Сюжетно-ролевая игра "Знатоки города"

Разделы: География, Внеклассная работа


Город Екатеринбург стал одним из мест, где происходило взаимообогащение различных культур народов России (финно-угров, татар, башкир, русских, украинцев, немцев, поляков). Каждый из этих народов имел свой менталитет и фольклор, но знания о наших соседях у сегодняшнего, да и вчерашнего поколения детей, к сожалению, либо отсутствуют вообще, либо отрывочны. Интерес к этому должна стимулировать предлагаемая сюжетно- ролевая игра “Знатоки города”. Игра выбрана в качестве формы, выбрана не случайно, так как эмоциональные переживания детей участников игры станут прочной и долговечной основой их интереса к пониманию и уважению окружающих нас народов и народностей.

Участником игры может стать команда учащихся 5-6 классов, численностью 5-10 человек. Желательно, чтобы в команде были представлены и мальчики девочки.

Тематика игры: Исторические события, произошедшие на территории Екатеринбурга и уральские письменные и устные сказания.

Команде необходимо выбрать для себя народ или народности Урала, которое она будет представлять на игре. Изучить историю и культуру выбранного народа (народности). Сшить или взять напрокат одежду соответствующего народа и эпохи. Разучить или воссоздать обряды и праздники (свадьбы, сев, уборку урожая, и др. по выбору участников) и продемонстрировать их во время игры.

Цель игры:

  1. Повышение интереса ребят к истории своего города.
  2. Побуждение к желанию дополнительного изучения истории и культуры города.

Задачи игры:

  1. Расширять историко-географическое представление учащихся о памятных местах социальной, гражданской и культурной истории города.
  2. Формировать умения самостоятельной работы с разными источниками информации.
  3. Вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность по изучению родного края.
  4. Воспитание чувства любви и гордости к своему краю.

Ход игры

Игра – соревнование проводится по этапам, на каждом этапе предлагается выполнить определенное задание. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за дополнение 0,5 балла. На выполнение каждого задания дается определенное время. Если команда выполнила задание правильно и раньше времени, то они получают дополнительно 1 балл. После отведенного времени выполнения задания прекращается.

1 этап. “В гостя у Хозяйки Медной горы”

Время – 4 минуты, количество баллов – 4.

В геологическом музее хранятся более 30 тыс. образцов горного богатства Урала.

Задание: Проводится блиц-викторина на знание минералов и полезных ископаемых родного края.

1. По твердости, по блеску, по всему.
Меж самоцветов равных нет ему. (Алмаз)

2. Легенды сложены о нем,
Слывёт в народе, “горным льном” (Асбест)

3. Как называется камень, который установлен целой глыбой в Историческом сквере, и является символом города Екатеринбурга. (Родонит)

4. Он не рубин, но блик его и цвет
Роднит с рубином этот самоцвет. (Гранат)

II этап. Викторина “Знатоки города”

На выполнение работы дается 10 минут. Каждое отгаданное слово 1 балл.

1. Озеро в черте нашего города. (Шарташ)

2. Проспект, связывающий Уралмаш и железнодорожный вокзал. (Космонавтов)

3. Парк развлечений в нашем районе. (Сагайдак)

4.Улица, на которой расположен цирк. ( Куйбышева)

5. Площадь на пересечение ул. Главный проспект и Пушкинская. (Труда)

6. Река, впадающая главную реку города. (Мельковка)

7. Первый кинотеатр нашего города. (Колизей)

8. Улица Железнодорожного района. (Мельковка)

III этап. “Геральдический”

Время на работу 4 минуты. Количество баллов – 6.

Задание: Разместите гербы города Екатеринбурга – Свердловска-Екатеринбурга по времени их появления.

После выполнения 5 заданий все команды собираются вместе, и проводится последний конкурс

IV этап. “Поле чудес”

Время на выполнения – 5 минут, Количество баллов – 10.

Задание: Назовите первое каменное здание города Екатеринбурга.

На доске зашифровано слово из 10 букв. Каждая команда отгадывает последовательно по 1 букве, каждая отгаданная буква – 1 балл. Досрочный, правильный ответ, дополнительно- 5 баллов. Неправильный ответ – минус 5 баллов.

 

Подведение итогов

Только пройдя все этапы и получив отметку с баллами в маршрутном листе, команда может закончить игру. Побеждает та команда, которая быстрее закончит прохождение маршрута, правильно ответит на наибольшее количество вопросов и не получит штрафные баллы за нарушение правил.

Жюри ведет подсчет баллов по мере выполнения заданий командами. По окончанию игры подводится общий итог и выявляется победитель и призеры игры. Команда, набравшая наибольшее количество баллов становится победителем, члены команды получают дипломы I степени и призы.

Дипломами II и III степеней и призами награждаются команды, набравшие соответственно меньшее количество баллов. Оставшиеся участники награждаются грамотами участников игры и поощрительными призами.

Литература

  1. Екатеринбург. Энциклопедия. - Екатеринбург, 2002 г.
  2. История Урала с древнейших времен до наших дней. - Екатеринбург, 2006.
  3. Корепанов Н., Блинов В. Город посередине России. - Екатеринбург, 2005.
  4. Кулагина Г.А. Уральский сундучок краеведа: игры, головоломки, викторины… - Екатеринбург, 1998.
  5. Лукъянин В., Никулина М. Прогулки по Екатеринбург. - Екатеринбург, 1995.
  6. Мультимедийный альбом 1000 фотографий Екатеринбурга.
  7. Старков С. Екатеринбург – город в двух измерениях //Подробности - 11.09.1998.
  8. Уральская историческая энциклопедия Екатеринбург, 1998.