Программа по предшкольной подготовке детей 5–6 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение.

Отмечая бесспорную позитивную роль Концепции содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования, следует, к сожалению, признать, что пока не удается снять остроту проблемы выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении их в 1 класс. Остается нерешенной проблема разноподготовленности детей на пороге школы. Это существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей. Предлагаемая программа предназначена для подготовки детей 5–6 лет к обучению в школе.

Целью программы предшкольной подготовки является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

Данная программа позволяет:

  • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием;
  • устранить разноуровневую подготовку к обучению в школе в связи со снижением численности детей, посещающих дошкольные учреждения;
  • исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению;
  • сохранить здоровье малышей, готовящихся к обучению в школе.

В программе выделены основные принципы работы при подготовке детей к обучению:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
  • доброжелательный климат;
  • недопустимость менторской позиции и порицания;
  • положительная оценка любого достижения ребенка;
  • проведение занятий с учетом специфики старшего дошкольного возраста.

Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. В игре ребенок очень быстро постигает возможности замены реального предмета игрушкой или схематическим изображением. Таким образом, игра на этом этапе становится символической по своему существу.

Символическая игра – употребление ребенком символов, является одной из ступеней в развитии его мышления. Благодаря использованию символов, у ребенка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта.

Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти.

Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка в игре к целенаправленному, сосредоточенному запоминанию.

Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. Возникающая в процессе игры потребность понимать словесные инструкции своих товарищей стимулирует его развитие речи.

В игре ребенок учится использовать обобщенные значения слов, впервые открывает для себя отношения, существующие между людьми, начинает постигать определенные правила, принятые в обществе.

Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста оказывает продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждая из перечисленных выше работ характеризуется направленностью на получение продукта, обладающего определенными заданными качествами. От ребенка требуется умение добиваться нужного результата даже в том случае, если сам процесс его мало привлекает.

Анализ психических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, их деятельности, результаты экспериментальной работы позволили определить содержание систематической подготовки к обучению, которое направлено на выявление индивидуальных возможностей ребенка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы.

В основу отбора содержания легли следующие принципы:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей;
  • практическая направленность;
  • занимательность;
  • наглядность и др.

Программа предшкольной подготовки состоит из следующих разделов:

– Раздел 1 “АБВГДейка” нацелен на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющих функции развития: связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Данный раздел ведет подготовку к обучению чтению и письму.

– Раздел 2 “Математические ступеньки” направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать основные выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.

– Раздел 3 “Зеленая тропинка” основывается на координации и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме.

– Раздел 4 “Волшебные краски” направлен на самоактуализацию детской души в процессе погружения в мир культуры и искусства своего народа, на становление личности ребенка на основе национальной культуры. Данный раздел способствует развитию у детей художественного вкуса, творческого воображения, индивидуальной активности и инициативы, самостоятельности в решении творческих задач.

– Раздел 5 “Очумелые ручки” готовит детей к восприятию различных конструкций предметов, знакомит с природными материалами, видами соединений и способами крепления деталей, с правилами безопасной работы ручными инструментами.

– Раздел 6 “Страна здоровья” направлен на соматическое развитие ребенка и охрану его здоровья. Главными принципами курса “Страна здоровья” являются: адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальному состоянию ребенка, свободы выбора формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребенка.

– Раздел 7 “Веселые нотки” направлен на формирование музыкальной культуры, которая является важной частью общей духовной культуры человека.

На базе школы занятия проводятся:

– в течение всего учебного года;

– ежедневно (пять раз в неделю)

Занятия имеют следующую временную структуру: 30 минут занятие с 2 физминутками. Динамическая пауза после каждого занятия 15 минут. После второго занятия питание детей и прогулка на свежем воздухе.

Работа по программе предшкольной подготовки требует постоянного психологического сопровождения. Важнейшей частью такого сопровождения является изучения динамики психического развития ребенка в условиях целенаправленной организации его деятельности.

Именно в старшем дошкольном возрасте закладывается основа формирующейся личности. Поэтому необходимо стремиться организовать работу с детьми по следующим направлениям:

– побуждение ума ребенка к активной, творческой деятельности благодаря большому количеству внешних впечатлений, активизирующих работу мозга;

– учет характерных особенностей развития ребенка для создания необходимых условий при формировании нужных психических черт и качеств личности;

– создание необходимого уровня организации познавательной деятельности, что является важным фактором развития познавательных процессов личности ребенка;

– создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей его творческий потенциал;

– вовлечение ребенка в такие формы деятельности, которые соответствуют его возрасту, являются привлекательными для него, способствуют развитию произвольности как одной из важнейших предпосылок учебной (функциональной) готовности.

Психологическое обследование проводится дважды: “входная” диагностика и диагностика “на выходе”. Динамика развития ребенка определяется сравнением диагностических данных начального и итогового обследования психического развития ребенка.

Содержание программы.

Раздел 1“АБВГДейка”.

Раздел “АБВГДейка” решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.

Программа раздела направлена на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.

Содержание курса позволяет организовать работу по трем направлениям: развитие связной речи, подготовка к обучению чтению, подготовка к обучению письму.

Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребенка, осуществляется переход от ситуационной к контекстной форме речи. На данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребенка; формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления; начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведется подготовка к чтению и письменной речи.

При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.

Подготовка к обучению чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи.

Если при подготовке к обучению чтению и при работе над совершенствованием связной устной речи в основе лежат слуховые отношения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.

Подготовка к обучению к письму – процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.

При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движение глаз и руки совершается в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Таким образом, раздел “АБВГДейка” решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствованию связной речи .

Развитие связной устной речи включает в себя обучение правильному литературному произношению, развитие творческого воображения и образного мышления.

Укрепление и развитие артикуляции предполагает обучение детей четкому произношению слов и фраз; формированию умений менять силу, высоту голоса (мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучение правильному использованию интонационных средств. Важно развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений.

Разучивание загадок, скороговорок, пересказ сказок с опорой на иллюстрации, понимание смысловых значений слов способствует развитию интереса к самостоятельному словесному творчеству.

Курс “АБВГДейка” предполагает формирование у детей умений правильно употреблять слова по смыслу, подходящие к данной ситуации, правильного понимания переносного значения слов, умения замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.

Подготовка к обучению чтению: выделение из речи слов, звуков; знакомство с правильным произношением звуков; выделение звуков из слов типа: “ау”, “уа”, “ум”, “дом”, “сыр”, “кот”, “кит”, и т.п. по порядку; выделение звуков в начале, в конце и в середине слова.

Подготовка к обучению письму: подготовка пишущей руки к письму с помощью обведенных по контуру узоров и рисунков, предметов различной конфигурации, составление узоров по аналогии и самостоятельно; знакомство с правилами письма – с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; работа в ограниченном пространстве (в рабочей строке); знакомство с контуром предмета и его особенностями; развитие образного и творческого мышления; моделирование и конструирование предметов из элементов различной конфигурации.

К завершению подготовки к обучению дети должны:

– правильно произносить все звуки;

– выделять из слов звуки;

– отчетливо и ясно произносить слова;

– выделять слова и предложения из речи;

– раскрывать смысл несложных слов;

– давать описание знакомого предмета;

– пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

– составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

– работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо.

  1. Произношение звуков.
  2. Произношение звуков. К.Чуковский “Муха-цокотуха”.
  3. Произношение звуков. К.Чуковский “Телефон”.
  4. Использование в речи синонимов. К. Чуковский “Краденое солнце”.
  5. Использование в речи синонимов.К. Чуковский “Телефон”.
  6. Использование в речи синонимов. Р.Н.С. “Пузырь, соломинка и лапоть”.
  7. Использование в речи синонимов. Р. Н. С. “Заяц – хваста”.
  8. Название профессий.Р.Н.С “По щучьему велению”.
  9. Звуковая культура речи. Р.Н.С. “Репка”.
  10. Составление рассказа по картине. “Осенний день” .Стихи об осени.
  11. Речь устная и письменная. В.Орлов “Раз – грибок, два грибок”.
  12. Предложение. Р.Н.С. “ Три медведя”.
  13. Предложение. Составление рассказа по серии картинок “Наша Таня”.
  14. Предложение состоит из слов. У.Н.С. “Рукавичка”.
  15. Предложение состоит из слов. Мои игрушки.
  16. Предложение состоит из слов. Р.Н.С. “ Вершки и корешки”.
  17. Предложение и слово. Стихи об осени.
  18. Предложение и слово. А.Барто “Игрушки”.
  19. Предложение и слово. А.Барто. Стихи об осени.
  20. Звуки в речи. Р.Н.С. “Зимовье зверей”.
  21. Звуки в речи. К.Чуковский “Курица-красавица”.
  22. Знакомство с алфавитом. В.А.Жуковский. Стихи.
  23. Гласные и согласные звуки. Е.Чарушин “Томкины сны”.
  24. Буква А. А.Барто “Зайка”.
  25. Буква У. Загадки.
  26. Буква О. О.Высоцкая. Стихи.
  27. Буква И. Р.Н.С. “Маша и медведь”.
  28. Буква Ы. С.Маршак “Сказка о глупом мышонке”.
  29. Буква Э. Юдин “Экскаваторщики”.
  30. Буква Н. К.Чуковский “Мойдодыр”.
  31. Понятие слог. К.Чуковский “Чудо дерево”.
  32. Буква М. К.Чуковский “Бармалей”.
  33. Буква Л. Как появилась лампа.
  34. Буква Р. К.Чуковский “Федорино горе”.
  35. Закрепление пройденного. Р.Н.С. “Пряничный домик”.
  36. Закрепление пройденного К.Чуковский “Тараканище”.
  37. Закрепление пройденного. К.Чуковский “Путаница”.
  38. Понятие о предложении. Р.Н.С. “Лисичка со скалочкой”.
  39. Буква Й. Р.Н.С. “Лиса и журавль”.
  40. Слог. Р.Н.С. “Курочка ряба”.
  41. Фамилии, имена, отчества. С.Маршак “Курочка ряба и десять утят”.
  42. Буква Б. Р.Н.С. “Лисичка сестричка и волк”.
  43. Буква В. Г.Остер “Попался который кусался”.
  44. Буква Г. В.Сутеев “Про бегемота, который боялся прививок”.
  45. Буква Д. Р.Н.С. “Лиса и дрозд”.
  46. Буква Ж. Р.Н.С. “Коза– дереза”.
  47. Буква З. Р.Н.С. “Лиса и тетерев”.
  48. А.Барто “Машенька”.
  49. Буква Т. Р.Н.С. “Колобок”.
  50. Р.Н.С. “Козлятки и волк”.
  51. А.Усачев “Грибок – теремок”.
  52. Буква К. Как варить компот.
  53. Р.Н.С. “Петушок и бобовое зернышко”.
  54. Р.Н.С. “Снегурушка и лиса”.
  55. Буква С. Р.Н.С. “Лиса, заяц и петух”.
  56. Р.Н.С. “Петух и собака”.
  57. Буква Ш. Р.Н.С. “Как петушок лису перехитрил”.
  58. Р.Н.С. “Волк и семеро козлят”.
  59. К.Чуковский “Айболит”.
  60. Р.Н.С. “Кот, петух и лиса”.
  61. Р.Н.С. “Бычок – черный бочок, белые копытца”.
  62. Р.Н.С. “Смоляной бычок”.
  63. Р.Н.С. “Мороз Иванович”.
  64. Р.Н.С. “Жихарка”.
  65. Р.Н.С. “Лиса и кувшин”.
  66. В.Сутеев “Три котенка”.
  67. Буква П. В.Степанов “Слон и мишка”.
  68. Е.Карганова “Васечка”.
  69. Буква Ф. Профессии.
  70. Профессии.
  71. Буква Е. С.Михалков “А что у вас?”.
  72. С.Михалков “Песенка друзей”.
  73. Буква Ю. С.Михалков “Андрюшка”.
  74. С.Михалков “Мой щенок”.
  75. Буква Я. С.Михалков “Котята”.
  76. С.Михалков “Трезор”.
  77. Буква Ь. С.Михалков “Рисунок”.
  78. С.Михалков “Бараны”.
  79. Буква Ч. С.Михалков “Как у нашей Любы”.
  80. С.Михалков “Про девочку которая плохо кушала”.
  81. Буква Щ. С.Михалков “Фома”.
  82. С.Михалков “Прививка”.
  83. Буква Х. С.Михалков “Про мимозу”.
  84. С.Михалков “Овощи”.
  85. Буква Ц. Некрасов “ Дед Мазай и зайцы”.
  86. С. Михалков “Анна – ванна бригадир”.
  87. Буква Ъ. Р.Н.С. “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.
  88. С.Михалков “Где очки?”.
  89. Р.Н.С. “Как коза избушку построила”.
  90. С.Михалков “Преграда”.
  91. Р.Н.С. “Заяц -хваста”.
  92. Р.Н.С. “ Привередница”.
  93. Р.Н.С. “Гуси – лебеди”.
  94. Р.Н.С. “Царевна лягушка”.
  95. Беседа о весне.
  96. А.Барто “Считалки”.
  97. А.Барто Стихи о лете.
  98. Составление рассказов.
  99. Чтение сказки “Аленький цветочек”.
  100. Р.Н.С. “Теремок”.
  101. Р.Н.С. “Заюшкина избушка”.
  102. Беседа на тему: “О дружбе и друзьях”.
  103. А.С.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”.
  104. В.Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо”.
  105. Р.Н.С. “Петушок и Жирновцы”.
  106. Р.Н.С. “Пых”.
  107. Р.Н.С. “Медведь и собака”.
  108. Р.Н.С. “ Петушок – золотой гребешок”.
  109. Р.Н.С. “Снегурочка”.
  110. Р.Н.С. “Козел да баран”.
  111. Р.Н.С. “Мальчик – с – пальчик”.
  112. А.Барто Стихи.

 

  1. Раскрашивание овощей.
  2. Раскрашивание фруктов..
  3. Раскрашивание домашних животных.
  4. Раскрашивание диких животных.
  5. Раскрашивание птиц.
  6. Раскрашивание одежды.
  7. Раскрашивание головных уборов.
  8. Раскрашивание мебели.
  9. Раскрашивание обуви.
  10. Раскрашивание игрушек
  11. Раскрашивание рыб.
  12. Раскрашивание машин.
  13. Раскрашивание цветов.
  14. Раскрашивание ягод.
  15. Обводим белочку.
  16. Обводим петушка.
  17. Обводим девочку.
  18. Обводим мальчика.
  19. Обводим домик.
  20. Обводим кораблик.
  21. Обводим пирамидку.
  22. Обводим машину.
  23. Обводим собачку.
  24. Обводим черепаху.
  25. Обводим цветок.
  26. Обводим кружки.
  27. Обводим рыбок.
  28. Обводим грушу.
  29. Обводим неваляшку.
  30. Обводим клоуна.
  31. Обводим котика.
  32. Обводим зайчика.
  33. Обводим уточку.
  34. Обводим паровозик.
  35. Обводим чайник.
  36. Обводим птичку.
  37. Обводим бабочку.
  38. Обводим ежика.
  39. Обводим ракету.
  40. Обводим медведя.
  41. Обводим самолет.
  42. Обводим рукавичку
  43. Обводим трактор.
  44. Обводим чебурашку.
  45. Штриховка корзины.
  46. Штриховка зонтика.
  47. Штриховка яблони.
  48. Штриховка банана.
  49. Штриховка винограда.
  50. Штриховка гуся.
  51. Штриховка машины.
  52. Штриховка дерева.
  53. Штриховка колокольчика
  54. Штриховка елочки.
  55. Щтриховка снеговика.
  56. Штриховка ананаса.
  57. Штриховка жирафа.
  58. Штриховка матрешки.
  59. Штриховка лягушки.
  60. Штриховка слона.
  61. Штриховка цыпленка.
  62. Штриховка лимона.
  63. Штриховка мышки.
  64. Штриховка обезьяны.
  65. Штриховка лошадки.
  66. Штриховка носорога.
  67. Штриховка парусника.
  68. Штриховка телефона.
  69. Штриховка куклы.
  70. Штриховка лисы.
  71. Штриховка волка.
  72. Штриховка лука.
  73. Штриховка платья.
  74. Штриховка львенка.
  75. Контурное письмо буквы А.
  76. Контурное письмо буквы Б.
  77. Контурное письмо буквы В.
  78. Контурное письмо буквы Г.
  79. Контурное письмо буквы Д.
  80. Контурное письмобуквы Е.
  81. Контурное письмо буквы Ж.
  82. Контурное письмо буквы З.
  83. Контурное письмо буквы И.
  84. Контурное письмо буквы К.
  85. Контурное письмо буквы Л.
  86. Контурное письмо буквы М.
  87. Контурное письмо буквы Н.
  88. Контурное письмо буквы О.
  89. Контурное письмо буквы П.
  90. Контурное письмо буквы Р.
  91. Контурное письмо буквы С.
  92. Контурное письмо буквы Т.
  93. Контурное письмо буквы У.
  94. Контурное письмо буквы Ф.
  95. Контурное письмо буквы Х.
  96. Контурное письмо буквы Ц.
  97. Контурное письмо буквы Ч.
  98. Контурное письмо букв Ш,Щ.
  99. Контурное письмо букв Ы,Ъ,Ь.
  100. Контурное письмо буквы Э.
  101. Контурное письмо буквы Ю.
  102. Контурное письмо буквы Я.
  103. Алфавит.

Раздел 2 “Математические ступеньки”.

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на общее развитие ребенка, включающее в себя его сенсорную и интеллектуальную готовность, с использованием возможностей и особенностей математики.

Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям с тем, чтобы подвести их к понятию числа. Это остается одной из важнейших задач.

Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и внимания.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии:

арифметическая (числа от 0 до 10), цифра и число

геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.)

содержательно – логическая, построенная, в основном, на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

В курсе реализуется основная методическая идея, которая осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы: метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. А также работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

Дети обучаются сравнению предметов (фигур), групп предметов по форме, (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.), по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центе, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.

Математическое содержание курса:

Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни останавливались.

Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг.

Содержательно – логические задания на развитие:

– внимания – простейшие лабиринты, игры “Веселый счет”, “Сравни рисунки”, найди общие элементы и др.;

– воображения – деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезок по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;

– памяти – зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;

– мышления – выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.

К концу подготовительной ступени дети должны:

– знать названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначить результат числом;

– знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

– проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различать, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).

  1. Какого цвета предмет?
  2. Большой. Маленький.
  3. Сравнение предметов.
  4. Левый. Правый.
  5. Длиннее. Короче.
  6. Верхний. Нижний.
  7. Толстый. Тонкий.
  8. Впереди. Сзади.
  9. Рядом. Между.
  10. Внутри.
  11. Все. Некоторые.
  12. Ориентировка в пространстве. (На, над, под)
  13. Расположение предметов на столе.
  14. Следующий.
  15. Больше. Меньше.
  16. Столько же.
  17. Временные представления “раньше” “позже”.
  18. Понятия “один” “каждый” “все” “не все” “кроме” “остальные”.
  19. Треугольник. Квадрат. Круг.
  20. Следующий.
  21. Столько же.
  22. Сравнение групп предметов.
  23. Пара.
  24. Большой. Маленький.
  25. Глубже. Мельче.
  26. Вперед. Назад.
  27. Дальше. Ближе.
  28. Каждый.
  29. Тяжелее. Легче.
  30. Прямая. Кривая.
  31. Больше. Меньше.
  32. Столько же.
  33. Первый. Последний.
  34. Дальше. Ближе.
  35. До. После.
  36. Сначала. Потом.
  37. Сравнение.
  38. Сколько?
  39. Поровну.
  40. Столько. Сколько
  41. Быстрее. Медленнее.
  42. Давайте познакомимся. (Соотношение числа с цифрой)
  43. Число и цифра.
  44. Составление фигур из треугольников.
  45. Составление фигур из квадратов.
  46. Составление фигур из кругов.
  47. Нахождение геометрической формы в предметах.
  48. Составление геометрических фигур из счетных палочек.
  49. Первый, второй, третий...
  50. Треугольник.
  51. Круг.
  52. Квадрат.
  53. Прямоугольник.
  54. Число и цифра 0.
  55. Число и цифра 1.
  56. Число и цифра 2.
  57. Число и цифра 3.
  58. Число и цифра 4.
  59. Число и цифра 5.
  60. Число и цифра 6.
  61. Число и цифра 7.
  62. Число и цифра 8.
  63. Число и цифра 9.
  64. Число и цифра 10.
  65. Закрепление.
  66. Числа и цифры от 1 до 5 .
  67. Счет предметов от 1 до 5 .
  68. Соотношение числа и цифры.
  69. Числа и цифры от 5 до 10
  70. Счет предметов от 5 до 10
  71. Соотношение числа и цифры.
  72. Решение простых задач.
  73. Состав числа 2.
  74. Состав числа 3.
  75. Состав числа 4.
  76. Состав числа 5.
  77. Состав числа 6.
  78. Состав числа 7.
  79. Состав числа 8.
  80. Состав числа 9.
  81. Состав числа 10.
  82. Решение простых задач.
  83. Время суток.
  84. Дни недели.
  85. Время года.
  86. Название месяцев.
  87. Задачи на сложение.
  88. Задачи на вычитание.
  89. Знаки “больше”, “меньше”, “равно”.
  90. Сравнение предметов и чисел.
  91. Сравнение предметов и чисел.
  92. Решение примеров на сложение.
  93. Решение примеров на вычитание.
  94. Объем. Вода в банке.
  95. Сравнение предметов по форме , по массе.
  96. Сантиметр. Знакомство с линейкой.
  97. Прямая. Отрезок.
  98. Измерение длины отрезков линейкой.
  99. Составление задач.
  100. Закрепление.
  101. Итоговое занятие.

Раздел 3 “Зеленая тропинка”.

Раздел “Зеленая тропинка” нацелен на развитие детей, на формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и “научной” коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методам познания, следуя которым, нужно как можно больше “увидеть своими глазами”, “сделать своими руками”. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания, включая доступные элементарные сведения из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса начальной школы.

В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т.д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимых для успешного освоения программы начальной школы.

Для организации наблюдений в природе последовательность рассмотрения отдельных вопросов курса в процессе преподавания может быть изменена по сравнению с порядком их изложения в программе.

Наши друзья – животные. Домашние животные. Животные нашей местности. Бабочки и жуки, их распознавание на рисунках и в природе, раскрашивание изображений.

Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношения с другими птицами и т.д.). Разнообразие птиц, сравнение их по размеру и окраске.

Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе.

Лягушка, улитки, черви – тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним.

Зеленые чудо – растения. Растения нашей местности, распознавание их в природе. Декоративные растения: раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян.

Круглый год. Наблюдения сезонных изменений в природе. Времена года.

К концу подготовительной ступени дети должны:

– распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животные;

– перечислять в правильной последовательности времена года.

  1. Знакомство детьми. Кто ты?
  2. Моя семья.
  3. Семейные праздники.
  4. Поликлиника.
  5. Магазин.
  6. Библиотека.
  7. Почта.
  8. Транспорт.
  9. ПДД Дорожные знаки.
  10. Осень наступила (экскурсия в природу).
  11. Одежда.
  12. Профессии людей.
  13. Путешествие пшеничного зернышка.
  14. Домашние животные.
  15. Дикие животные.
  16. Времена года.
  17. Зима наступила (экскурсия в природу).
  18. Овощи.
  19. Фрукты.
  20. Растения (деревья, травы, кустарники)
  21. Грибы.
  22. Ягоды.
  23. Птицы.
  24. Рыбы.
  25. Насекомые.
  26. Режим дня.
  27. Весна наступила.
  28. Посуда.
  29. Мебель
  30. П.Д.Д. Мы переходим дорогу.

Раздел 4 “Волшебные краски”.

Каждый цикл является одновременно законченным, целостным и вместе с тем связанным с предшествующим и последующими циклами. Завершенность состоит в том, что динамика занятий идет от прямого обучения детей к выбору ими для изображения тех или иных вариантов, предлагаемых учителем, к внесению ребенком дополнений, обогащающих содержание рисунка, лепки, аппликации, и, наконец, к работе творческого характера. Регулярный анализ работы учителем по руководству изобразительной деятельностью детей, а также детских рисунков, аппликации и лепки в ходе экспериментальной работы показал необходимость некоторых изменений и дополнений. Увеличено число занятий, построенных в игровой форме. В каждом цикле изобразительных занятий предусмотрена совместная деятельность детей, что положительно сказывается на развитии общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения хорошего результата.

Работая с детьми по предложенным циклам занятий, следует помнить, что развитие способностей ребенка происходит в деятельности, и не в подражательной, а в той, где он самостоятельно решает поставленные задачи. Поэтому очень важно не игнорировать методические приемы, направленные на развитие способностей, самостоятельности, инициативы и мышления детей.

1.Что созрело в огороде?
2.Что созрело в саду?
3.Тематическое занятие.
“Гроздь винограда”.
4.Знакомство с искусством.
Натюрморт.
5.Осеннее дерево.
6.Осенний лес.
7.Знакомство с искусством.
И.Левитан “Золотая осень”.
8.Осенние листья.
9.Пасмурный осенний день.
10.Знакомство с искусством.
Дымковская игрушка.
11.Дымковский конь.
12.Элементы дымковской росписи (кольца, круги, точки, штрихи).
13.Козлики и бараны.
14.Дымковская кукла.
Украшаем юбку.
15.Фартук для куклы.
16.Роспись дымковской куклы.
17.Знакомство с искусством.
Роспись и рельеф на керамической посуде.
18.Снегурочка возле елки.
19.Знакомство с искусством.Портрет.
20.Моя мама.
21.И весело и грустно.
22.Веселые клоуны.
23.Забавные рожицы.
24.Автомобили.
25.Весенний лужок.
26.Знакомство с искусством.
Городецкая роспись.
27.Узор в полосе (бутоны и листья).
28.Кружка украшенная цветочной гирляндой.
29.Роспись кухонной доски.
30.Украшаем кухонную мебель.

Раздел 5 “Очумелые ручки”.

Основная цель курса “Очумелые ручки” состоит в том, чтобы заложить основы для понимания различных конструкций предметов, научить детей определять последовательность операций при изготовлении того или иного изделия.

Важнейшими задачами курса являются:

– подготовка детей к самостоятельному выполнению действий в определенном порядке;

– обучение умениям целенаправленно рассматривать предметы, рисунки, сравнивать их между собой, выделять общее и различное, делить предметы на части, находить основные детали, от которых зависит расположение других частей, делить части на составляющие детали, анализировать условия практической задачи для получения конечного результата;

– ознакомление детей с различными материалами, видами соединений и способами крепления деталей, частей; правилами безопасной работы с ручными инструментами;

– воспитание трудолюбия, аккуратности, стремления начатое дело довести до завершения, умения проявлять фантазию, творческое отношение к работе;

– воспитание умения работать в паре, коллективе, испытывать радость совместного труда, бережного отношения к своему труду, к природе, окружающим предметам как результату труда других людей;

– приятие навыков культуры труда.

Знакомство с различными материалами и их основными свойствами: пластилин, бумага, фольга; с готовыми природными формами: шишки, сухие веточки, солома, плоды, семена деревьев и кустарников, травянистых растений, глина и др.

Выявление возможности использования конструктивных особенностей материалов. Влияние формы, цвета, размера на выразительность конструкции.

Конструирование по образцу, рисунки по заданиям, по условиям, замыслу с учетом пространственного расположения частей и деталей предмета (внизу, вверху, слева, справа, между), сравнение по числу деталей (больше, меньше столько же), по их форме.

Использование различных видов деятельности:

– разметка: на глаз, сгибанием;

– обработка: выполнение приемов лепки – разминание, раскатывание и др. (глина, пластилин); резание (бумага); разравнивание, сменание, накручивание (фольга);

– сборка: склеивание, наклеивание, нанизывание (бумага, фольга); завязывание на двух узелках, бантом (нитки, шнурок); витье (из ниток); плетение (полоски бумаги и др.);

– отделка: раскрашивание (глина, бумага); аппликация (бумага, природный материал, бечевка); украшение рисунком (глина, бумага).

Технологические операции выполняются ручными инструментами (гладилка, карандаши, линейка, ножницы, кисточка для клея, игла) и приспособлениями (наперсток, тряпочка, подкладной лист, подставка для кисточки).

Особое внимание следует уделить развитию у детей самоконтроля – умению сравнить свое изделие с предложенным образцом (рисунком), развитию внимания, наблюдательности, памяти, воображения, фантазии, творческого отношения к труду.

К концу подготовительной ступени дети должны:

– определять число деталей в простейшей конструкции предмета и их взаимное расположение;

– конструировать по образцу, по замыслу из готовых деталей;

– владеть приемами лепки;

– соблюдать правила культуры труда.

  1. Сбор природного материала.
  2. Поделки из природного материала.
  3. Поделки из природного материала.
  4. Знакомство с бумагой и картоном.
  5. Знакомство с ножницами.
  6. Правила на занятиях (их демонстрация).
  7. Резание бумаги на полоски.
  8. Вырезание квадратов из картона.
  9. Вырезание кругов из картона.
  10. Вырезание треугольников из картона.
  11. Обводим шаблон и вырезаем.
  12. Знакомство с пластилином. Лепка овощей.
  13. Пластилин. Лепка фруктов.
  14. Пластилин. Лепка посуды.
  15. Пластилин. Лепка животных.
  16. Аппликация “Открытки”.
  17. Аппликация “Дорога”.
  18. Аппликация “Зоопарк”.
  19. Аппликация “Салют”.
  20. Аппликация “Платье в горошек”.
  21. Мятые картинки.
  22. Волшебная бутылка.
  23. Разноцветные камешки.
  24. Толстые животики.
  25. Аппликация “Мячики”.
  26. Аппликация “Кубики”.
  27. Аппликация “Листопад”.
  28. Конфеты-горошки.
  29. Аппликация “Утята”.
  30. Аппликация “Кораблик” 31.Пластилин. Лепка грибов,
  31. Аппликация “Воздушные шарики”.
  32. Аппликация “Букет”.
  33. Аппликация “Машинки”.
  34. Рваная бумага. Облака на небе.
  35. Крошки для птичек.
  36. Работа с пластилином.
  37. Работа с пластилином.
  38. Билетики.
  39. Разноцветные салфетки.
  40. Лоскутное одеяло.
  41. Полосатый коврик.
  42. Носовые платочки.
  43. Аппликация из геометрических фигур.
  44. Аппликация из геометрических фигур.
  45. Пластилин. Красивая баночка.(Облепить пластилином)
  46. Красивая баночка.
  47. Украшаем баночку (рис, горох, гречка).
  48. Украшаем баночку
  49. (рис, горох, гречка).
  50. Аппликация “Рыбки”.
  51. Аппликация “Рыбки в аквариуме”.
  52. Аппликация “Цыпленок”.
  53. Аппликация “Цыплята на лугу”.
  54. Аппликация “Неваляшка”.
  55. Пластилин. Неваляшка.
  56. Аппликация из кругов.
  57. Аппликация из квадратов.
  58. Украшение платья цветами.
  59. “Весенняя полянка”.
  60. Составление узора по замыслу.

Раздел 6 “Страна здоровья”.

В старшем дошкольном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений. При этом надо иметь в виду, что ритмический, силовой и пространственный образ движений дети воспринимают, прежде всего, в ощущениях и обобщенных впечатлениях и в меньшей степени путем осознания, продуманного освоения технических действий. Поэтому обучение целостному упражнению будет в этом возрасте иметь больший успех, чем разучивание его по деталям. Дети этого возраста почти самостоятельно, только понаблюдая за тем, как это делается, могут научиться обращаться с мячом, проявлять спортивно – игровую смекалку.

Важнейшей концептуальной особенностью предлагаемой программы является установка на комплексное формирование основ физической культуры ребенка, которая рассматривается в неразрывной связи со всеми остальными составляющими культуры. Соответственно и физическое воспитание детей нельзя рассматривать в отрыве от всего комплекса задач культурного развития личности ребенка, безусловного единства интеллектуального, эстетического, нравственного, трудового и физического воспитании. Физическая подготовка обеспечивает реализацию основной цели концепции – организацию широкого спектра педагогических воздействий с целью формирование моторного опыта путем освоения многообразных двигательных координаций и развития физических качеств.

Главные принципы этой стратегии следующие: адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальному состоянию ребенка, гармонизация и оптимизация физической тренировки, свобода выбора формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребенка.

Правила поведения учащихся на занятиях: в спортивном зале, на спортивной площадке, стадионе, в парке, сквере, на тропе здоровья.

Общеразвивающие упражнения.

Положение рук, ног, туловища и движения ими. Основная стойка. Стойка ноги врозь. Стойка скрестно – правая нога перед левой. Положение рук: руки на пояс, руки к плечам, руки перед грудью, руки за голову, руки вперед, руки вверх, руки в стороны, руки назад. Наклон вперед, наклон назад.

Комплекс общеразвивающих упражнений. Упражнения с гимнастической палкой, малыми мячами, скакалкой. Дыхательные упражнения. Комплексы утренней гимнастики. Упражнения для формирования правильной осанки.

Гимнастика. Лазанье и перелезание. Игровые упражнения: “С мячом под ногой”, “Переползи – не урони”, “Котята и щенки”.

– лазанье по гимнастической стенке;

– переползание под шнур, веревку, планку (высота 40–50);

– равновесие, игровые упражнения;

– упражнения в равновесии (стойка на носках, на одной ноге и т.д.);

– акробатика (группировка, перекаты в группировке).

Легкая атлетика.

Ходьба. Специальные упражнения. Подготовительные: приседания, маховые движения ногами; вращательные движения руками, плечами; подъем на носках, всевозможные подскоки (сочетаются с работой руками вперед и назад). Подводящие: имитация постановки стоп; принятие положения правильной осанки; ходьба по разделениям приставными и обыкновенными шагами; ходьба на носках, пятках, на всей ступне; ходьба с активной работой рук.

Техника ходьбы. Ходьба обычным шагом. Ходьба с целью изучения основных фаз; ходьба для совершенствования в технике в целом; работа рук и ног при ходьбе, положение головы и туловища. Ускоренная ходьба. Для совершенствования в технике: ходьба в гору, под гору и по местности; ходьба, чередуемая с бегом; ходьба на значительные расстояния (в походе).

Бег. Специальные упражнения. Подготовительные: прыжки с ноги на ногу на прямых ногах, отталкиваясь стопой. Игры: “Быстро возьми, быстро положи”, “Перемени предмет”, и т.д.

Прыжки в высоту. Специальные упражнения. Подготовительные: упражнения, улучшающие гибкость в маховых движениях; упражнения, развивающие силу мышц, разгибателей стопы. Подводящие: разновидности прыжков на одной и обеих ногах; отталкивания с 1-3 шагов разбега, доставая предметов рукой, головой, ногой; прыжки через наклонно установленную планку. Прыжки в высоту с места. Прыжки в высоту с разбега толчком одной ногой.

К концу подготовительной ступени дети должны:

– владеть техникой построения, ходьбы, бега, прыжков в длину;

– выполнять 3–5 подвижных игр, в том числе со скакалкой, мячом;

– выполнять упражнения для равновесия, правильной осанки;

– соблюдать основные правила гигиены;

– знать и выполнять комплекс утренней гимнастики.

1. Ознакомление с занятиями.
2. Игровое упражнение “С мячом под дугой”
3. И.У. “С мячом под дугой”
4. И.У. “Переползи – не урони.
5. И.У. “Переползи – не урони”
6. И.У. “Кто быстрее к флажкам”.
7. И.У. “Раки”.
8. И.У. “Крокодил”.
9. И.У. “Котята и щенки”.
10. И.У. “Перелет птиц”.
11. И.У. “Забери мяч”.
12. И.У. “Собери кегли”.
13. И.У. “Ловля обезьян”.
14. И.У. “Пожарные на учении”.
15. И.У. “Белки в лесу”.
16. И.У. “Лисы и куры”.
17. И.У. “Пастух и стадо”.
18. И.У. “Разойдись не упади”.
19. И.У. “Канатоходец”.
20. И.У. “Кто дольше не уронит”.
21. И.У. “Шагай через кочки”.
22. И.У. “Прыгай через холодный ручей”.
23. И.У “Найди мяч”.
24. И.У. “Донеси мешочек”.
25. И.У. “Ловкий шофер”.
26. И.У. “Волк и гуси”.
27. И.У. “Мишка косолапый”.
28. И.У. “Переправа”.
29. И.У. “Паук и мухи”.
30. И.У. “Поймай мяч”.
31. И.У. “Коршун и лебеди”.
32. И.У. “Не оставайся на земле”.
33. И.У. “Быстрые ноги”.
34. И.У. “Змейка”.
35. И.У. “Поймай мяч”.
36. И.У. “Прыгай по кочкам”.
37. И.У. “У медведя во бору”.
38. И.У. “Самый ловкий”.
39. И.У. “Мои ноги хороши”.
40. И.У. “Цапля”.
41. И.У. “Ловишки”.
42. И.У. “Быстро по местам”.
43. И.У. “Волк и козлята”.
44. И.У. “Жмурки”.
45. И.У. “Удочка”.
46. И.У “Мяч соседу”.
47. И.У. “Лягушка и цапля”.
48. И.У. “Волк во рву”.
49. И.У. “Не попадись”.
50. И.У. “Воробьи и кошки”.
51. И.У. “Самый ловкий”.
52. И.У, “Не урони обруч”.
53. И.У. “Веселая скакалка”.
54. И.У. “Прыжки по кочкам”.
55. И.У. “Кот и мыши”.
56. И.У. “Болото”.
57. И.У. “Быстро по местам”.
58. И.У. “Веревочка”.
59. И.У. “Качели”.
60. Итоговое занятие. Игры с мячом.

Раздел 7 “Веселые нотки”.

Психологические особенности детей 5–6 лет таковы, что одновременно с интеллектуальным постижением окружающего их мира они требуют так называемого “эмоционального насыщения”. Подобный эмоциональный комфорт детям могут обеспечить занятия “Веселые нотки” – пение, слушание музыки и творческая импровизация. Педагогические исследования подтверждают, что дошкольники и младшие школьники чаще всего своими любимыми занятиями называют различные виды музыкальной деятельности. Проведение занятий, направленных на постижение детьми содержания крупных произведений, выраженного средствами музыкального искусства, – также неотъемлемая часть общевоспитательной работы с детьми. Обычно подобные занятия, в ходе которых дети знакомятся с сюжетами известных балетов и опер (как правило – сказочного содержания) нацелены на приобретение опыта слухового музыкального восприятия, умения высказываться самостоятельно об услышанных музыкальных отрывках. Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают музыкальный опыт и начало творчества, способствуют приобретению первичных умений вокального исполнительства. Выполняемые детьми задания, усложняясь по мере надобности, становятся для них источником эстетического удовольствия.

Представленные упражнения по тренингу вокально-исполнительских навыков, ритмики, знаний музыкальной литературы и др. начинаются с простейших, требующих элементарных умений. А потом они постепенно усложняются, одновременно становятся все более интересными.

1. Наши ручки.
2. Ручки вперед и назад.
3. Ручки и головка.
4. По коленочкам.
5. С подружкой.
6. Петушки, курочки и цыплята.
7. Антошка.
8. Скворечник.
9. Барашеньки.
10. Мишка с куклою.
11. Палочки веселые.
12. Цынцы-брынцы-бубенцы.
13. Наши ножки.
14. Капуста.
15. Часики.
16. На лодочке.
17. Скок-поскок.
18. Кошкин дом.
19. Орешки.
20. Платочек.
21. Олени.
22. На лугу.
23. Игры с мишкой.
24. Дудочка.
25. Веселый скрипач.
26. Путешествие.
27. Василек.
28. Станем прямо.
29. Куклу учим танцевать.
30. Дождик.

Литература:

  1. Васильева М.А. Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Москва Мозаика – Синтез 2006г.
  2. Горькова Л.М. Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. Москва “Вако” 2005г.
  3. Гаврина С.Е. Окружающий мир “Природа” Тетрадь с заданиями для развития детей. г.Киров.
  4. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. Москва “Вако” 2006г.
  5. Дыбина О.В. Рукотворный мир. Сценарий игр-занятий для дошкольников. Москва Творческий Центр. “Сфера” 2001г.
  6. Колесникова Е.В. “Развитие математического мышления у детей 5–7 лет. (Комплекс листов для выполнения заданий.) Москва “Акалис” 1996г.
  7. Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5–7 лет. Москва “Акалис” 1996г.
  8. Колесникова Е.В. Я считаю до десяти. Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. Москва 2005г. Творческий Центр “Сфера”
  9. Лысова В.Я. Спортивные праздники и развлечения. Москва “Аркти” 2001г.
  10. Маханева О.В. Театрализованные занятия в детском саду. Москва. Творческий Центр “Сфера” 2001г.
  11. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Волгоград “Учитель” 2002г.
  12. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Издательство “Просвещение” 2002г.
  13. Фалькович Т.А. Барылкина Л.П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников. Москва “Вако” 2006г.
  14. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Гуманитарный издательский центр “ Владос” 2003г.
  15. Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста. Издательство “Мозаика-Синтез” 2006г.
  16. Серия. Рабочие тетради дошкольников. Знакомство с окружающим миром. Предметы (Тетрадь для рисования) г.Киров ООО ВК “Дакота” КОГУП Кировская область типография 2006г.
  17. Тетрадь с заданиями для развития детей. Дошкольные прописи в линию. г.Киров.