животные, имеющие узкий ареал (район) распространения (словарь иностранных слов).
2. В Австралии – одичавшие растения и животные – беда (кролики, верблюды, опунции)

Задание 6. Охарактеризовать водные объекты.
Запись: Австралия – самый бессточный материк.

Задание 7. Назвать географический объект, созданный живыми организмами.
Запись: В Австралии – Большой барьерный риф

Задание 8. Назвать оружие аборигенов.
Запись: Австралия – родина бумеранга (хотя этот факт спорный, так как бумеранг находили и у евразиатских народов)

– Давайте подведем итоги: Почему органический мир Австралии своеобразен?

1. Австралия отделилась от Гондваны давно,
2. Австралия изолирована от других материков,
3. В Австралии не было резких изменений климата.

– Ну а теперь посмотрим, кто сколько баллов заработал, и оценим свой труд.