Урок технологии в 10-м классе на тему "Налогообложение в России"

Разделы: Информатика, Технология


Цели:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с определением налога, видами налогов и историей налогообложения в России;
  • научить выполнять расчёты по показателям деятельности предприятия.

Развивающие:

  • развивать культуру речи учащихся, умение оперировать экономическими понятиями.

Воспитательные:

  • воспитание экономической грамотности;
  • повышение статуса знаний;
  • воспитание чувства ответственности за судьбу России.

Оборудование и наглядность: компьютер, мультимедийный проектор, экран, демонстрационные слайды, рабочая тетрадь, учебник.

Урок построен по методике развивающего обучения.

Программно-методическое обеспечение:

  1. Программа по технологии. Автор В.Д. Симоненко
  2. Технология: учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/Под ред. Симоненко.-М.: Вентана-Графф, 2002.

Ход урока

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

  1. Проверка посещаемости учащихся.
  2. Выравнивание знаний.

Учащиеся отвечают на вопросы (Слайд 1)

1. Какими признаками должен обладать трудовой коллектив?

Ответы учащихся:

  • должен иметь общую цель;
  • наличие определённых правил и норм;
  • свою организационную структуру и систему коммуникаций (т.е. связи, взаимопонимания).

2. Между кем составляется контракт, и какие основные пункты он включает?

Ответы учащихся:

  • между руководителем предприятия (фирмы) и отдельным работником

Включает в себя:

  • функции сторон
  • права и обязанности
  • сроки контракта
  • основания для расторжения контракта по инициативе руководителя или рабочего
  • заработная плата
  • рабочий день (с … до …)
  • рабочую неделю с выходным днями (указать какими)
  • ежегодный отпуск продолжительностью … календарных дней
  • льготы и гарантии
  • страхование
  • забота о здоровье

3. Как рассчитывается производительность труда токаря, швеи, каменщика?

  • количество деталей, изготовленных за сутки/ количество часов работы = деталей / час
  • количество изготовленных деталей одежды за сутки (например, карман, рукав, манжета)
  • выложенных квадратных метров в сутки

4. Какие формы оплаты труда могут быть применены при начислении заработной платы.

швеи:

  • сдельная, сдельно-премиальная, договорная

токаря:

  • сдельная, сдельно-премиальная

учителя

  • повременная

директора предприятия

  • договорная

- Молодцы, ребята! Тему прошлого урока вы усвоили хорошо. А теперь поработаем в группах. Мы пришли к выводу, что все работники за свой труд получают заработную плату. В нашей стране зарплата является основным источником дохода семьи. Существуют и другие виды источников дохода граждан. Назовите их пожалуйста.

- доходы от собственности (сдача в аренду гаража, квартиры на временное проживание и др.)

- доходы от акций и других ценных бумаг (дивиденды)

- доходы от предпринимательской деятельности (прибыль)

- доход от вложения денег на хранение в банк (процент)

На что тратится заработанные членами семьи деньги?

Выслушать ответы учащихся.

А имеет ли свои доходы и расходы государство?

Выслушать ответы учащихся.

На что нужны государству деньги?

Выслушать ответы учащихся.

А из чего складываются доходы государства?

Из налогов.

Что такое налог? Какие бывают налоги?

Пока вы затрудняетесь ответить на этот вопрос. Сегодня мы с вами займёмся обсуждением данного вопроса. А теперь оцените, пожалуйста, свои ответы, выставив оценку в Лист оценок. Обоснуйте, почему поставили эту оценку.

Запишите тему урока “Налогообложение в России” (Слайд 2). Презентация

II. Операционально-исполнительный этап.

1. В любой стране всякий вид деятельности, приносящий доход, облагается налогом.

Налоги — обязательные платежи, взимаемые государственными органами в бюджет и внебюджетные фонды с граждан, предпринимателей, предприятий. (Слайд 3)

2. Бюджет необходим государству для решения: (Слайд 4)

1) социальных задач - систем образования, здравоохранения, науки, культуры;

2) для целей управления государством, т. е. фискальных задач - содержания правительства, армии, милиции, судов и других служб управления;

3) для повышения эффективности народного хозяйства с помощью налоговых льгот.

3. Налоговая служба – одна из важнейших в государстве с рыночной экономикой.

4. Назначение налогов и их отмена, их размеры, льготы по налогам находятся в ведении Федерального собрания России. (Слайд 5)

5. Общие принципы налоговой системы, права, обязанности и ответственность тех, кто платит налоги (их принято называть налогоплательщиками), содержатся в Законе Российской Федерации “Об основах налоговой системы в РФ”.

6. Есть два важнейших принципа построения налоговой системы: (Слайд 6)

  • величина налога должна быть одинакова для предприятий различных форм собственности и организационно-правовых форм;
  • размер налога должен соотноситься с возможностью его выплаты плательщиком - с его имуществом и доходами.

Если налог превышает возможности предприятия, оно может разориться.

7. В зависимости от соответствия доходов и налогов, налоги бывают: прогрессивные, регрессивные и пропорциональные. (Слайд 7)

Прогрессивные налоги – с увеличением дохода ставка налога увеличивается;

Регрессивные – с увеличением дохода налоговая ставка уменьшается; (Этот вид налога стимулирует развитие производства товаров и услуг и предпринимательства в целом)

Пропорциональные – налоговая ставка одинакова для любых размеров дохода. Примером является подоходный налог. Назовите, пожалуйста, ставку подоходного налога в России. (13 %)

8. Налогами облагаются: доходы и прибыль предприятий, граждан; стоимость отдельных товаров; определенные виды деятельности; операции с ценными бумагами; пользование природными ресурсами, имущество граждан и предприятий; передача имущества; добавочная стоимость продукции и др. объекты. Один и тот же объект может облагаться налогом только один раз.

9. Различают прямые и косвенные налоги. (Слайд 8)

Прямой налог взимается с плательщика.

Косвенный налог включается в стоимость товара и перекладывается на покупателя.

Плательщиками налогов (налогоплательщиками) являются юридические лица и физические лица.

10. По своему уровню налоги в России подразделяются на: (Слайд 9)

- федеральные; (Слайд 10)

- налоги республик, краев, областей, округов; (Слайд 11)

- местные налоги. (Слайд 12)

11. Рассмотрим наиболее важные из налогов для предпринимательской деятельности: (Слайд 13)

Налог на прибыль предприятий.

1) Предприятие может получать прибыль:

  • от реализации продукции, работ и услуг;
  • от реализации основных фондов (зданий, сооружений, складов и т.д.);
  • от внереализационных мероприятий (проценты по акциям (дивиденды) и другим ценным бумагам, из доходов от долевого участия в других предприятиях на территории России).

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг (Пр) рассчитывается по формуле:

Пр = Вр - Зр ,где

Вр – выручка от реализации, а Зр затраты на производство и реализацию

Сумма налога на прибыль определяется плательщиком налога самостоятельно на основании бухгалтерского учёта и отчётности. Налог выплачивается ежеквартально.

2) Льготы по налогообложению прибыли.

  • Не облагается налогом та часть прибыли, которая израсходована на техническую реконструкцию, перевооружение, расширение, освоение производства. Эта льгота касается предприятий, работающих в приоритетных направлениях (нефтяная, угольная промышленность, производство медицинской техники, продовольствия, медикаментов). На 30% сокращается облагаемая прибыль, израсходованная на создание природоохранных объектов.
  • Освобождается от обложения та часть прибыли, которую предприятие расходует на содержание своих объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта, детских и дошкольных учреждений.
  • Не облагаются налогом средства, выделенные предприятием на благотворительные цели, в экологические и благотворительные фонды.
  • Большие льготы предоставляются малым предприятиям (с численностью до 100 человек), предприятиям, устраивающим на работу инвалидов.

Налог на доходы физических лиц.

Выплачивают все граждане (физические лица), постоянно или временно проживающие на территории России.

Данным налогом облагается общий доход, полученный в календарном году, от источников в России и за её пределами в денежной либо натуральной форме. В последнем случае учитываются рыночные цены на доход. Рассмотреть и обсудить данные за 1999 г, представленные в табличной форме. (Слайд 14)

В облагаемую налогом сумму дохода не включаются:

  • государственные пособия (по уходу за ребёнком, по беременности и родам, инвалидам детства и т. п.)
  • все виды пенсий;
  • пособия по безработице;
  • выигрыши по облигациям государственных займов и лотереям;
  • проценты и выигрыши по вкладам в сберегательный банк;
  • алименты и др.

Налог на добавленную стоимость (НДС).

НДС – косвенный налог, который представляет собой изъятие определённого процента прироста стоимости, который создаётся на всех стадиях производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации.

НДС включается в цену реализуемого товара и уплачивается предприятием в бюджет ежемесячно, исходя из фактического оборота по реализации товаров, работ и услуг.

12. Выполнение практических работ (стр. 34, 35).

1) Предприятие опубликовало рекламу в периодическом издании, заплатив за это 1,3 тысяч рублей. Определите налог на рекламу, если ставка налога составляет 3 % от затрат.

Решение: 1,3*0,03=0,39 тыс. руб.= 390 рублей

2) Показатели деятельности предприятия приведены в таблице (Слайд 15). Заполните таблицу, сделав недостающие расчёты.

Всего валовой доход = 5760+65+3,5= 5828,5 д. е.

Всего расходов = 340+2,5+1,5+0,3+1,2= 345,5 д.е.

Чистая прибыль, подлежащая налогообложению до её распределения = 5828,5 – 345,5= 5483 д.е.

Налооблагаемая чистая прибыль до её распределения = 5483 – 10,5 = 5472,5 д.е.

Сумма налога на прибыль = 5472,5/100*32 = 1751,2 д.е.

Учащиеся делают самооценку работы на данном этапе урока, комментируя поставленные оценки.

Рефлексивно-оценочный этап

Ребята, сегодня на уроке вы узнали много нового. Давайте проверим, как вы усвоили новую тему. Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  1. Что такое налог?
  2. Для чего государству необходим бюджет?
  3. В ведении какого государственного органа находятся назначение налогов и их отмена, их размеры, льготы по налогам?
  4. Какими свойствами должны обладать налоги?
  5. Какие налоги включает в себя налоговое законодательство?
  6. Какие налоги выплачивают предприниматели?
  7. Куда используются средства налогоплательщиков?
  8. Какие учреждения и организации занимаются надзором за сбором налогов?

А теперь выполните самооценку, прокомментировав поставленные оценки.

Поставьте оценку за урок.

III. Анализ урока. Сообщение оценок.

IV. Домашнее задание.

§ 5, стр. 28-36, ответить на вопросы, стр.36

Написать сочинение “Как использовать систему налогообложения для повышения экономической активности населения?” (Слайд 16)

Лист самооценки и слайд “Налогообложение в России” прилагаются (Приложения 1, 2)