Комплексная работа с текстом И.С. Соколова-Микитова "Звуки весны"

Разделы: Русский язык


Цель урока: формирование навыков работы с текстом.

Задачи: повторить основные речеведческие понятия; отработать основные правила орфографии и пунктуации; развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.

Оборудование:

  • плакат с формулировкой темы урока;
  • тексты рассказа для каждого ученика;
  • репродукции и фотографии с изображением весенней природы, фонограмма.

Ход урока

I. Оргмомент. Вступительное слово учителя.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О звуках.)

- О каких звуках нам предстоит поговорить? (О звуках весны.)

- Где их можно услышать? (В лесу, на реке, на улице.)

- Если посмотреть в окно и прислушаться...Что можно услышать? (Как поют птицы, разговаривают прохожие под окном, смеются дети, вышедшие поиграть на солнышке; ветер шевелит ветви деревьев, и они словно перешёптываются между собой.)

- А как слышат весну писатели и поэты? И самое интересное - как они об этом рассказывают?

- Сообщение целей урока.

- Небольшое сообщение об авторе.

У Ивана Сергеевича Соколова-Микитова много рассказов: о приходе весны, о птицах и зверях, о природе. И это не удивительно, потому что родился он в Смоленской области в семье лесничего. Рано узнал лес, полюбил, изучил его. Позже много путешествовал, плавал на кораблях матросом, бывал в экспедициях на севере нашей страны. Его произведения пробуждают в читателях любовь к родной земле, умение дорожить природой, с уважением относиться к людям. Давайте вместе прочитаем рассказ.

II. Работа с текстом.

- Чтение рассказа.

Звуки весны.

1) Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги.

2) Чудесно наступает предутренний час в лесу.

3) Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра.

4) Подчиняясь палочке невидимого дирижера, одна за другою гаснут над лесом звезды.

5) Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер.

6) Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички - зорянки.

7) Тихий, знакомый слышится звук: "Хоррр, хоррр, цвиу! Хоррр, хоррр, цвиу!"

8) Это тянет над утренним лесом вальдшнеп - лесной длинноклювый кулик.

9) Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря.

10) В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают.

11) Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бесчисленных свирелях, повсюду заливаются неутомимые музыканты - дрозды, с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки.

12) Множество радостных торжественных звуков слышит охотник в этот веселый час на земле и, забыв о своем ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра. (Соколов-Микитов).

- О чём вас заставил задуматься рассказ? (О том, как приятно оказаться в лесу в предрассветный час.)

- Тема текста? (Она отражена в заглавии.)

- К какому стилю речи можно отнести этот текст? (К художественному: в тексте нарисована картина зарождающегося весеннего утра, описаны звуки, сопровождающие его рождение, передано состояние человека, который всё это видит и слышит.)

- А к какому типу речи мы отнесём этот текст? (Это описание.)

- Какие изобразительно-выразительные средства делают это описание таким ярким? (Учащиеся находят в тексте эпитеты и метафоры.)

Эпитеты Метафора
прекрасная симфония наступает час
гаснут звёзды
весеннее утро замирают макушки деревьев
предутренний час проносится ветер
волшебная палочка ухо ловит песню
предрассветный ветер трубят журавли
знакомый звук поют жаворонки
восходящее солнце заливаются дрозды
торжественные звуки

(В первом столбце подчеркнуть проверяемые и непроверяемые корневые гласные, во втором - определить спряжение глаголов.)

- С чем автор сравнивает наступление утра? (С симфонией.)

- А вы знаете, что такое симфония?

Симфония-1. Большое музыкальное произведение для оркестра. 2. Гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь. (Симфония красок, симфония звуков.)

- Услышали ли вы симфонию утра?

С помощью чего автор достиг того, что мы могли услышать симфонию? (Автор использовал музыкальные термины, изобразительно-выразительные средства, звукоподражание.)

- Прочитайте, как начинается симфония.

- Голоса каких птиц звучат в симфонии утра? (Выписать в ед.ч.И.п.)

  • зорянка
  • вальдшнеп (кулик)
  • глухарь
  • журавль
  • дрозд
  • жаворонок

А теперь выпишите те глаголы, с помощью которых мы услышали музыку утра. (Определите время глаголов. Найдите те, которые употребляются в переносном значении.)

  • тянет-поет
  • трубят-курлычут
  • заливаются-поют

- Чего достигает автор, используя глаголы настоящего времени? (Мы как бы сами становимся участниками описываемых событий.)

- Какую роль в тексте играют деепричастия? (Они показывают, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом.)

- Что представляет собой деепричастный оборот? (Деепричастие с зависимыми словами.)

- Найдите номера предложений с деепричастными оборотами. Выпишите их. Объясните знаки препинания при помощи схем.

- Первое предложение разберите синтаксически.

- Во втором предложении выделите все изученные орфограммы.

- Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв.

- Выпишите слова, которые образованы приставочным и суффиксальным способом. Выполните морфемный разбор.

(Задания выполняются по вариантам.)

А теперь сами попробуйте создать небольшое описание. В этом вам помогут иллюстрации и фотографии, изображающие весеннюю природу.

III. Р/Р Учащиеся пишут сочинение-миниатюру под музыкальное оформление.

Сочинения зачитываются.

IV. Итог урока.

V. Д/з: написать сочинение "Запахи весны".