"Значение авторитета родителей для подростка"

Разделы: Работа с родителями


Сегодня, мы с вами поговорим о значение авторитета родителей для подростка. В зале представлена выставка литературы по педагогике, с которой вы можете ознакомиться, найти нужное для себя.

Цель нашей встречи:

1. Изучить некоторые особенности воспитания подростка в семье.

2. Показать возможные пути решение проблем между родителями и подростками.

3. Раскрыть суть личности родителя в семье для ребенка.

4. Привлечение населения к сотрудничеству с педагогами гимназии через “совет отцов”, через родительский комитет.

Свое выступление хочу начать со слов: “Вы хотите, чтобы ваш ребенок был внимательным, сообразительным, способным? Это зависит от вас, от того, когда начнете, и как будете развивать его способности...” (Б.Никитин).

Семья – важная форма общности людей, сложная и своеобразная, в которой тесно переплетаются естественные и социальные функции, причем последние являются преобладающими. Естественная (физиологическая) функция находит свое выражение в отношении полов, в рождении детей, однако все это приобретает социальную сущность.

В семье преобладают общие интересы и духовная близость мужа и жены.

Семья – хозяйственная ячейка, включена в систему экономических отношений общества, регулируемая определенными правовыми этическими нормами. Семья включена также и в систему духовных этнических отношений.

Иногда родители рассуждают так: ребенок сыт, одет, обут – что еще надо? Очень многое!

Каждый ребенок – неповторимый плод нравственной атмосферы семьи, на него постоянно действует пример отца и матери. И как тут не вспомнить замечательные слова А.С. Макаренко: “Ваше собственное поведение – самая решающая вещь”.

Да, то, что мы говорим, делаем, какие даем оценки людям и событиям – все это зернышко за зернышком западает в детскую душу, чтобы потом “прорасти” в поступках, характерах и судьбах.

Велико значение в воспитании и семейных традиций. В каждом доме они свои, особенные, неповторимые, по-разному влияют на стиль семьи, ее уклад, на формирование чувств семейной гордости, любви к отчизне, людям, труду.

Разумеется, прочная, дружная семья не возникает сама собой, по мановению волшебной палочки. Надежная ткань семейных отношений создается в общении между отцом и матерью, родителями и детьми.

В исследованиях психологов и педагогов с арифметической точностью подсчитано, что из 16-ти фактов, формирующих эмоциональную семейную атмосферу, общение по силе своего воспитательного воздействия на детей занимает первое место.

Внутрисемейное общение – это искусство, золотой ключик, который открывает дверцу доверия между родными людьми.

И “отковать его могут родители, которые по выражению замечательного польского педагога Януша Кочака, умеют “не опускаться” до понятий детей, а “подниматься” до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.

Л.Н. Толстой признавался – ни одно дело в мире, включая писательство, не захватывало его так, как воспитание доброго потомства – самое увлекательное дело на земле.

Однако известно: чтобы сознательно формировать личность, необходимо овладеть инструментами воспитания, достичь определенных высот в семейной педагогике. Наверное, мало найдется родителей, которые не сталкивались бы с трудностями воспитания детей.

Кто не переживал горьких минут: хочу передать ребенку все самое лучшее, что знаю, умею, вижу, а он не берет, более того – сопротивляется. Как тут быть?

Воспитание – процесс сложный и многогранный. В нем, как подчеркивал А.С. Макаренко, нет мелочей, все важно.

Хотим мы того или нет, а фундамент, основа характера человека закладывается в семье.

Главное предназначение семье – распить зерна любви и добра, долга и ответственности. Слово, стать школой воспитания человеческих чувств.

Если ребенок делает что-то недопустимое, с вашей точки зрения, например, обижает малыша, его, конечно, нужно остановить, но объяснения и разговор о возможном наказании лучше отложить до того момента, когда вы останетесь без посторонних. Чувство собственного достоинства ребенка надо оберегать.

Рассказ о проступке третьим лицам, наказания при посторонних для уважающего себя человека, независимо от того, сколько ему лет, унизительны. Подобные действия взрослых воспринимаются как нетактичные и жестокие не только самим повинившимся, но и окружающими.

Чем старше ребенок, тем деликатнее должен быть взрослый, вмешиваясь в его отношения с людьми.

Нетактичность отца или матери может быть сурово осуждена ребенком, и отрицательно сказаться на дальнейших отношениях.

“Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них. От дурных товарищей, развращенных речей, пустых и бессодержательных книг, и, наконец, безделья, чтобы дети от безделья не научились делать дурное или не отупели умственно.

Лучше, чтобы они всегда были чем-нибудь заняты... только не предавались бы праздности” (Каменский Я.А.   “Великая дидактика”).

Литература

1. Гранкин Г.Г. Когда книга учит. М.: Педагогика: Библиотека учителя и воспитателя, 1990. С. 255.

2. Макаренко А. Книга для родителей. ГУПИМП, 1956. С. 357.

3. Яковлев Н.С. Записки директора школы. М.: Педагогика: Библиотека учителя и воспитателя, 1987. С. 112.