Конспект занятия элективного курса "Введение в старославянский язык" по теме "Основные типы чередований гласных в славянских языках"

Разделы: Русский язык


Тип занятия. Практикум – обобщение изученного.

Цели:

  1. закрепить изученный ранее материал по теме «Фонетические процессы в старославянском языке»;
  2. провести сравнительный анализ чередований гласных звуков в старославянском языке, современном русском литературном языке и других славянских языках.

Оборудование: материалы учебного издания : Войлова К.А. «Старославянский язык: Пособие для вузов / К.А. Войлова.- М.:Дрофа, 2003.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сегодня у нас практическое занятие, посвящённое обобщению и систематизации изученного ранее материала.

Тема нашего занятия – «Основные типы чередований гласных в славянских языках».

II. Проверка домашнего задания.

1) 2 человека к доске с карточками.


Карточка 1.

Карточка 2.

2) Упражнение 59. (Приложение №1)

Задание: выпишите из текста №2 слова, в которых буквы Ъ(ер) и Ь(ерь) обозначали редуцированные гласные звуки в сильном и слабом положениях.

(1 человек у доски выполняет это же задание.)

На примере этого текста мы видим, что в старославянском языке были две особые гласные фонемы – редуцированные гласные.

Вопрос: Какие гласные мы называем редуцированными?

Ответ: К редуцированным гласным относились две фонемы Ъ (ер) и Ь(ерь); остальные гласные по своему образованию относились к гласным полного образования.

Редуцированные отличались от остальных гласных тем, что при их произношении голосовые связки были слабо напряжены. Для этих звуков в научной литературе есть несколько терминов: редуцированный, глухой гласный, слабый сильный гласный и др.

Вопрос: Какие позиции редуцированных гласных принято называть сильными, а какие слабыми?

Ответ: Позиции, в которых редуцированным в разных славянских языках соответствуют гласные полного образования, принято называть сильными позициями, а те, где они исчезли, – слабыми позициями.

Вопрос: Охарактеризуйте слабые и сильные позиции редуцированных.

Ответ: Сильными позициями для редуцированных гласных Ь, Ъ были следующие:

  1. позиция начального слога под ударением;
  2. перед слогом с редуцированной гласной в слабой позиции;
  3. в односложных словах с самостоятельным ударением.

Слабыми позициями для редуцированных гласных Ъ, Ь были следующие:

  1. в абсолютном конце слова;
  2. перед слогом с редуцированным гласным в сильной позиции;
  3. перед слогом с гласным полного образования.

Сильные и слабые позиции редуцированных определяются с конца слова.

III. Закрепление изученного.

1) Упражнение №25

Задание: На основании данного правила запишите русские соответствия старославянским словам.

Вопрос: Сделайте вывод о судьбе редуцированных гласных в славянских языках.

Ответ: Памятники старославянской письменности XI века отразили утрату системой гласных фонем редуцированных Ъ и Ь как самостоятельных фонетических единиц. Этот процесс в лингвистике получил название процесс падения редуцированных. Его суть заключается в том, что редуцированные в слабых позициях утрачивались, а в сильных позициях изменялись в гласные полного образования О и Е.

В целом те же изменения редуцированных, что и в старославянском языке, наблюдаются в разных славянских языках.

В древнерусском языке редуцированные гласные Ъ и Ь в сильных позициях изменились в гласные полного образования [о] ,[э]: мох, сон, день, старец; в слабых позициях они исчезли: мха, сна, дня, старца. Это изменение редуцированных дало основание говорить о наличии в современном русском языке особых беглых гласных О и Е,которые в одних формах слова реализуются как материально выраженные фонетические единицы (пень, тёмен, бычок, лёгок), а в других – им соответствует нуль звука (пня, тёмный, бычка, лёгкий).

Следовательно, современное чередование беглых гласных О и Е с Ø стало следствием процесса падения редуцированных гласных в славянских языках.

2) Проверка работы по карточкам.

Вопрос: Какой принцип лежит в основе чередования букв в этих словах? (Карточка 1)

Ответ: Это принцип восходящей звучности. Его суть заключается в том, что последующий звук в слоге всегда должен быть «звучнее» предыдущего.

Принцип восходящей звучности лежал в основе закона открытого слога. Вследствие действия этого закона ещё в праславянском языке изменились начало, конец слов, исчезли дифтонги, дифтонгические сочетания, упростились группы согласных звуков.

Вопрос: Какой языковой процесс отражён в приведённых здесь примерах?

Ответ: Монофтонгизация дифтонгов. Если дифтонги оказывались перед согласными звуками или на конце слов, т.е. в положении закрытого слога, они изменялись в монофтонги – гласные звуки, с которых начинались слоги.

Вопрос: Мы знаем, что закон открытого слога повлиял и на другие процессы в старославянском языке. Какой языковой процесс отражён в данных примерах с чередованием? (Карточка 2)

Ответ: Это процесс образования носовых гласных на месте дифтонгических сочетаний гласных с носовыми согласными, если эти сочетания оказывались в абсолютном конце слова или в позиции перед согласными звуками.

Вопрос: Как связан этот языковой процесс с орфографией современного русского языка?

Ответ: Современный русский язык сохранил чередования звуков, вызванные разной судьбой дифтонгических сочетаний в открытых и закрытых слогах. В современном русском языке это исторические чередования звуков: а(я) // им(ин)// Ø.

Замять – заминать – мну.
Начать – начинать – начну.
Память – поминать – помню.
 

Процессом образования носовых гласных на месте дифтонгических сочетаний гласных с носовыми согласными можно также объяснить и наличие суффикса -ен- у разносклоняемых существительных в форме родительного, дательного, творительного, предложного падежей единственного числа и во множественном числе.

Вопрос: Какое чередование звуков, вызванное разной судьбой дифтонгических сочетаний в положении открытого и закрытого слогов, также отражено в орфографии современного русского языка?

Ответ: Это чередование полногласных и неполногласных сочетаний в корне слова.

3) Задание: К данным старославянизмам подберите соответствующие исконно русские слова. (На доске записаны слова: крах, глава, нрав, брег, страна, краткий, врата, глад, среда)

Вопрос: Расскажите о влиянии закона открытого слога на формирование данного чередования в корнях слов.

Ответ: Дифтонгические сочетания гласных полного образования *o, *e с плавными согласными *r, *l, находясь в положении между согласными звуками, представляли собой закрытые слоги, потому что они заканчивались согласными звуками и после них следовали тоже согласные звуки. В эпоху действия закона открытого слога эти закрытые слоги трансформировались в открытые слоговые единицы.

Вопрос: Как протекал этот процесс в разных славянских языках?

Ответ: В разных группах славянских языков закрытый слог открывался по-разному, потому что ко времени изменения дифтонгических сочетаний в открытые слоги праславянский язык уже не представлял некоего единства, а распался на три диалектные языковые зоны – южнославянскую, западнославянскую и восточнославянскую.

В южнославянской группе языков (болгарский, македонский, словенский, сербский, хорватский языки), а также в некоторых языках западнославянской группы (чешский, словацкий языки) слог в дифтонгических сочетаниях открывался следующим образом.

Плавный согласный менялся местами с гласными звуком, при этом гласный

В западнославянской группе языков (польский, лужицкий, кашубский, полабский языки) происходила смена местами плавного согласного с гласным звуком, но, в отличие от языков южных славян, гласный не становился долгим и не изменял своего качества:

В восточнославянской группе языков (русский, белорусский, украинский языки) плавный согласный развивал дополнительный призвук, который переходил в звук того же качества,

У восточных славян в дифтонгическом сочетании *tel-t первоначально гласный звук *e, оказавшись в позиции перед твёрдым согласным * l, перешёл в звук *o, только затем плавный согласный развил призвук, перешедший в звук того же качества, что и гласный в измененном дифтонгическом сочетании *tоl-t, например:

Вопрос: Как отличить старославянские неполногласные сочетания от похожих на них восточнославянских?

Ответ: Сочетания –ра-, -ла-, -ре-, -ле- являются старославянскими по происхождению, а значит, вторичными, если они восходят к праславянским дифтонгическим сочетаниям *or, *ol, *er, *el. Этим сочетаниям в древнерусском, в современном русском литературном языках, а также в говорах русского языка соответствуют сочетания –оро-, -оло- -ере-.

Старославянские по происхождению, вторичные сочетания следует отличать от праславянских по происхождению, а значит, первичных сочетаний -ра-, -ла-, -ре-, -ле- , которые восходят к праславянским сочетаниям *ra, *la, *re, *le и которым в русском языке соответствуют сочетания -ра-, -ла-, -ре-, -ле-.

4) Задание: выполняя упражнение № 53, установите происхождение сочетаний.

А) Потренируемся сначала устно (выполняется №1 по цепочке).

Б) Работа по вариантам с последующей взаимопроверкой под №2 и №3.

I вариант. Выписать слова с праславянскими первичными сочетаниями -ра-,- ла-, -ре-,- ле-.

II вариант. Выписать слова со старославянскими (вторичными) неполногласными сочетаниями.

5) Самостоятельная работа.

Упражнение №54

IV. Подведение итогов занятия.

Сегодня на занятии мы рассмотрели ряд чередований гласных в корнях слов, вызванное живыми для старославянского языка фонетическими процессами. Это падение редуцированных гласных и закон отрытого слога. Из живых (фонетических) чередований они превратились в исторические чередования звуков речи, которые невозможно объяснить фактами современного русского языка. Знание этих процессов даёт возможность представить пути развития всех славянских языков, помогает понять, какое влияние старославянский язык оказал на становление в частности современного русского литературного языка.

Ведь «слово, по мнению В.Г. Короленко, … есть орудие совершенствования. Всякая современность есть переход от прошедшего к будущему, движение. Она заключает сложнейшую систему, сплетение отживших моментов с действующими и только зарождающимися».