Урок ИЗО "Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции" (8-й класс)

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 8


Цель урока: формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с основами композиционного построения.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к искусству.

Оснащение урока:

  • компьютерный класс;
  • мультимедиапроектор;
  • выставка полиграфической продукции.

План урока:

1. Дать определение  дизайна.
2. Показ компьютерной презентации с последующим объяснением
3. Выполнение самостоятельной работы с использованием ИКТ-технологий.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступление

Изучая изобразительное искусство на протяжении семи лет, вы познакомились с триединством пространственных искусств: изобразительных, декоративных и конструктивных.
В этом классе, наше внимание будет сосредоточено исключительно на конструктивных искусствах, к которым относятся: архитектура и дизайн. Они составляют очень важную сторону нашей жизни – это среда, в которой мы живем.
Каждый из нас хочет хорошо выглядеть, модно одеваться и жить в удобном  и красивом доме. Основу любой вещи или здания составляет какая-то конструкция, соединение объемных форм, выполненных из разных материалов. Почему надо знать основы дизайна и архитектуры, если мы живем в мире готовых вещей и зданий? Потому  что изучение грамоты конструктивных искусств – это способ развития художественного вкуса .
Художественное конструирование или дизайн как искусство сложился в эпоху расцвета машинного производства вещей (конец  XIX – начало XX вв.). Основной сферой работы дизайнера является создание вещи серийного, массового производства, сделанной промышленным способом.

3. Объяснение материала

(Приложение 1. Слайды 1, 2)
В течение нескольких уроков мы с вами будем изучать искусство композиции как основу дизайна и архитектуры.
1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции
2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие
3. Движение и статика
4. Прямые линии и организация пространства
5. Цвет – элемент композиционного пространства
(Приложение 1. Слайд 3)
Что такое композиция?
Главное в композиции – создание художественного образа. Картины ,написанные в разные эпохи и в разных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. Давайте дадим определение понятию Композиция.

Композиция (от лат.compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии  с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Изображать – значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.

Если мы внимательно посмотрим на произведение искусства, то можем увидеть, что  наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, круг, овал и т.д.
(Приложение 1. Слайд 4)
– Какие формы образуют данные изображения?
Ответы детей: треугольник, круг.
(Приложение 1. Слайд 5)
Композиционные схемы помогают найти соотношения различных частей картины или рисунка, уяснить общую структуру композиции. В качестве примера композиционного построения картины рассмотрим полотно Веласкеса «Сдача Бреды».Это – одна из наиболее ясно читаемых композиций, благодаря четкому распределению масс, чередованию темных и светлых пятен. Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста, везде контрасты и противопоставления, в картине две диагонали, светлые пятна кафтана воина и головы лошади создают ощущения глубины пространства. Композиционное пространство состоит из нескольких планов с перспективой дали, а введение пик с флажками создало ритмическое разнообразие и сделало композицию живой.
(Приложение 1. Слайд 6)
Композиционные приемы в полной мере зависят от видов искусства. Каждый вид искусства наряду с общими закономерностями композиции имеет свою специфику.
В композиции важно все – масса предметов, их зрительный «вес», размещение на плоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен, способы передачи светотени, цвет, формат, размер произведения и т.д.
(Приложение 1. Слайд 7)
Мы начнем изучение закономерностей композиции с расположения простейших элементов ( линий и пятен)  на плоскости.
Если изображения – прямоугольники, пятна, линии – расположены на листе бумаги случайно, мы невольно стремимся преодолеть эту случайность и хаотичность.
Достижения гармоничного расположения элементов по отношению друг к другу и их уравновешенность в целом и составляет сутьКОМПОЗИЦИИ.
(Приложение 1. Слайд 8)
Мы имеем пустое пространство. Чтобы получился диалог между чем-то и чем-то, необходимо что-то , что стало бы спорить с этой пустотой.
Этим что-то может быть любое изображение.
(Приложение 1. Слайд 9)
Рассмотрим три примера:

1. На этом изображении черный прямоугольник явно мал, так как остается много белого .
2. На этом изображении наоборот, слишком много черного
3. На третьем изображении найдено композиционное равновесие масс черного и белого.

Что нужно сделать в первых двух примерах, чтобы получить равновесие масс черного и белого?
Ответы детей: В первом случае – добавить черного цвета, а во втором – убрать лишний черный цвет.
(Приложение 1. Слайды 10, 11)

Задание 1.

Путем подбора  размера черного  прямоугольника создать на белом листе гармоничную композицию.
Для выполнения данного задания вам необходимо включить компьютер и выбрать удобную для вас программу. Далее работаете в соответствии с инструкцией.

(Приложение 1. Слайд 12)

Физкультминутка

(Приложение 1. Слайд 13)

Симметрия. Что такое симметрия? Встречается ли симметрия в природе? Назовите симметричные объекты, созданные людьми и созданные природой.
(Приложение 1. Слайд 14)
Все мы знаем, что симметрия в природе существует. Кристаллические структуры и организмы животных, геологические образования и элементарные частицы подчиняются этому закону.
Симметрия предполагает собой некий определенный порядок, математическую закономерность расположения элементов относительно друг друга и в пространстве.
(Приложение 1. Слайд 15)
Симметрия встречается не только в объектах, созданных человеком, мы сплошь и рядом встречаем симметрию в природе, именно оттуда изначально брал пример человек, создавая какие либо объекты и предметы, именно поэтому древние считали симметрию условием красоты и гармонии.
Симметрия снимает зрительное раздражение диспропорцией черного и белого и создает гармонию, ценой исчезновения изобразительного эффекта.
Симметрию можно выстраивать вокруг точки (радиальная), вокруг одной оси, вокруг нескольких осей.
(Приложение 1. Слайд 16)
Для достижения равновесия может быть использован прием симметрии.
В таких ситуациях композиция превращается в орнамент.
Становится монотонной и однообразной.
(Приложение 1. Слайд 17)

Асимметрия и динамическое равновесие

Если в симметричной композиции баланс  и порядок элементов  абсолютны, то в асимметричной они относительны.
(Приложение 1. Слайд 18)
Взаимное расположение форм создает динамическое равновесие, которое достигается путем добавления дополнительного элемента. Рассмотрим представленные рисунки. На первом явно преобладает белый цвет, путем добавления второго черного элемента снимем ощущение лишнего  белого. Определяем место второго элемента и его размер.
(Приложение 1. Слайд 19)
Композиция, в которой стороны прямоугольников расположены параллельно краям поля, называется фронтальной
Композиция, в которой стороны прямоугольников расположены под углом к  краю поля, называется глубинной
Не следует смешивать фронтальную и глубинную композиции, т.к. отсутствие цельности композиции приводит к тому, что элементы существуют как бы сами по себе, «разваливаются»
(Приложение 1. Слайд 20)

Задание 2.

1. К уже заданному по размеру и местоположению черному прямоугольнику добавьте второй такого размера, чтобы достичь композиционного равновесия
2. Создайте фронтальную композицию и глубинную.
(Приложение 1. Слайд 21)
Инструкция по выполнению задания на компьютере
(Приложение 1. Слайд 22)
Примеры выполнения задания

4. Подведение итогов урока.

– С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?
– Ответы учеников.(дизайн, гармония, композиция и т.д.)

Просмотр работ и анализ.

Список литературы:

1. Н.М.Сокольникова Основы композиции, Москва, Изд. «Титул», 1993 г.
2. А.С.Питерских, Г.Е.Гуров Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека, Москва, «Просвещение», 2008 г.