Реализация педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса через работу "экипажей"

Разделы: Русский язык


Сегодня мы открыто говорим о катастрофическом падении интереса к русскому языку как учебному предмету и сетуем на безграмотность.

Как обучать русскому языку?

Русский язык и литературу преподаю в школе 35 лет. Всегда училась и продолжаю учиться преподавать уроки.

В своей работе совмещаю традиционные формы с новаторскими приёмами.

Достигала результатов, используя элементы заинтересовавших меня авторских методик и идя своим собственным путём.

Дорогу осилит – идущий!

Особое место в моей работе занимает такая форма организаций учебы, как  работа «экипажами». Это группа учащихся из 4,5 человек, один из которых «командир», другой – «бортмеханик», остальные члены «экипажа». Работа «экипажами» обеспечивает активное участие в уроке каждого ученика, повышает авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда, способствует созданию атмосферы сотрудничества и коллективизма. Работать «экипажами» трудно, но я верю в способности детей, и они знают: будет нелегко, но им помогут.

Руководствуюсь следующими приемами в своей работе: у ученика уже есть умения и навыки, с которыми он пришёл ко мне в класс, – изучай их, развивай и совершенствуй.
Поэтому не только я ищу эффективные пути обучения, но и ученику помогаю  найти самые приемлемые для него пути овладения знанием.

Когда беру новый класс (желательно пятиклассников), присматриваюсь к ним всю первую четверть. Затем делю учащихся на «экипажи».
В составе 4 человека. Комплектую их по месту жительства (микрорайонам). Так эффективнее. Они могут помогать друг другу и после уроков.
Во главе «экипажа» – командир. Это обычно сильный ученик. У него  твердая «5», или к «5» надо дотянуться и закрепиться.
Рядом с командиром сидит пилот. Он помогает своему командиру. Средний ученик, это тот, кто учится на «4» или может срабатывать на «4».
Ему поможет  командир, да он и сам, получив должность «зама», не уступит её, а будет стараться удержаться на своём месте.
Остальные два ученика –  члены «экипажа». Это слабые в знаниях дети, их большинство.  «Экипажи» могут быть постоянного и переменного состава. Дети могут переходить из одного «экипажа» в другой, но такое бывает очень редко, так как учащиеся вживаются в свой микрокласс и не хотят его покидать.
В течение всего урока стараюсь восполнить все пробелы, направляю работу. Слежу за климатом в «экипажах», не допускаю размолвок.
Работа «экипажами» – это интересная организация учебного процесса,
она  позволяет подходить к каждому виду работы дифференцированно, т.е. учитывая личностные критерии. Ведь очень важно отметить ученика, который отстаёт в силу разных причин, но старается догнать класс. Командир обязательно, подводя итог работы, скажет о самой незначительной успешности ребят из своего «экипажа». Заметит всё.
Оценивая знания, я подбираю задания разных уровней с учетом подготовленности ребят по предмету, их развития. Задания даются по вариантам: двум  членам «экипажа», пилоту и командиру. Задания первого варианта требуют воспроизведения материала, содержат определенную дозу помощи: разрешаю посмотреть «подсказку». Задания второго варианта направлены на применение знаний, умений в новой ситуации, установление связей между понятиями. Задания третьего варианта рассчитаны на учащихся, проявляющих большую степень самостоятельности (творческие задания). Оцениваются задания разных вариантов неодинаково.

Насколько тщательно выучены и повторены правила правописания, проверять надо постоянно.

Продолжение статьи

Приложения